Что такое Reason. Propellerhead Reason

Что такое Reason (Propellerhead Reason)
Виртуальную студию Reason выпустила известная шведская компания Propellerhead Software. Программа работает на двух платформах (PC и Mac), нетребовательна к ресурсам компьютера (для PC достаточно Pentium II с 64 Мб RAM), подходит для живого исполнения (поскольку имеет очень малое время ожидания), проста для изучения, хорошо отлажена и работает стабильно. По моему мнению, Reason не имеет конкурентов, и я попробую это аргументировать.




Reason - это виртуальная музыкальная студия, включающая в себя всё необходимое для создания полностью законченной музыкальной композиции. Она представляет фактически неограниченные возможности для написания музыки, хотя по началу создается совсем противоположенное впечатление, но это только по началу. Изначально Reason создавался как программа для написания предпочтительно электронной музыки, но практика показала, что в других музыкальных направлениях Reason чувствует себя столь же уверенно. Многие сейчас скажут: "тоже мне удивили, да таких программ десятки!"..., и будут неправы, потому как единственным аналогом Reason'а является настоящая "железная" многотысячедолларовая студия.

Reason имитирует рэковую стойку с синтезаторами, микшерами, процессорами эффектов и прочим студийным оборудованием. Поначалу я сомневался в эффективности такого подхода, вспоминая приемы работы в других виртуальных студиях. Но стоило создать свой первый проект, как все сомнения исчезли - выполнив интерфейс в рэковом стиле, разработчики попали в "яблочко". В отличие от многих виртуальных студий, где часто нужно мыслить абстрактно, держа в голове какие-то невидимые нити, соединяющие модули, в Reason все просто и наглядно. Приборы, разъемы и кабели - вот они, на виду, как настоящие.

Гибкость коммутации поражает. Нажав клавишу Tab, загляните за стойку, и вы это поймете. Разработчики даже превзошли "железо". Вы где-нибудь видели, чтобы приборы высотой в 3U могли складываться до 1U? В Reason каждый прибор умеет это делать, стоит лишь нажать кнопку с изображением треугольника в левом верхнем углу передней панели. Сама рэковая стойка практически "резиновая" - ее высота ограничивается только ресурсами компьютера.

Что такое Reason (Propellerhead Reason)


В состав Reason входят синтезатор Subtractor, семплер NN-19, драм-машина Redrum, плеер барабанных лупов Dr.Rex, микшер, процессоры эффектов восьми типов, шаговый секвенсор Matrix и "машина ввода" Rebirth. При загрузке пустой песни эти устройства отсутствуют, но их можно создавать по мере надобности и в любом количестве. Есть также устройства, которые присутствуют в каждой песне и их нельзя удалить. Это Reason Hardware Interface (коммутационная коробка для связи с внешним миром), секвенсор и панель транспорта.

В Reason есть два типа сигналов (и соответствующих им разъемов) - звуковые и управляющие. Последние делятся на управляющее напряжение (CV, Control Voltage) и триггеры (Gate CV). Такое деление условно, и в некоторых случаях управляющее напряжение может служить триггером. Почти все приборы Reason имеют на задней панели управляющие входы и выходы, даже те, для которых в реальной жизни это не характерно (например, семплер NN-19). Для облегчения работы с виртуальными кабелями введена цветовая схема: желтый цвет и его оттенки - для управляющих сигналов; оттенки красного - для звуковых сигналов с инструментов; оттенки зеленого - для звуковых сигналов, идущих к процессорам эффектов и от них.

Если вы чувствуете себя неуверенно, соединяя устройства между собой, не беда - есть функция автоматической коммутации, которая почти всегда дает приемлемые результаты. Есть и "защита от дурака" - Reason никогда не позволит подключить аудиосигнал в управляющий разъем и наоборот.

В одной сессии может быть загружено несколько песен, что позволяет вытворять экзотические вещи, например, копировать устройства вместе со всеми настройками из одной песни в другую.

Любая ручка, кнопка или движок на панели управления устройства могут быть автоматизированы. Очень помогают и всплывающие подсказки над каждым органом управления.

Reason умеет работать с большим количеством форматов файлов. Основной рабочий файл, песня (RSN), содержит настройки рэка, данные секвенсора и ссылки на используемые семплы. Можно сделать файл самодостаточным, сохранив семплы внутри. Есть формат RPS ("песня, предназначенная для публикации"), - подобный файл также содержит семплы, но они не могут быть вырезаны и сохранены на диске. Кроме того, программа не позволяет вносить в файл какие-либо изменения. Группа форматов связана с пэтчами для устройств Reason (ZYP - пэтчи синтезатора Subtractor, SMP - семплера NN-19, DRP - драм-машины Redrum). Плеер барабанных лупов использует формат ReCycle (RX2, RCY или REX).

Наконец, самый объемный формат - ReFill (RFL). Он придуман, скорее, для защиты авторских прав и может включать в себя файлы вышеперечисленных форматов вместе с семплами. Ни один файл, входящий в ReFill, нельзя вырезать и сохранить на диске. Получается некое подобие платы расширения для синтезатора, в которой ничего уже нельзя изменить. Для работы с песней, ссылающейся хотя бы на один объект внутри ReFill, нужен весь файл. В комплект поставки программы входит файл FACTORY SOUND BANK.RFL размером более 500 Мбайт, содержащий огромное количество пэтчей, семплов, лупов и демонстрационных песен, помогающих начать работу с программой. Reason будет загружаться только при наличии этого файла либо на компакт-диске (который должен быть вставлен в привод), либо на жестком диске в той же папке, что и программа. В комплект поставки Reason 1.0.1 входит утилита ReFill Packer, с помощью которой можно создать собственные банки ReFill.

Очень удобен встроенный браузер файлов, который появляется при загрузке пэтча или импорте семпла в устройство. Он имеет множество функций, в том числе поиска "потерянных" звуков. Файлы ReFill отображаются в браузере как обычные каталоги, а содержимое ReFill - в виде подкаталогов с файлами.



Теперь пару слов о коммутации программы с внешним оборудованием. Reason может управляться с помощью программных или аппаратных MIDI-контроллеров и секвенсоров. Первый вариант - MIDI-сообщения поступают с одного MIDI-порта и MIDI-канала на выбранный трек секвенсора программы, а секвенсор передает их устройству, с которым связан трек. Второй вариант работы - в обход секвенсора, когда каждое устройство получает MIDI-сообщения напрямую, также от назначенного порта и канала. Настройки MIDI-портов выполняются в окне предпочтений, а непосредственная связь портов и каналов с устройствами - на панели прибора Hardware Interface.



Reason поддерживает до четырех MIDI-портов, что в сумме дает 64 MIDI-канала. Каждому порту соответствует кнопка (от A до D) на панели Hardware Interface.

Что такое Reason (Propellerhead Reason)

Для дистанционного управления устройствами желательно выделить отдельный MIDI-порт - это предотвратит конфликты с данными, предназначенными секвенсору. Выбор порта осуществляется в списке Remote Control окна предпочтений. Включается режим дистанционного управления флажком Enable MIDI Remote Mapping в меню Options. Там же следует поставить флажок напротив Edit MIDI Remote Mapping. После этих действий при щелчке мышью на любом из органов управления прибора возникает окно для настройки MIDI Remote. Той же техникой можно пользоваться для управления приборами с помощью обычной компьютерной клавиатуры. В меню Options нужно просто отметить другую пару команд.



Для вывода звука Reason предлагает до 64 аудиоканалов. Реальное количество каналов зависит от возможностей звуковой платы. На передней панели Hardware Interface есть 64 индикатора уровня, на задней - 64 входа Audio In для подключения кабелей с микшеров или непосредственно с приборов Reason. Фактически, эти входы являются выходами звуковой платы.



Секвенсор

Первое, что мне понравилось в секвенсоре, - его простота при очень мощных средствах редактирования. Первое, что не понравилось, - несколько скомканный интерфейс и постоянное ощущение тесноты. Секвенсор и рэковая стойка делят между собой пространство по вертикали, но самое неприятное - секвенсор имеет ту же ширину, что и стойка, и растянуть его на весь экран по горизонтали нельзя. При разрешении 1200 пикселей добрая половина пространства экрана по горизонтали расходуется зря. Да и по внешнему виду секвенсор явно выпадает из концепции виртуальной рэковой стойки. Короче, на месте разработчиков я бы отвел под секвенсор отдельное окно, которое можно масштабировать как угодно.

Структура секвенсора обычна: список дорожек - слева, экран событий - справа. Над списком дорожек - заголовки столбцов, над экраном событий - линейка времени в формате такты-доли, средства масштабирования - по краям окна, кнопка развертывания на всю высоту документа - в правом верхнем углу. Завершают эту конструкцию сверху - простенькая панель инструментов, снизу - панель транспорта. Для работы с фрагментами и циклами есть два локатора - левый и правый. Позиция песни отображается в виде маркера с буквой P, а окончание песни отмечает маркер E.




Каждая дорожка секвенсора может быть связана только с одним из приборов Reason, но можно назначить несколько дорожек на один прибор. Назначение дорожки выполняется в столбце Out. Для экономии места название выбранного устройства в столбце не отображается, вместо этого появляется картинка, по которой можно догадаться о типе устройства.

А что, собственно, мы делаем, назначая дорожку конкретному устройству? Мы направляем в устройство поток управляющих воздействий, записанных на дорожке. В отличие от MIDI-секвенсоров, в секвенсоре Reason нет такого понятия, как MIDI-каналы. Связь дорожки секвенсора с устройством происходит вышеуказанным способом по одному внутреннему каналу программы.

Управляющие воздействия в Reason делятся на три типа: ноты, контроллеры и изменения паттерна. Под словом контроллеры имеются в виду данные автоматизации органов управления приборов, которые не надо путать с MIDI-контроллерами (такими, как модуляция и экспрессия). Так вот, каждая дорожка (или трек) в секвенсоре Reason состоит из трех слоев (Lane). Слой 1 содержит события-ноты для таких устройств, как Subtractor, Sampler, Redrum и Dr.Rex. Слой 2 предназначен для хранения данных автоматизации и может быть разбит на столько подтреков, сколько органов управления содержится на панели устройства. Таким образом, каждый подтрек слоя 2 хранит данные автоматизации для одного органа управления. Наконец, слой 3 содержит особый тип событий - изменения паттерна; эти события имеют смысл только для таких устройств, как Redrum и Matrix Pattern Sequencer.

Дорожки секвенсора можно заглушать и солировать. Для этого служит последний столбец, обозначенный буквой M. При простом щелчке мышью по квадратику дорожка заглушается, при щелчке с нажатой клавишей Alt - солируется.

Очень удобен способ редактирования событий в секвенсоре. Есть два режима - Arrange View и Edit View. Первый хорош для общего обзора структуры песни и выполнения операций над крупными фрагментами или несколькими дорожками одновременно.



Второй режим позволяет сконцентрироваться на одной дорожке со всеми ее слоями и событиями. При этом работа происходит в одном и том же окне, да еще и внутри рэковой стойки. Все видно, все под рукой. Не нужно тратить время на то, чтобы "достать вон то окно" или "заглянуть под окно".



Особенность Reason состоит в том, что события на дорожке по умолчанию не объединяются в логические блоки, как, например, части или клипы в других программах. Подобные блоки нужно создавать вручную, и называются они группами.

Основные операции редактирования настолько близки большинству секвенсоров, что не имеет смысла повторяться.

Запись

Единственное, что можно записать в Reason, - это управляющие воздействия на модули программы. Воздействия могут быть как внешними по отношению к Reason, так и внутренними. Первые приходят в форме MIDI-сообщений от аппаратного или программного MIDI-контроллера или секвенсора, вторые - при вращении ручек на панелях виртуальных приборов мышью или с клавиатуры. Поступающие на запись события делятся на ноты и контроллеры, ноты записываются на треки, контроллеры - на подтреки, в полном соответствии с логической структурой секвенсора.

Для всех "устройств-инструментов" (Instrument Device) трек создается автоматически вместе с устройством. Микшеры и процессоры эффектов к инструментам в Reason не относятся, и треки для них создаются командой Create Sequencer Track for... из контекстного меню устройства. MIDI-события передаются тому устройству, чья дорожка отмечена значком MIDI-разъема в первой колонке списка дорожек. Из этого следует, что и запись может происходить только на одно устройство одновременно. Правда, во время записи можно перемещать значок MIDI-разъема на другую дорожку, перенаправляя поток данных другому устройству, но мне такой метод показался неудобным.

Запись происходит с текущей позиции песни при нажатых кнопках Playback и Record на панели транспорта. Некоторое неудобство связано с тем, что отсутствуют режимы Punch In/Out - приходится вручную нажимать и отпускать кнопку Record в нужном месте при воспроизведении дорожки. Ничего похожего на параметры Precount, Prerecord и Pre-roll я также не нашел.

Для записи нот есть два режима, которые встречаются в большинстве секвенсоров: Overdub наложение) и Replace (замена). Режимы переключаются на панели транспорта тумблером под кнопкой Record. Возможна и запись с одновременной квантизацией. Для этого на панели инструментов секвенсора нужно нажать кнопку Quantize Notes During Recording, а в соседних окошках установить значение квантайза и степень перемещения нот.



Запись контроллеров (или данных автоматизации, что более корректно) имеет свои особенности. Проще всего перейти в режим циклической записи и "рулить" один параметр за цикл, а в каждом следующем дубле наращивать мощность автоматизации. Понятно, что, пользуясь только мышью, невозможно крутить несколько ручек одновременно, приходится записывать движения по очереди. Это часто ведет к потере "драйва" и к механистичности звучания (почти как в многодорожечной записи, где лучшие результаты получаются при совместной игре музыкантов). Если есть возможность подключить к Reason MIDI-контроллер с несколькими регуляторами, обязательно сделайте это. Изменяя три-четыре параметра звука одновременно, вы заставите "дышать" даже самые незатейливые пэтчи.

После нажатия кнопки Stop элементы управления на панелях устройств, для которых записаны данные автоматизации, выделяются тонкой зеленой рамкой. Очень удобна команда Edit Automation в контекстном меню элемента - при ее вызове секвенсор переходит в режим редактирования, и происходит автоматическая прокрутка к нужному подтреку с кривой автоматизации.

Редактировать полученную кривую можно "карандашом", но все-таки удобнее заново переписать неудачное место. Включите запись за пару тактов до начала фрагмента. Ручки, для которых есть данные автоматизации, начнут крутиться. Как только вы вмешаетесь в движение ручки, на транспортной панели в секции Automation Override загорится индикатор Punched In. С этого момента начинается перезапись, а предыдущие данные автоматизации теряются. После проведенной коррекции нажмите кнопку Reset под индикатором Punched In. С момента нажатия этой кнопки перезапись прекращается, а ручки продолжают крутиться в соответствии с ранее записанными данными. Такой же техникой можно пользоваться при "живой" игре во время воспроизведения, если нужно внести нюансы в запрограммированную партию. При этом нажимать кнопку Record не нужно.

Все сказанное выше справедливо при записи изменений паттернов с той лишь разницей, что нажимать кнопки с номерами банков нужно заранее. Изменение паттерна всегда записывается с первой доли следующего такта (хотя в секвенсоре начало паттерна можно вручную передвинуть в любое место такта).

Mixer

Микшер Reason имеет четырнадцать входных стереоканалов и один стереофонический мастер-выход. Обычно мастер-выход подключается к активной паре входов прибора Hardware Interface, но это, сами понимаете, совсем не обязательно.



Внешне Mixer похож на аналоговый линейный микшер, но, в отличие от последнего, позволяет автоматизировать любой параметр. Линейка пульта имеет четыре посыла на эффекты (все постфейдерные) и двухполосный эквалайзер с фиксированными частотами 80 Гц и 12 кГц. Уровень полос регулируется в пределах +/-24 дБ. Есть также кнопка обхода эквалайзера. Далее - стандартный набор из кнопки заглушения/солирования, регулятора панорамы, фейдера и индикатора уровня канала. Слева от фейдера находится метка с названием устройства, подключенного к каналу.

У микшера нет разрывов в виде разъемов на передней или задней панели, но разрыв всегда можно организовать - достаточно скоммутировать источник сигнала с устройством обработки, а выход с устройства направить на вход микшера. Каждый канал может работать в режиме моно, если подключить источник только к разъему Left Audio Input. Все четыре посыла также моно, поэтому левый и правый канал стереопары суммируются перед подачей на шины AUX1-4. Мастер-секция состоит из блока управления стереовозвратами (четыре ручки) и мастер-фейдера.

На задней панели под аудиовходами каналов находятся управляющие входы уровня и панорамы. Есть также управляющий вход CV Master Level.



Понятно, что 14 стереоканалов, - это слишком мало для насыщенной композиции. Разработчики Reason предлагают множество путей решения этой проблемы. Первый - создать столько микшеров, сколько нужно, и соединить их в цепочку. В этом случае используются разъемы Chaining Master и Chaining Aux на задней панели. На входы Chaining Master одного микшера подается сигнал с мастер-выхода другого, на входы другого - с мастер-выхода третьего, и так далее. Тот из микшеров, мастер-выход которого соединен с прибором Hardware Interface, становится мастером, остальные - ведомыми. Фактически, на мастер-выходе мастер-микшера появляется сумма линеек всех микшеров. То же самое касается посылов мастера. На каждом посыле - сумма сигналов с соответствующих посылов остальных микшеров. Мастер-секции ведомых микшеров становятся не нужны - управление стереовозвратами и выходным уровнем осуществляется с мастер-микшера. Проводков, конечно, много получается, и рэк сзади приобретает устрашающий вид. Но если перед созданием нового микшера сделать активным ранее созданный, то коммутация происходит автоматически.

Другой вариант - соединять в цепь только мастер-выходы, сохранив независимость обработок на каждом микшере. Также можно направить мастер-выход одного микшера во входной канал другого, или подключить все микшеры к разным входам Hardware Interface, или... вообще забыть про микшер и направить сигнал с источника прямо на выход звуковой платы. Вот такой коммутационный рай в виртуальном мире.

Subtractor

Первый из четырех инструментов, синтезатор Subtractor, является, на мой взгляд, самым "творческим" устройством Reason. Огромное количество пэтчей в стандартном банке - это только приманка, разжигающая аппетит. Лично я сразу полез крутить ручки и строить свои пэтчи, и, честно скажу, ни разу не споткнулся о неизвестный орган управления и не оказался в ситуации, когда уже непонятно, что чем управляет и "откуда тянется этот кабель". Конечно, Subtractor не имеет той гибкости, какая свойственна модульным программным синтезаторам. Он скромно смотрится на фоне таких программ, как Unity, Reality и Reaktor. Но пользователи отмечают способность Subtractor достаточно успешно имитировать звучание многих аппаратных синтезаторов, и, в частности, Roland SH 101.



Subtractor, как следует из его названия, имеет архитектуру, основанную на традиционном субтрактивном синтезе. Максимальная полифония - 99 голосов. Одночастная мультитембральность не страшна, так как в рэковую стойку можно добавить столько экземпляров устройства, сколько нужно. Кстати, на машине с процессором Pentium III 800 у меня без проблем жили в одной стойке более 20 экземпляров Subtractor, и при их одновременном звучании загрузка процессора доходила всего лишь до 35%. На панели синтезатора есть кнопка Low BW (Low Bandwidth), при нажатии которой спектр сигнала немного урезается в высокочастотной области. Это позволяет значительно экономить ресурсы процессора без существенного влияния на качество звука. В режиме Low BW звучание, например, басов ничем не отличается от обычного режима, но все же для окончательного сведения лучше функцию Low BW отключить.

Полифония прибора по умолчанию равна восьми голосам, но ее можно изменить в окошке Polyphony. Subtractor очень выгодно отличается от многих других программных синтезаторов тем, что мощность процессора расходуется только на реально звучащие голоса.

Subtractor имеет два генератора, способных производить 32 формы волны каждый: четыре "стандартных" (пилообразная, квадратная, треугольная, синусоидальная) и 28 "специальных", облегчающих имитацию групп инструментов. Так, например, формы с 5-й по 8-ю служат базой для имитации клавишных, с 15-й по 18-ю - струнных, с 19-й по 22-ю - медных духовых, и т. д. Частоты обоих генераторов могут изменяться как от номера MIDI-ноты, так и от непосредственной установки номера октавы, полутона и точной подстройки (+/-50 центов). Путем ручной расстройки генераторов можно накрутить жирные и гармонически богатые звуки. Достаточно ввести противоположную по знаку поправку к частотам генераторов, скажем +/-12 центов. Кнопка Kbd Track позволяет включать и отключать реакцию генератора на высоту нажатой клавиши. При отжатой кнопке генератор производит сигнал постоянной частоты, которая указана в окошках подстройки. Этот момент очень важен при использовании FM-синтеза и кольцевой модуляции.

В секцию второго генератора входит также генератор шума, выход которого запараллелен с выходом генератора. Из трех параметров управления первый, Noise Decay, кажется мне наиболее важным. Он позволяет изменять длительность шумового "импульса" независимо от параметра Decay генератора огибающей амплитуды. Такая гибкость позволяет создавать множество вариаций в атаке перкуссионных звуков, не изменяя общую огибающую громкости. Параметр Color управляет характером шума: по мере вращения ручки против часовой стрелки шум превращается из "белого" в "розовый" и "красный", вплоть до низкочастотного хрюканья.

Уровень сигнала, приходящего от обоих генераторов, регулируется ручкой Mix. В центральном положении (значение параметра 64) сигналы смешиваются в равных пропорциях, в крайнем левом положении слышен только первый генератор, в крайнем правом - только второй.

Интересная особенность Subtractor - возможность модуляции фазового сдвига сигналов внутри одного и того же генератора (Phase Offset Modulation). Суть метода проста: генератор производит одновременно две одинаковые волновые формы, но вторую сдвигает по времени относительно первой. Затем одна волна либо вычитается из другой, либо волны перемножаются друг на друга. Такой метод позволяет получить квадратную форму волны с изменяемой шириной импульса, т. е. полную аналогию широтно-импульсной модуляции (PWM). Это в случае вычитания сигналов. В случае перемножения получаются совершенно дикие формы с бесконечным числом вариаций, зависящих от исходных форм и величины фазового сдвига. Эта величина регулируется параметром Phase генератора, а тип операции (вычитание, перемножение или отсутствие модуляции) выбирается кнопкой Mode.

FM-синтез в Subtractor построен на модуляции первого генератора вторым (или генератором шума). Неплохое начало для экспериментов с FM-синтезом - "прибрать" второй генератор регулятором Mix и выставить в окошке полутоновой настройки смещение относительно первого генератора. Смещения в кварту, квинту и октаву обогащают звук "правильными" гармониками, отчего тембр становится насыщеннее и теплее. Другие смещения придают звуку колокольную окраску, иногда металлический привкуc или "песок", а иногда просто гармоническую грязь. При нажатии кнопки Ring Mod включается кольцевая модуляция, суть которой заключается в перемножении сигналов обоих генераторов. Кольцевая модуляция особенно эффектна, когда частоты генераторов не совпадают и не кратны друг другу.

Теперь самое главное в синтезаторе - фильтры. В Subtractor применена цепочка из двух фильтров с резонансом, первый - мультирежимный, второй - пропускающий низких частот с крутизной 12 дБ на октаву. Первый фильтр может работать в одном из пяти режимов: пропускающий низких частот с крутизной 24 или 12 дБ/окт, пропускающий высоких частот, полосовой (крутизна обоих 12 дБ/окт) и режекторный. У первого фильтра есть параметр Filter Keyboard Track (ручка Kbd), который можно использовать для автоматического изменения частоты среза в зависимости от высоты нажатой клавиши. Есть также режим связи фильтров по частоте (кнопка Link). В этом режиме частота второго фильтра зависит от частоты первого так, что отношение этих частот остается постоянным.

Фильтры Subtractor произвели на меня приятное впечатление. С ними можно вырулить все - и тончайшие нюансы в подкладах, и прорезающие любую фактуру солирующие звуки. Дискретность фильтров заметна не более, чем в других программных синтезаторах, в частности, ReBirth. Звучание фильтров ReBirth и Subtractor очень похоже, что наводит на мысль об аккуратном перенесении старых алгоритмов в новый продукт.

Subtractor имеет два генератора низкой частоты. Первый переключается между шестью волновыми формами, второй производит только треугольную. Одновременно каждый генератор может модулировать один из параметров синтезатора. Первый LFO - частоту первого и/или второго высокочастотного генератора, частоту среза первого фильтра, глубину FM-модуляции или фазового сдвига, а также баланс уровней генераторов высокой частоты. Второй LFO отличается, прежде всего, тем, что он полифоничен, то есть при нажатии каждой ноты генерируется независимый LFO-цикл. Применение знакомой кнопки Kbd (Keyboard Tracking) здесь также очень кстати. Параметр LFO 2 Delay позволяет задержать начало модуляции на некоторое время после нажатия клавиши. Эта возможность просто незаменима для звуков, где нужна твердая, не расползающаяся атака, а хвост должен "повилять".

Структура генераторов огибающих обычна. Отмечу только, что в секции Mod Envelope можно выбрать шесть разных точек назначения. Здесь, а также в секции огибающей первого фильтра, есть кнопка, инвертирующая значения параметров A/D/S/R.

Subtractor позволяет максимально использовать привычные категории MIDI, такие, как Velocity, Pitch Bend, Expression, для модуляции большинства параметров синтеза. В секции Velocity находятся девять ручек, с помощью которых можно настроить реакцию синтезатора на скорость нажатия клавиши. Причем реакция может быть прямо противоположна ожидаемой - для этого достаточно повернуть ручку влево, присвоив какому-либо параметру Vel Amount отрицательное значение. Тогда, скажем, глубина частотной модуляции будет меньше при громкой игре.

Колеса Pitch Bend и Modulation на панели Subtractor в точности повторяют ваши движения на MIDI-клавиатуре, а результат поворота колеса модуляции может привести к изменению до пяти параметров синтеза одновременно. Кроме того, Subtractor понимает еще три MIDI-контроллера: послекасание канала, экспрессию и духовой. В каждый момент времени инструмент может реагировать на один из них, а реакция будет зависеть от того, какие точки назначения указаны в секции External Modulation. Наконец, можно управлять вариантами звукоизвлечения - ReTrig или Legato, а также изменять время для параметра Portamento.

На задней панели синтезатора находится один аудиовыход и множество управляющих входов-выходов. Особенно умиляют меня серийный номер, написанный от руки, и дата изготовления - 1 июля 1983 года. Этакая психологическая разгрузка для пользователя, потерявшегося в паутине проводов. А потеряться есть отчего, поскольку на панели целых шестнадцать разъемов под управляющие сигналы. Первая группа - входы Gate и CV, рассчитанные на сигнал из секвенсорного устройства (например, Matrix или Redrum). На вход CV подается напряжение, пропорциональное высоте ноты, на вход Gate - событие Note On/Off вместе со скоростью нажатия на клавишу.




Вторая группа входов (Modulation Inputs) принимает управляющее напряжение, которое модулирует назначенные параметры (частоту генераторов, частоту среза фильтров и т. д.). Ручки Trim позволяют выставить входную чувствительность, что поначалу меня несколько смутило. Какая еще чувствительность при приеме дискретных цифровых значений? А все очень просто. Если принять диапазон изменения большинства параметров от 0 до 127, то среднее положение регулятора Trim делит входящие значения пополам, сокращая диапазон изменения параметра вдвое. Соответственно, при крайнем правом положении ручки получаем на входе полный диапазон, при крайнем левом - одни нули.

Группа Modulation Outputs может быть использована для воздействия на другие устройства Reason и даже на тот же экземпляр синтезатора Subtractor. Последнее позволяет коммутировать блоки синтеза самым замысловатым образом.

Наконец, группа Gate Input предназначена для запуска огибающих синтезатора от другого устройства Reason.

Осталось сказать про пэтчи из стандартного набора. Они поделены на шесть категорий, в каждой категории их насчитывается от 50 до 100. Есть практически все: басы, эффекты, солирующие звуки, подклады, перкуссия и огромный набор сложных пэтчей под названием PolySynth. Для начала работы этого более чем достаточно, а дальше дело ограничивается только фантазией.

Интересно, сколько мог стоить 1 июля 1983 года один экземпляр Subtractor?

Семплер NN-19

Это устройство правильнее было бы назвать семпл-плеером, поскольку ни записывать, ни редактировать звуки с его помощью нельзя. Но NN-19 позволяет импортировать стандартные WAV- и AIFF-файлы и использовать их в качестве строительного материала для пэтчей. Учитывая невозможность работы с аудиодорожками в секвенсоре Reason, семплер NN-19 - это единственный способ включить в композицию "живой" звук.



Структура пэтча NN-19 очень проста. Клавиатура делится на несколько зон, каждая зона содержит ссылку на имя файла с семплом и несколько параметров настройки. Зоны не могут перекрываться, поэтому создание многослойных звуков невозможно. Отсутствуют в NN-19 и другие навороты, вроде нескольких семплов с разной динамикой на клавишу и переключаемые карты динамики. Кроме того, прибор монотембрален. Но опять же, при наличии "резиновой" рэковой стойки и команды создания нового экземпляра прибора это не проблема. А что касается многослойности и разделения по динамике, то так ли это нужно для успешной работы с Reason?

Я долго пытался понять, как NN-19 работает с семплами, и после нескольких тестов пришел к выводу, что он их полностью загружает в оперативную память компьютера. При попытке загрузить 270-Мбайтный семпл на компьютер с 256 Мбайтами ОЗУ, Reason "приказал долго жить". Для контроля занятости памяти достаточно заглянуть на заднюю панель прибора, где в левом нижнем углу находится индикатор Sample Memory, каждая единица показаний которого соответствует одному мегабайту загруженных данных.

При любых операциях с семплером в исходные WAV- и AIFF-файлы никаких изменений не вносится, а вся управляющая информация по пэтчу хранится в небольшом файле с расширением SMP. Несмотря на то, что NN-19 открывает файлы любой разрядности и частоты дискретизации, при воспроизведении он все приводит к 16-битному знаменателю.

В стандартном банке, поставляемом с программой, находится огромное количество семплов и созданных на их основе пэтчей. Басы, медные и деревянные духовые, гитары, органы, струнные, клавишные, этнические; вокальные - женские, мужские и смешанные хоры, а также куча "синтетики". Кроме того, есть набор для создания собственных пэтчей, включающий более 300 семплов. В основном это подклады, амбиентные звуки, спецэффекты, фразы и голоса. К качеству пэтчей и семплов придраться не могу, но при общем размере в 400 Мбайт они создают только музыкальную грунтовку, и для серьезной работы их, конечно, недостаточно.

Создание собственного пэтча вряд ли займет у вас много времени, несмотря на имитацию "неудобного" миниатюрного ЖК-дисплея аппаратного семплера. Загружать семплы можно партиями по несколько штук, выделяя их в браузере при нажатой клавише Ctrl. В NN-19 есть функция автоматической расстановки семплов по зонам, что значительно ускоряет весь процесс. Эта функция (меню Edit - Automap Samples) основана на том, что большинство звуковых редакторов сохраняет в заголовке файла ключевую ноту. Команда расставляет семплы так, чтобы ключевая нота оказалась в середине диапазона действия семпла.




После загрузки семпла его имя отображается в нижней части дисплея NN-19. Для стереосемплов слева от имени появляется буква S. Первый загруженный семпл будет действовать во всех областях клавиатуры, что показано полоской голубого цвета вверху дисплея, над клавиатурой. Для подготовки второй зоны нужно вызвать команду Split Key Zone контекстного меню дисплея. При этом полоска поделится пополам, а сверху нее появится движок, за который можно ухватиться мышью. Движком регулируется точка разделения. Таким же способом настраиваются зоны для остальных семплов. Для того, чтобы сопоставить семпл с конкретной зоной, нужно мышью выделить часть верхней полоски (или нажать клавишу в требуемой зоне на MIDI-клавиатуре, если включена кнопка Select Keyzone Via MIDI), а затем прокрутить ручку Sample под дисплеем до появления имени семпла на экране. Ручки Low Key и High Key изменяют размеры выделенной зоны. Ручкой Rootkey можно изменять ключевую ноту семпла; она показана штриховкой на клавиатуре. Ручка Tune позволяет подстроить семпл в пределах +/-50 центов, ручка Level - изменить громкость звучания. Очень удобен режим Solo Sample, ведь уже после расстановки семплов может потребоваться коррекция границ зон. В режиме Solo Sample выбранный семпл звучит на всей клавиатуре, что облегчает поиск зон, где его звучание приемлемо.

NN-19 читает метки петель, сохраненные в файле, и предлагает два способа их использования: FWD (петля прокручивается вперед), FWD-BW (вперед-назад в цикле). Режим Off отключает зацикливание.

Как говорилось ранее, NN-19 не позволяет редактировать семплы и не отображает на дисплее волновую форму. Единственное, что можно сделать, кроме подстройки высоты тона, - установить начало воспроизведения (ручка Sample Start). Честно говоря, не видя волновую форму, найти нужное положение этой ручки очень сложно.

Итак, генератор семплера воспроизводит хранимую семплом волновую форму. В секции генератора NN-19 находятся ручки для настройки высоты тона, уже знакомая кнопка Kbd Track и ручка Osc Envelope Amount. Этой ручкой задается степень влияния огибающей фильтра на высоту тона генератора. Сам фильтр мультирежимный с резонансом, по всем параметрам и органам управления схожий с первым фильтром синтезатора Subtractor.

Есть в NN-19 и генератор низкой частоты с шестью формами волны, который может модулировать частоту главного генератора, частоту среза фильтра и панораму семпла. Для управления панорамой предусмотрены еще три режима: Key, Key 2 и Jump. Первый особенно хорош для звуков рояля, так как изменяет панораму семплов слева направо по мере увеличения высоты тона. В режиме Key 2 панорама изменяется циклически при движении вверх на восемь полутонов, также слева направо. В режиме Jump расположение в стереобазе каждой последующей ноты меняется на противоположное. Глубину эффекта можно регулировать ручкой Spread. Есть также кнопка High Quality Interpolation. При ее нажатии возрастает нагрузка на процессор, но, как написано в руководстве пользователя, "улучшается высокочастотная составляющая звука".

Что касается настройки реакции NN-19 на стандартные MIDI-контроллеры, то здесь все аналогично синтезатору Subtractor.

На задней панели семплера расположены левый и правый аудиовыходы и система входов-выходов CV/Gate. Последних разъемов здесь меньше, чем в Subtractor, так как структура синтеза NN-19 намного проще.



Matrix

Шаговый секвенсор Matrix пытается походить на своих аппаратных собратьев, но работать с ним гораздо удобнее - шаги представлены не ручками, а ячейками сетки с подсветкой. Для многих начинающих пользователей Matrix является самым загадочным среди устройств Reason. Зачем нужен еще какой-то секвенсор, если есть основной? Действительно, почти все, что делает Matrix, под силу и основному секвенсору. Правда, генерировать управляющее напряжение (Curve CV) для модуляции параметров других устройств основной секвенсор не может, но не это главное. Главное - наглядный способ ввода нот прямо в процессе воспроизведения, и возможность одной ручкой изменить ритмический рисунок фразы, чего не сделаешь при "холодном" редактировании записанного в основном секвенсоре. Matrix не дает потерять динамику развития мелодической линии, особенно баса, что для электронной музыки очень важно.



Суть программирования в Matrix проста: такт делится на определенное количество долей (или шагов), на каждый шаг приходится одна нота, для которой задается высота и динамика. Полученный шаблон (паттерн) обычно повторяется на протяжении нескольких тактов, после чего сменяется другим. Паттерны хранятся в банках (A, B, C и D), под номерами от 1 до 8, т. е. всего можно запрограммировать 32 паттерна.

Главный элемент ввода - сетка, по горизонтальной оси которой расположены шаги, а вертикальная ось поделена на две части. Нижняя часть предназначена для ввода динамики нот, верхняя работает в двух режимах. В режиме Keys высота нот отображается так же, как в клавишных редакторах большинства секвенсоров. Для экономии места показывается только одна октава, но с помощью переключателя слева можно прокручивать сетку в диапазоне пяти октав. Октава номер три в Matrix соответствует первой октаве рояля.



В режиме Curve верхняя часть внешне становится похожа на нижнюю часть, но столбики в ней имеют большую высоту, что позволяет более точно отстраивать кривую управляющего напряжения.



Несмотря на раздельное редактирование, все типы сигналов поступают на выходы прибора одновременно. На выход Note CV подается напряжение, пропорциональное высоте тона, на выход Gate CV - событие "взятие/снятие" ноты и ее динамика. Выход Curve CV предназначен для передачи управляющего напряжения на входы Modulation Input другого устройства Reason. Главное достоинство такой модуляции в том, что она является темпозависимой, в отличие, например, от генераторов низкой частоты в семплере и синтезаторе. Тумблер Unipolar/Bipolar на задней панели прибора переключает кривую Curve CV между двумя режимами: положительным (значения без знака, от нуля и выше) и биполярным (ноль означает середину диапазона). Биполярный режим нужен для управления параметрами, у которых значение изменяется от средней точки в обе стороны, например, панорама и Pitch Bend. Изменение режима сразу отражается на виде сетки.



Кроме трех выходов и переключателя режима кривой, на задней панели прибора ничего нет. На самом деле есть еще невидимый вход - Matrix управляется главным секвенсором, от которого получает команды транспорта и текущий темп.

Теперь одна неочевидная деталь. Сигнал Curve CV может работать как триггер, будучи направлен на вход Gate какого-либо устройства. Триггер срабатывает при переходе с пустого шага, где высота столбика Curve CV равна нулю, на шаг, имеющий ненулевой уровень сигнала.

Ноты в шагах можно лиговать друг с другом, для чего предназначен режим Tie. Несколько нот одинаковой высоты, введенные в этом режиме, будут звучать как одна, а фраза из разных нот - с эффектом Legato. После соединения Matrix в режиме Tie с синтезатором Subtractor, в котором загружен пэтч TB Synth, установлена полифония в один голос, включен режим Legato и уровень Portamento порядка 50, родная мама не отличит звучание Reason от ReBirth.

Количество шагов в паттерне настраивается в окошке Step и может быть от одного до тридцати двух (по умолчанию шестнадцать). Длина шага в долях такта определяется параметром Resolution (от половинной до 1/128 ноты, включая триольные длительности). Одним поворотом ручки можно быстро масштабировать весь паттерн, увеличив его длину до шестнадцати тактов. Кнопка Shuffle включает свингование, степень которого задается на транспортной панели глобально для всех устройств.

Запуск паттерна происходит от кнопки Run, остановка - повторное нажатие этой кнопки или кнопки Stop на панели транспорта. Для того, чтобы выстроить паттерны в нужном порядке, проще всего записать их изменения в реальном времени. А можно залезть в секвенсор и проставить нужные события мышью.

Команды контекстного меню Matrix позволяют транспонировать паттерны полутоновыми шагами вверх и вниз, циклически сдвигать события вправо или влево, вносить небольшие нюансы (Alter) или заполнять паттерн случайным образом (Randomize). После доведения звучания паттернов до ума, их содержимое (кроме данных Curve CV) можно перенести на дорожки секвенсора, что позволит выполнять более мощное редактирование, недоступное в Matrix. Для этого используется команда меню Edit - Copy Pattern To Track, которая переносит события текущего паттерна из Matrix на дорожку секвенсора, отведенную под Matrix, в диапазон между левым и правым локатором, повторяя паттерн при необходимости. Если на дорожке записаны изменения паттерна, то с помощью команды Convert Pattern Track To Notes можно "скинуть" в секвенсор готовый трек. После этих процедур нужно перенаправить дорожку на то устройство, которым изначально управлял Matrix, а сам шаговый секвенсор в целях экономии ресурсов удалить.

Redrum

Этот прибор отличается от многих драм-машин тем, что у него нет встроенных звуков, - набор ударных нужно создавать из пользовательских семплов. Понятно, что семплы могут вовсе не иметь отношения к ударным, и тогда Redrum превратится в специфический звуковой модуль. В этом случае встроенный паттерновый секвенсор можно отключить, для чего на передней панели прибора есть кнопка Enable Pattern Section.



В Redrum есть десять независимых каналов воспроизведения, в каждый канал можно загрузить по одному семплу. Каналы поделены на группы в соответствии с принципом работы ударной установки, отсюда и разница в органах управления групп. Пэтч Redrum (файл с расширением DRP) содержит настройки каждого канала и ссылки на семплы. В стандартном банке содержатся наборы ударных для таких стилей, как Hip Hop, DrumNBass, Hardcore, House, Techno, Acid Jazz, есть также бодрые кислотные и индустриальные пэтчи.

Программирование паттерна вполне обычно для подобных устройств. Ритмические шаблоны для каждого канала программируются по очереди. Выбор канала для редактирования производится кнопкой Select, которая есть в каждом канале. Затем нажимаются кнопки с номерами долей, на которых должен звучать семпл. Движок Dynamic позволяет вводить три динамических оттенка звучания: Hard, Soft и Medium. Эти оттенки отображаются на кнопках долей. При акценте (Hard) кнопки подсвечиваются красным светом, при средней громкости (Medium) - оранжевым, при малой (Soft) - желтым.

Такие параметры, как число шагов в паттерне и длина шага, имеют тот же смысл, что и в приборе Matrix. Правда, количество кнопок в Redrum фиксировано (шестнадцать), а максимальное число шагов - 64. Для редактирования шагов с номерами больше 16 служит движок Edit Steps. Кнопка Shuffle включает свингование, а кнопка Flam - форшлаг. Запаздывание второго удара регулируется отдельной ручкой и может достигать по времени одного шага.

Паттерны из встроенного секвенсора Redrum можно преобразовать в ноты и перенести на дорожку главного секвенсора с помощью тех же команд, что описаны в разделе Matrix.

Слово "redrum" взято, скорее всего, из книги Стивена Кинга "Сияние" (Shining) или одноименного фильма, снятого по этой книге Стенли Кубриком, и означает слово "murder" (убийство), написанное наоборот.

Теперь пару слов о каналах. Большинство органов управления дублируется в каждом канале, например, кнопки прослушивания семпла, заглушения и солирования. Для прослушивания, кстати, можно воспользоваться MIDI-клавиатурой, ноты от C1 до A1 соответствуют десяти каналам Redrum. Есть свои диапазоны нот и для заглушения с солированием. Следующие органы управления - посылы на эффекты.

Вообще, для обработки Redrum может коммутироваться с остальным оборудованием двумя способами. Первый: к входному каналу микшера подключается мастер-выход драм-машины, а выходы Send Out 1,2 - к первым двум входам Chaining Aux микшера. В этом случае уровень обработки эффектами каждого канала настраивается в самой драм-машине. Второй способ более гибок - Redrum имеет десять независимых выходов, которые можно коммутировать с микшером через промежуточные устройства, а в самом микшере отстраивать баланс, уровень, обработку и т. д. Можно комбинировать оба способа; те каналы, выходы которых задействованы, автоматически исключаются из микса на главном выходе Redrum.

После двух посылов на эффекты идет панорамный регулятор (в случае стереосемплов - регулятор баланса). Ручкой Level задается уровень канала, а ручкой Vel - степень влияния скорости нажатия клавиши на громкость звука (поворотом ручки влево возможно задание обратной зависимости). Регулятор Length управляет длительностью звука, но здесь все зависит от переключателя справа. Если переключатель находится в нижнем положении (Decay), то сразу после старта семпла его уровень начинает постепенно понижаться и за время Length падает до нуля. В верхнем положении ручки (Gate) семпл звучит ровно столько, сколько задано параметром Length, после чего "обрубается" независимо от фактической длины.

Регулятор Pitch изменяет высоту тона семпла в диапазоне +/- одна октава, но в каналах 6 и 7 эта функция более продвинутая. Там есть еще три дополнительные ручки. Ручкой Bend устанавливается сдвиг высоты тона при старте семпла, а в процессе звучания высота подтягивается к параметру Pitch. Ручка Rate определяет скорость подтяжки, а ручка Vel - степень влияния динамики на ширину интервала подтяжки.

Регулятор Tone (каналы 1, 2 и 10) делает звук ярче или тусклее. Ручкой Vel задается зависимость подобной окраски от скорости нажатия клавиши. В каналах 3, 4, 5, 8 и 9 можно управлять позицией начала воспроизведения семпла и влиянием скорости нажатия на эту позицию. Для задания взаимоисключающего поведения открытого и закрытого хета есть кнопка Channel 8 & 9 Exclusive.

Кроме аудиовыходов для каждого канала есть управляющий выход Gate Out и два управляющих входа - Gate In и Pitch CV In. На задней панели есть индикатор загрузки семплерной памяти, работающий так же, как в NN-19.



Dr.Rex

Многие считают готовые лупы материалом для ленивых и гордятся тем, что ритм-секцию своих композиций программируют самостоятельно. Но я знаю пользователей, которые создавали собственные лупы в программе ReCycle той же фирмы Propellerhead, а потом загружали их в Dr.Rex. Основная причина таких действий - удобство глобальной обработки нескольких участков или всей ритм-секции, и вообще возможность нарулить такое, на что Redrum не способен.



Dr.Rex не использует пэтчи. Вместо этого загружаются лупы формата ReCycle (REX, RCY или RX2), а настройки органов управления хранятся в файле сонга (RNS). В стандартном банке Reason есть более трехсот лупов для девяти направлений электронной музыки.

Луп представляет собой звуковой файл, разделенный на порции (slices). Это разделение нужно для свободной манипуляции темпом без боязни получить артефакты, свойственные обычным алгоритмам сжатия/расширения временного диапазона. Кроме того, порядок воспроизведения порций можно как угодно изменять в секвенсоре, и в этом состоит основная "фишка" технологии.

Прослушать загруженный луп можно по ноте D1 на MIDI-клавиатуре или нажав кнопку Preview на панели Dr.Rex. Но самая ценная возможность - перебирать лупы прямо в процессе воспроизведения, оценивая звуковую и стилевую совместимость. Это выполняется с помощью стандартной кнопки перебора пэтчей при нажатой кнопке Preview и запущенном секвенсоре. Лупы всегда воспроизводятся в полной синхронизации с главным секвенсором.

После того, как найден подходящий луп, для каждой его порции нужно создать событие в секвенсоре (слой REX). Для этого служит кнопка To Track. Высота полученных нот увеличивается от ноты C1 полутоновыми шагами для каждой следующей порции лупа. Вот теперь над звуком можно поиздеваться, применяя к нотам разные виды квантайза, функции изменения из диалога Change Events и прочую обработку.

Что такое Reason (Propellerhead Reason)

Некоторое редактирование порций можно выполнить и на дисплее Dr.Rex. Это изменение высоты тона, положения в стереобазе, уровня воспроизведения и длительности порции. Весь луп можно транспонировать в диапазоне двух октав регулятором Transpose.

Синтезаторная секция Dr.Rex практически полностью аналогична семплеру NN-19, разве что в ней меньше параметров для настройки реакции на стандартные MIDI-контроллеры. Кроме того, Dr.Rex не реагирует на послекасание, экспрессию и духовой контроллер. Задние панели приборов одинаковы, не считая отсутствия у Dr.Rex управляющего входа для высоты ноты.

Обработка

RV-7. Начнем с главного студийного эффекта - реверберации. Если честно, надо бы поругать RV-7 за качество обработки, хотя он ничем не хуже большинства программных ревербераторов. Хвосты звучат мутно и грязновато, с заметной расстройкой и модуляцией в конце, имеют металлический привкус и какую-то одномерность. По хвосту трудно определить природу источника звука. Но палка о двух концах - прибор отнимает очень мало процессорной мощности. Можно нагрузить рек парой-тройкой ревербераторов и попытаться создать несколько звуковых планов.



RV-7 имеет десять пресетов: по три варианта Hall, Room, Echo и "обрубленный" хвост (Gated Reverb). Интересная деталь - управлять прибором можно только с помощью четырех параметров, изменяющих в основном количественную сторону эффекта, тогда как качественная редактированию не поддается. Например, пресет Hall отличается от Hall 2 более яркой атакой, но никаких ручек для управления огибающей хвоста в приборе нет. Также обстоит дело и с ранними отражениями - они наиболее отчетливы в пресетах Large Hall и Large Room, но их временем управлять нельзя. Создать и сохранить собственный пресет тоже нельзя, но не будем придираться - для обработки лупов и прочих электронных звуков Reason возможностей прибора вполне хватает.

Ручкой Size устанавливается размер помещения. В среднем положении ручки размер оптимален для каждого пресета. Время затухания настраивается ручкой Decay, а уровень поглощения высоких частот отражающими поверхностями помещения - ручкой Damp. Регулятор Dry/Wet нужен при подключении прибора минуя микшер, т. е. в разрыв. При организации посыла-возврата регулятор нужно установить в положение Wet.

На задней панели RV-7 находятся два аудиовхода и аудиовыхода (левый и правый). Диаграммы прохождения сигнала говорят о том, что прибор может принимать как моносигнал, так и стерео, но перед обработкой левый и правый каналы суммируются. В любом случае, на выход поступает стереосигнал. Еще есть управляющий вход для времени затухания реверберации.



Линия задержки DDL-1 позволяет вводить время задержки в шагах и миллисекундах (кнопка Unit). Длительность шагов переключается между шестнадцатой и восьмой триолью (кнопка Step Length). Максимальное число шагов - 16, максимальное время задержки - 2000 мс. Если нужно определить время задержки в миллисекундах для конкретного числа шагов, достаточно просто переключить дисплей из режима Steps в режим MS.



Прибор позволяет управлять глубиной обратной связи и панорамой задержанных копий. Для этих параметров на задней панели есть управляющие входы. Принцип прохождения сигнала внутри DDL-1 и коммутация с другими устройствами Reason аналогичны ревербератору RV-7.

Дисторшн D-11 Foldback Distortion - по внешнему виду самый простой прибор Reason. Но мне кажется, над алгоритмом производитель поработал серьезно. Прибор звучит изумительно вопреки расхожему мнению, что подобные эффекты хуже всего поддаются компьютерному моделированию. Ручкой Foldback задается характер искажений - от чуть заметного подрезания верхушек волны до совершенно безумных трансформаций. Ручкой Amount регулируется степень обработки сигнала. На задней панели для этого параметра есть управляющий вход.



Прибор D-11 почти всегда устанавливается в разрыв, поэтому может работать в режиме моно-в-моно и стерео-в-стерео с полностью независимой обработкой каналов.

Фильтр с генератором огибающей ECF-42 - незаменимое устройство для любого стиля электронной музыки. Он "заводит", "толкает", "цепляет" и при прослушивании наталкивает на различные синонимы слова "круто". Конечно, речь идет о динамическом изменении параметров фильтра, поэтому управляющие входы ECF-42 должны соединяться с такими устройствами, как Matrix, Redrum или хотя бы с треком секвенсора. Статичная установка параметров практически бессмысленна.



Фильтр в ECF-42 мультирежимный, может переключаться между пропускающим низких частот с крутизной 12 и 24 дБ/окт, и пропускающим высоких частот (12 дБ/окт). На передней панели находятся регуляторы частоты среза фильтра (Freq), уровня резонанса (Res), степени влияния огибающей на частоту среза (Env. Amt), степени влияния скорости нажатия клавиши на предыдущий параметр (Vel) и четыре ручки для настройки огибающей ADSR.

На задней панели есть два аудиовхода и аудиовыхода, которые работают по тому же принципу, что и в D-11, и четыре управляющих входа. Первый, Freq CV, позволяет модулировать частоту среза, вход Decay CV - время затухания в генераторе огибающей, Res CV - резонанс. Вход Env. Gate служит для перезапуска генератора.

Что такое Reason (Propellerhead Reason)

Управлять работой ECF-42 можно двумя способами: с помощью секвенсора и с помощью приборов, содержащих встроенный секвенсор (Matrix или Redrum). В первом случае для ECF-42 нужно создать трек, вызвав команду Create Sequencer Track... из контекстного меню. Затем ввести события-ноты с помощью мыши или записать с MIDI-клавиатуры. При этом высота нот значения не имеет, учитывается только момент взятия ноты, ее длина и скорость нажатия. При воспроизведении трека ноты слышны не будут, но должен загораться индикатор перезапуска генератора (Gate) на панели ECF-42. Конечно, можно управлять стартом генератора при "живом" исполнении, не записывая ничего на дорожку. Все же, управление фильтром с помощью секвенсора однобокое, поскольку используется только вход Env. Gate, а остальные три простаивают.

Гораздо интереснее получаются результаты при подключении управляющих сигналов к входам Freq CV и Res CV. Это могут быть сигналы с прибора Matrix, формируемые кривой Curve CV, либо сигналы с выхода LFO других инструментов Reason.

Хорус/фленджер CF-101 может работать в режимах разрыва и посыла. В режиме разрыва задержанный и оригинальный сигналы микшируются внутри прибора, в режиме посыла на выходы поступает только задержанный сигнал. Готовых пресетов CF-101 не имеет, а вся настройка алгоритма сводится к изменению четырех параметров. Время задержки (Delay), как правило, определяет принадлежность эффекта к хорусу или фленджеру - у фленджера оно очень мало. Обратная связь в CF-101 может быть положительной и отрицательной. Глубина обратной связи регулируется ручкой Feedback. Есть также генератор низкой частоты, который управляет временем задержки. Ручка LFO Rate служит для настройки частоты генератора, ручка LFO Mod Amount - глубины модуляции. Для параметров Delay и LFO Rate на задней панели есть управляющие входы.



Прибор может работать в конфигурациях моно-в-моно, стерео-в-стерео и моно-в-стерео. "Движущаяся" стереокартинка возможна только в последнем случае при использовании внутреннего генератора низкой частоты.

Статическое звучание прибора на меня особого впечатления не произвело, но стоило подключить к входу Rate кабель с выхода Curve CV шагового секвенсора, как у CF-101 прорезался свой собственный, неповторимый голос.

Фейзер PH-90 работает так: сигнал пропускается через особый фильтр, амплитудно-частотная характеристика которого получается в результате наложения АЧХ четырех режекторных фильтров. Сам эффект образуется при перемещении центральных частот этих фильтров вверх или вниз по спектру. Рукой Freq устанавливается частота первой "впадины" АЧХ, ручкой Split - расстояние между центральными частотами смежных впадин, ручкой Width - ширина впадины. Частота, с которой вся конструкция гуляет по спектру, задается параметром LFO Rate, диапазон перемещения впадин - параметром LFO Freq. Mod. Еще можно управлять уровнем обратной связи (ручка Feedback), что создает дополнительные подъемы АЧХ перед каждой впадиной и по действию напоминает вращение резонансного регулятора фильтра.

Что такое Reason (Propellerhead Reason)

На задней панели есть управляющие входы Freq CV и Rate CV, а коммутация прибора аналогична хорусу/фленджеру CF-101.

Звучание PH-90 описывать бесполезно, при его работе все слова куда-то исчезают и остаются одни эмоции. Могу вас заверить, это лучший программно реализованный фейзер, который я когда-либо слышал.

Компрессор COMP-01 имеет автоматическую компенсацию выходного уровня и, видимо, имитирует традиционную VCA-схемотехнику, поскольку почти не окрашивает звук. А вот имитация работы оптоэлектронной пары была бы в холодном цифровом мире Reason очень кстати. И можно быть уверенным - с этой задачей создатели алгоритмов в Propellerhead справились бы также хорошо, как с алгоритмами в вышеупомянутых приборах. Но, поживем - увидим.



Компрессор имеет четыре классических параметра настройки (степень сжатия, пороговый уровень, время атаки и восстановления), а также индикатор уровня усиления или ослабления сигнала при автокомпенсации. На задней панели есть только аудиовходы и аудиовыходы. COMP-01 может работать в режимах моно-в-моно и стерео-в-стерео с независимой обработкой каналов. Если нужно обработать компрессором весь микс, поставьте его между мастер-выходом микшера и входом Hardware Interface.

Эквалайзер PEQ-2 двухполосный, полностью параметрический. "Является претендентом на замену штатных эквалайзеров консоли", как сказано в какой-то рекламной статье. Включите кнопку обхода эквалайзера в канале микшера, подключите PEQ-2 и, что называется, почувствуйте разницу. В каждой полосе регулируются центральная частота (от 31 Гц до 16 кГц), добротность (на глазок - от полутона до трех октав, точное значение в документации не указано) и уровень в пределах +/-18 дБ. Есть также кнопка отключения второй полосы, если она не нужна. Это все в целях экономии ресурсов процессора. На передней панели есть маленький дисплей, на котором отображается общая АЧХ прибора. Управляющих входов два - для частот первой и второй полосы. Коммутация прибора аналогична компрессору.



Связь с внешним миром

Наиболее эффективный и надежный метод связи Reason с другими программами - использование протокола ReWire 2.0. Вне зависимости от имеющегося оборудования вы получаете синхронизацию с точностью до семпла, 64 аудиоканала любой частоты дискретизации и разрядности плюс двунаправленный обмен по MIDI. Этот способ предполагает использование другой виртуальной студии в качестве мастера, а Reason в качестве подчиненной.

Есть еще вариант, при котором Reason является мастером - это совместная работа с программой ReBirth. Для этого в арсенале Reason имеется особое устройство - ReBirth Input Machine. Оно связано с ReBirth невидимыми нитями ReWire, а на задней панели имеет 18 аудиовыходов со звуками из разных секций ReBirth. Порядок работы таков: сначала запускается Reason, затем создается ReBirth Input Machine, затем запускается ReBirth. Как только на панели ReBirth Input Machine загорается индикатор Active, коммутация двух программ состоялась. Можно включать воспроизведение и направлять звуковые потоки из ReBirth в микшер Reason.





Reason может также синхронизироваться с другими программами и оборудованием, принимая сообщения MIDI Clock. В настройках программы на закладке Advanced MIDI есть поле MIDI Clock Sync, в котором нужно выбрать порт для приема "синхрона". Для синхронизации с внешними устройствами требуется физический порт MIDI-интерфейса, при работе с программами на том же компьютере - виртуальный MIDI-кабель HLD (который, кстати, входит в комплект поставки Reason). Скорее всего, потребуется настройка параметра Latency Compensation на закладке Audio окна Preferences.




Наконец, последнее и очень важное - импорт и экспорт файлов. С импортом звуковых файлов в формате WAV/AIFF все ясно - они могут загружаться только как семплы в приборы NN-19 и Redrum. Несколько особняком стоит Dr.Rex. Звуковые файлы он загружает, но их надо предварительно обработать программой ReCycle и преобразовать в формат REX2.

Reason позволяет импортировать MIDI-файлы (команда File - Import MIDI File). При импорте файла SMF Type 1 для каждого трека файла создается отдельный трек секвенсора с тем же именем, но с добавлением номера оригинального MIDI-канала. В случае файла SMF Type 0 создается столько треков, сколько MIDI-каналов используется. Темп на панели транспорта приравнивается первому темпу в файле, а все изменения темпа во внимание не принимаются. Программа старается распознать большинство MIDI-контроллеров и поместить их на дорожки автоматизации, но стоит проверить, не появилось ли чего лишнего. Связать полученные треки с устройствами Reason можно только вручную.

При экспорте MIDI-файла (SMF Type 1) все происходит с точностью до наоборот, но так как Reason не использует MIDI-каналы, все треки будут звучать по каналу 1. Еще можно экспортировать MIDI-файл напрямую из прибора Dr.Rex (обычно это применяется для управления плеером лупов с внешнего секвенсора).

Для экспорта финального микса есть две команды: Export Song As Audio File и Export Loop As Audio File. Первая выполняет миксдаун всей песни от начала до маркера End, вторая - участка между левым и правым локаторами. В обоих случаях запрашивается расположение будущего файла, его разрядность (16 или 24 бита) и частота (до 96 кГц). При использовании ReWire, экспорт, вероятно, имеет смысл делать из программы-мастера.


Сказать, что программа мне понравилась, - это ничего не сказать. Очень понравилась. И хотя звучание Reason трудно сравнивать с грамотно построенным комплексом из тех аппаратных устройств, которые имитирует программа, но если пришло вдохновение, то тут у Reason конкурентов нет: трансформировать идею в звук можно практически "на одном дыхании", не отвлекаясь на многие проблемы, возникающие при работе с "железом" и, тем более, со связкой софта от разных производителей. В этом я вижу основное достоинство программы.

Есть, конечно, и много пожеланий разработчикам. Хочется видеть более открытую архитектуру, а если конкретно, то возможность работы с DirectX- и VST-модулями. Неплохо смотрелась бы и комплектация программы устройствами по выбору пользователя, что значительно облегчило бы модернизацию. Появилось новое устройство - просто запустите для него программу установки. Тут, правда, могут возникнуть сложности с секвенсором, ведь структура его дорожек зависит пока от четырех устройств. Но эта проблема, наверное, решаема. Еще хорошо бы добавить в секвенсор возможность работы с аудиодорожками. Вообще, глядя на продукты, выходящие из стен Propellerhead Software, хочется поверить в лозунг "Возможно все!".

Настройка программы Reason

Как и любая современная программа Reason нуждается в предварительной настройке. Естественно можно обойтись и без нее и работать на установках по умолчанию, но это не всех устраивает. После того как Вы запустили программу выберите из меню "Edit -> Preferences". Должно появиться следующее окно:



Начнем разбирать, что здесь можно настроить. В рамке Page выбираем раздел, который хотим настроить.

Раздел General

По умолчанию выбран раздел General, с него мы и начнём.

Mouse Knob Range - настройка реагирования элементов управления (кнопки и ручки виртуального оборудования) на действия мыши. Есть три варианта: нормальным (Normal), точным (Precise) и очень точным (Very Precise).

Рамка Appearance позволяет настроить:

Show Song/ReFill Splashes - вывод картинки и информации о композиции (если есть).
Cable Animation - анимация кабелей на задней панели оборудования.
Show Parameter Value Tool Tip - отображение информации элементов управления виртуального оборудования при наведении на них указателем мыши.
Show Automation Indication - показ автоматизированных элементов управления виртуального оборудования (окрашивание в зеленый цвет).

Идём дальше. В рамке Default Song есть возможность настроить то, как будет загружаться программа, а именно:

Empty Rack - с пустой рэковой стойкой.
Built In - с предустановленной Demo Song.
Custom - с указанным вами оборудованием .

Я пользуюсь последним вариантом, что очень удобно, так как можно сразу настроить стойку под себя. К примеру, у меня при создании нового проекта появляется стойка с двумя микшерами (reMixer) и естественно с Reason Hardware Interface. И последняя в этом разделе рамка Miscellaneous позволяет настроить:

CPU Usage Limit - по вашему усмотрению можно настроить на сколько максимально будет загружен процессор компьютера. Т.е. если Ваш "железный друг" слабоват, поставьте 95 %. У меня выставлена именно такая граница использования процессора (хоть у меня и Athlon 2500+).
Use High Resolution Samples - включает поддержку 24-битных сэмплов (если поддерживает звуковая карта). Если поддержка не выбрана, то все будет проигрываться как 16-бит.

Раздел Audio



Теперь на вкладке Page выберем раздел Audio. Здесь находятся установки, касающиеся звуковой карты, качества звучания и т.д.

Master Tune - позволяет настроить звучание Reason в пределах от - 100 до 100 cents. По умолчанию 440 Hz, (что соответствует ноте Ля, т.е. настройка производится относительно этой базовой ноты).
Audio Card Driver - выбор драйвера звуковой карты или какого-либо эмулятора.
Sample Rate - выбор частоты дискретизации. Я не думаю, что у Вас профессиональная звуковая карта (у меня тоже) поэтому я оставляю 44100.
Buffer Size - размер буфера.
Output Latency - время ожидания между посылами звука и фактическим временем, когда Вы его услышите, т.е. разница во времени между различными событиями (изменение регулятора громкости, нажатия клавиши на MIDI-клавиатуре). Это значение зависит от аппаратных и звуковых возможностей РС.
Latency Compensation - компенсация времени ожидания.

Настроив Buffer Size и Latency Compensation можно получить наименьшее время ожидания. Таким образом, уменьшив только размер Buffer Size реакция Reason на Ваши действия возрастет, т.е. чем меньше буфер, тем меньше временная задержка, но может ухудшиться звук.

Active Channels (для карты поддерживающей ASIO) - число доступных активных каналов поддерживаемых драйвером, т.е. в зависимости от звуковой карты активных каналов может быть и больше.
Clock Source (для карты поддерживающей ASIO) - доступно, только если используется ASIO драйвер.
Control Panel - параметры звуковой карты, поддерживающей ASIO.
Play in Background - Reason будет продолжать играть (в фоновом режиме), в то время как Вы работаете в другом приложении. Т.е. можно запустить программу с любимой композицией и одновременно печатать в Word'е.

Раздел MIDI

Теперь на вкладке Page выберем раздел MIDI.



Данные настройки используются для выбора MIDI порта (Port) и MIDI канала (Channel), который будет использоваться для ввода данных в главный секвенсор (естественно при наличии MIDI-устройств или эмуляторов).

Раздел Advanced MIDI



Теперь на вкладке Page выберем раздел Advanced MIDI.

В рамке External Control выбираются Bus'ы, по которым можно управлять программными устройствами Reason с помощью внешних секвенсоров или других программ. (подробнее можно прочитать в статье о Reason Hardware Interface)

Раздел Miscellaneous

Remove Control - выбор MIDI-порта для дистанционного управления выбранными параметрами виртуального оборудования Reason.
MIDI Clock - порт-источник синхронизации.

Раздел Sound Locations



Теперь на вкладке Page выберем раздел Sound Locations. Тут указываются папки в которых хранятся различные аудио данные для данного проекта и программы вообще.

Вот и все настройки в Reason 2.5. Скорее всего, большинству из Вас понадобится настроить только первоначальную загрузку рэковой стойки и максимальную загруженность процессора, т.е. если не знаете для чего это Вам нужно не крутите.





Автор статьи: Александр ФЕДОРОВ
Музыкальное Оборудование

Автор замечания по настройке программы: Arviom (SSLProject.ru)
Музыкальное Оборудование




скачать мануал/читать онлайн к программе Propellerhead Reason