Дипломатические ноты...


Электронная музыка | Новости музыки | Обзоры софта | DJ-инг | VST плагины | Аудиоредакторы | Секвенсоры | Литература | Мануалы | Статьи | Учебники | Инструменты | Техника | Стили и направления | О музыкантах | Программа для создания музыки FL Studio | Программа для создания музыки Cubase | Программа для создания музыки Reason | Программа для создания музыки Nuendo | Всё о MIDI технологиях | Онлайн радиостанции | Музыкальный софт, программы | Музыкальные мануалы | Музыкальные Учебники | Музыкальные Книги | Форум музыкантов
Странное зрелище открылось бы перед нами, если б вдруг мы оказались на дипломатическом приеме в каком-либо государстве древности, где происходила аудиенция японского посланника. Развернув верительные грамоты, дипломат, представлявший интересы Страны восходящего солнца, обращался к иностранному правительству не с речью, а... с пением.
Поэтому в древней Японии выражение «дипломатическая нота» имело двойной смысл: это был и документ, и своеобразное музыкальное произведение.
Трудно сказать, пел ли посланник соло или под аккомпанемент. Кто знает, может быть, его выход сопровождался игрой на «трескучем» гобое — национальном японском инструменте наподобие курительной трубки, состоящем из морской раковины и мундштука.

Неведомо нам и другое: что именно пели японские посланники и как это фиксировалось на бумаге. Эта музыка неизвестна сегодня потому, что мы не знаем нотного письма[5], которым пользовались в древней Японии. Хотя, например, до нас дошла система нотной записи, принятая в другой стране древнего востока — Индии.
Здесь, на родине легендарных Нареды и Брахмы, нотное письмо возникло задолго до того, как оно было изобретено в Европе. Древнеиндийскими учеными была детально разработана весьма сложная теория музыки[6], во многом предвосхищавшая современную. Достаточно сказать, что гамма тоже состояла из семи нот. Каждая нота, как считали индусы, отражала определенное состояние души.

В Индии опоэтизировалось все, что связано было с музыкой. Но даже зная это, не может не вызывать удивления яркая образность и цветистость языка, которым написаны крупнейшие теоретические труды древнеиндийских музыковедов. «Зеркало гамм и мелодий», «Море эффектов», «Восторг обществ» — вот некоторые названия трактатов о музыке. А в «Священной книге Нарайан» теория музыки излагается... в стихах — факт, по-видимому, единственный во всей истории музыки. В ней читатель мог найти главы о пении, пантомиме и игре на инструменте, называемом вина. В Индии, как и повсюду в древнем мире — мы уже упоминали об этом,— музыка была нерасторжимо связана с пантомимой, поэзией, танцами.

Характерно, что само слово «музыка» — по - индусски «сангит» — означает единство пения, инструментальной музыки и танца.

Своего рода антиподами цветистых, поэтических выражений, которыми излагались теоретические основы музыки древними индусами, были «заземленные» (как мы увидим, и в переносном, и в буквальном смысле) музыкальные термины древних арабов.
«Длинная веревка», «короткая веревка», «затычка», «гвоздик» — не правда ли, трудно предположить, что эти слова имеют какое-либо отношение к музыке? А между тем это названия древнейших арабских ритмов. Все они напоминают о принадлежностях, применявшихся при разбивке и снятии шатра. Ведь зарождение музыкальных традиций у арабов восходит к тем далеким временам, когда они были еще кочевниками.

Именно у них мы встречаем новшества, сыгравшие важную роль в истории музыки. Например, считается, что именно на арабском Востоке на струнных инструментах стали играть с помощью смычка. Одним из таких инструментов был ребаб (рабаб).
Так уж складывались музыкальные традиции древнего мира: у одних народов — арабов, индусов — наибольшее предпочтение отдавалось струнным инструментам; у других же особое распространение и развитие получили духовые и ударные. Чтобы познакомиться с некоторыми из них, перенесемся в другую страну древнего востока — Китай.

...Полутемное, с низким потолком помещение. В глубине, у стены с изображением предков, стоит «стол благоуханий». На нем — цветы, горящие свечи, сосуды с курящимися благовониями.
По обе стороны стола расположился небольшой ансамбль[8]. Слева, лицом к востоку, стоит исполнитель на литаврах, затем игрок на тау-ку — особом барабане, за ними — играющие на флейтах. Справа, всегда лицом к западу,— «ударяющий в колокол», рядом — игрок на флейте Пана и, наконец, музыкант, держащий в руках похожий на большой чайник инструмент — шэн. Звучит музыка. Неожиданно звуки обрываются, и все молча поворачиваются к «столу благоуханий». Проходит мгновение, другое... По знаку музыканта с шэном исполнители занимают прежнее положение, и снова раздаются звуки музыки...
А сейчас присмотримся к одному из инструментов — шэну. Несмотря на примитивную конструкцию

(шен изготовлялся из тыквы, в которую вставлялись разной длины бамбуковые трубки), он служил своего рода «первой скрипкой» — по нему настраивались остальные инструменты. Фактически шэн был одним из самых ранних предков органа, баяна, то есть одним из первых многозвучных духовых инструментов. Это позволяет предположить, что в то время, как почти повсюду в древнем мире, музыка была одноголосной, в древнекитайской музыке существовали уже элементы многоголосия
.
Немало ценных достижений пришло в музыкальную культуру с древнего востока. Но страной, оказавшей решающее влияние на все последующее развитие искусства, стала Эллада, как называли свою страну древние греки.