|
Длительность нот и пауз. О длительности в музыкеДлительность — одно из основных свойств музыкального звука, результат продолжительности колебания звучащего тела. Абсолютная длительность звука определяется мерами времени (секундами и т. п.). В музыке большое выразительное значение имеет относительная длительность звуков; сравнение её с длительностями других звуков является основанием сложных музыкально-логических связей, выражающихся прежде всего в ритме и метре. Длительность ноты не сопоставлена никаким абсолютным длительностям (например, секунда и т. д.), она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот. В приведённой ниже таблице каждый символ точно в два раза больше по длительности символа под ним. Итак, музыкальные звуки различаются не только по высоте, но и по длительности. Для записи звуков разной длительности пользуются различной формой нот. Для того, чтобы правильно воспроизвести длительности звуков при игре на инструменте, нужно равномерно отсчитывать время вслух или про себя. За единицу счета (равномерного удара) можно принять любую длительность: качание маятника, секунду. Единицей счета обычно служит четвертая нота. Она изображается черной головкой со штилем (палочкой) вверх или вниз: или Такая четвертная нота, или четверть, звучит только в продолжении одного удара (счета): Звук, который звучит на протяжении двух ударов (на два счета), обозначается половинной нотой. Она изображается светлой головкой со штилем (палочкой) вверх или вниз: или Длительность половинной ноты равна двум четвертым: Звук, который длится на протяжении четырех ударов (на четыре счета), обозначается целой нотой. Она изображается большой светлой головкой без штиля: Длительность целой ноты равна двум половинным нотам, или четырем четвертым: Кроме целых, половинных и четвертных нот, существуют и более мелкие длительности нот. Восьмая нота по времени общего звучания вдвое короче четвертной и изображается черной головкой со штилем и флажком: или . Длительность двух восьмых равна одной четверти: Для удобства чтения восьмые ноты часто соединяются между собой поперечной чертой (вязкой): например, вместо пишут или , или . Для отсчитывания восьмых нот прибегают приему дробления каждого четвертного счета вспомогательной буквой "и", которая делит время, отведенной на звучание четвертной ноты, пополам. В этом случае следует считать всегда "раз и", "два и" и т.д. Пример: известная всем детская песенка "Маленькой елочке…" Ноты, длительность которых вдвое короче восьмых, называются шестнадцатыми и изображаются черной головкой со штилем и двойным флажком вверху или внизу: . Несколько шестнадцатых нот обычно соединяются двумя поперечными чертами: . Шестнадцатые ноты, также как и восьмые, считаются с добавлением "и", причем на каждый счет исполняют две ноты: Для лучшего усвоения шестнадцатых длительностей к каждой счетной единицы добавьте счет "та" Более мелкие длительности – тридцатьвторые – по времени звучания вдвое короче шестнадцатых. Эти ноты обозначаются: и . Такие мелкие длительности встречаются сравнительно редко. Для увеличения длительности используют следующие обозначения:
|