Электрические ландшафты. Мартин Ландерс об электрических ландшафтах

Электрические ландшафты (Мартин Ландерс об электрических ландшафтах)

Во все времена музыкальная культура являлась своеобразным зеркалом настроений и состояний человечества. Современные формы того, что мы называем "музыкой", иногда выглядят даже устрашающе опасными для человеческой души, по крайней мере, некоторые из них.
Сегодня нас атакует разросшаяся до немыслимых размеров поп культура , металлические какофонии и ставшие всенародным достоянием исконно негритянские ритмы рэпа. А в течение нескольких последних лет на человечество обрушилось последнее "околомузыкальное " изобретение (имеющее к сожалению электрические корни) - рэйв культура, которую, впрочем, с большим трудом можно отнести к понятию "музыка" , которую человек в состоянии воспринимать нормально... Вспоминая классическую фразу - если это есть , значит это кому-нибудь нужно, - не возникает желания спорить о праве на существование того или иного жанра.

Все эти стили благополучно существуют по правилам и законам шоу бизнеса , и менее всего заботятся о духовности и воспитании души.

Я не собираюсь читать вам проповеди о духовном воспитании молодежи и т.п. Просто, как показала практика, многие люди даже не подозревают о существовании громадного музыкального пласта, который называется Электронная Музыка.

К счастью, в последние годы занавес неизвестности над этим термином немного приподнят, но это совсем не значит, что зайдя в любой музыкальный магазин вы увидите на прилавках сотни альбомов из мира электроники. Столь же тщетными будут ваши попытки прочесть что-либо вразумительное об этом в отечественных музыкальных журналах.

При обильном потоке аудио-видео информации, которая поступает к нам ежедневно, вполне может сложится мнение, что никакой другой музыки, кроме той, которую показывают и о которой пишут, больше и не существует. Но это совсем не значит, что люди не нуждаются в иной музыке, в иных настроениях и впечатлениях.

На самом деле, электронная музыка в ее многоликом разнообразии существует уже десятки лет. И самое парадоксальное - революционными изобретениями в области электронных инструментов и синтезаторов мир обязан именно России: Лев Термен ("Терменвокс" начало 20-ых годов), Евгений Мурзин (синтезатор "АНС" начало 60-ых).

Усыпанное звездами ночное небо всегда привлекало человеческие умы. С появлением электронной музыки тема Космоса стала чуть ли ни доминирующей.

Сегодня было бы трудно найти человека, который бы не слышал этого словосочетания "электронная музыка". Но, к сожалению, под этими словами многие подразумевают многое. Сухие, математически выверенные композиции экспериментальной и электроакустической музыки, монотонно-бубнящие ритмы текно, продолжение традиций электронного рока и сиквенсорной музыки 70-ых, наэлектролизованные проявления поп культуры - ко всему этому сегодня к месту и не к месту применяют именно эти два слова,--электронная музыка.

В нашей стране, пожалуй, никто и никогда серьезно не уделял большого внимания этому музыкальному направлению ни в СССР, ни в демократической России.

До недавних пор в нашей стране с понятием "Электронная Музыка" ассоциировалось 5-10 суперизвестных имен как Эдуард Артемьев, VANGELIS,SPACE, JEAN MICHEL JARRE, KITARO, ISAO TOMITA, TANGERINE DREAM, KLAUS SCHULZE, и так далее.

Если говорить об обратных аспектах рождения "новой звезды" , то до недавних пор и в бывшем СССР, и на Западе отношение к этому жанру было далеко не однозначным. Многие музыканты и критики не признавали и не верили в "музыку машин", многие оспаривали даже применение слова "музыка" к этим произведениям. И по сей день для неосведомленного человека вполне нормальная ситуация, если он никогда в жизни не видел и не слышал ничего об электронной музыке.

Сегодня стилистические и концептуальные различия легкого слащавого NEW AGE, пасмурные " шульцевские" коллажи, роботизированные ритмы KRAFTWERK, а в последние годы и многочисленные ответвления Techno и Rave культуры, стремительно быстро , дерзко и смело проникают друг в друга, порождая новые формы и целые музыкальные галактики, в которых и происходит таинство слияния и взаимопроникновения стилей и жанров. И не редко практически невозможно квалифицировать то или иное произведение, каким-то одним словом обозначить его жанр.

Искусственный электрический мир расширяет границы своих возможностей практически все время. Но, в какой-то степени, глядя на все это несколько абстрагировано, как бы с глобальной стороны, можно сказать, что в этой области уже все было сделано и сказано лет так 20 назад и большинство современных работ это ни что иное, как поиски новых вариаций, интерпретаций и завуалированного повторения старого на этом благодатном поле синтетических миражей. Появляются новые ритмы, тембры и настроения, но по сути, ничего революционного уже, к сожалению, не происходит. Более того , многие достойные коллективы прошлого все чаще и чаще прибегают к изменению своей творческой направленности с оглядкой на правила и законы шоу бизнеса.

И несмотря на совершенствование клавишно-компьютерной техники и трансформации идей современных электрических производных, музыка все чаще становится какой-то слишком отшлифованной, слишком пресной.

В 90-ых царит своеобразный застой идей, идей, которые появились в далеких 70-ых и , казалось бы , неминуемо должны были развиваться и рождать новое и новое...но, порой кажется, что этот процесс остановился на том самом месте, где и был много лет назад... и похоже, что эти прекрасные музыкальные горизонты все больше и больше покрываются непроницаемым туманом коммерческой поп-культуры и домашними пародиями на музыку SCHULZE и JARRE...

Электронная музыка в состоянии передать самые потаенные и сокровенные человеческие мечты и душевные переживания. С другой стороны , это целый удивительный фантастический мир, в котором вашим проводником является ваша фантазия и представления. И если ваша душа приемлет этот бесконечно многогранный электронный мир, если вы нашли ту самую дверь в своем сознании и переступили порог, оказавшись среди теней и призраков ирреальных измерений, если вы не прочь окунуться в море калейдоскопических осколков реальности и вымысла, фантазии и мечты; если вы не прочь пройтись по сумеречным аллеям памяти, по лабиринтам и запутанным тропинкам полузабытых, полу стертых снов и видений - добро пожаловать в Электрическую Вселенную, добро пожаловать в мир иных реальностей.


Мартин Ландерс