Энхансер, эксайтер и ламповый усилитель - что общего?. Природа звука ламповых усилителей

Энхансер, эксайтер и ламповый усилитель - что общего? (Природа звука ламповых усилителей)

Эксайтер (от англ. Exciter), также называемый гармонический возбудитель (harmonic exciter), психоакустический процессор (psychoacoustic processor), энхансер (enhancer) и акустический возбутидель (aural exciter) - это устройство обработки, используемое для гармонического синтеза высокочастотных сигналов, с помощью тонких гармонических искажений.

Данный гармонический синтез заключается в создании высших гармоник на основе более низких частот сигнала. Обычно шум присутствует в различных частотных полосах в неодинаковых количествах, и гармоники, полученные от чистой полосы частот, будут более чёткими. Реже эксайтеры (энхансеры) используются для синтеза низкочастотных гармоник, в целях имитации глубокого баса.

Первоначально эксайтеры изготавливались на основе ламповых усилителей, но в настоящее время они существуют и в виде цифровых процессоров.

Эксайтеры и энхансеры используются для того, чтобы изменять тональные качества звука. Но, в отличие от эквалайзера, который просто усиливает или ослабляет частоту, имеющуюся в сигнале, энхансеры могут создавать новые гармоники.

Эквалайзер не добавляет в звук дополнительных гармоник. Он применяется для усиления или ослабления существующей частоты. Эквалайзер используется для подчеркивания характерных обертонов музыкальных инструментов и усиливает определенную частотную область. В том случае, когда требуемых частот изначально мало, то эквализация не даст желаемого эффекта, либо вместе со слабым сигналом вытащит все нежелательные шумы.

Тонкая обработка эксайтером, при его грамотном применении, даёт ощущение прозрачности и повышение разборчивости звучания. Хотя непонимание процесса эксайтирования может привести к довольно плачевным результатам. Например, эксайтером нет смысла обрабатывать орган или медные духовые инструменты, которые характеризуются линейчатым спектром основных тонов. Эксайтирование инструмента, по своей природе не имеющего обертонов, может вызвать весьма неожиданный и чаще всего неприятный эффект.

В отличие от традиционных эквалайзеров, при использовании эксайтера меньше вероятность добавления шума и шипения, которые делают звук менее ясным, особенно это касается магнитофонных записей аналоговой ленты, которые потеряли свою "искристость" из-за частого наложения.
- Эксайтеры также используются для восстановления старых записей, добавляя потерянный спектральный состав.
- Эксайтеры продаются в виде педальных эффектов, специально предназначенных для электро-гитары, баса или электронных клавишных.
- Эксайтеры очень часто применяется при мастеринге.

В отличие от эквалайзера, эксайтер сам достраивает высшие гармоники, отталкиваясь от огибающих основных тонов. То есть происходит не усиление требуемых частот, а логичное добавление новых обертонов (гармоник).

Эксайтеры, как правило, создают гармоники, кратные 2, (2, 4, 8...), что по слуховым ощущениям придаёт четкость и большую внятность звуку, "объёмность" и "теплоту". При том, что общая громкость остаётся прежней. Отличием от гармонайзеров, которые, как правило, создают гармоники на всей полосе звукового сигнала, эксайтеры дают возможность выбирать частоты обогащения.

Но эксайтеры обладают и обратным негативным свойством: при длительном прослушивании у слушателя возникает желание постоянного увеличения насыщенности звука гармониками, так что после некоторого времени при слушании звука без эксайтера, запись, сделанная с его участием, может показаться перенасыщенной "кашей".

Теперь обратим наш взор на ламповые усилители, которые так часто нам преподносятся чуть ли не как единственные устройства, способные качественно усиливать звуковые колебания и передавать всю объёмность, теплоту и многие другие приписываемые свойства.

В настоящее время ламповые усилители являются объектом коммерции и спекуляции именно благодаря тому, что в их природе усиления звуковых колебаний заложен изначально механизм эксайтирования (но обычно на этом продавцы не любят заострять внимание, ещё бы, ведь именно благодаря этому эффекту и удаётся привлекать покупателей дорогой аппаратуры).

Как известно, слуховое восприятие звука - вещь субъективная. Человеческое ухо безошибочно определяет звук, насыщенный гармониками, как более близкий или громкий, при сравнении с тем же звуком без гармоник. Например, звучание струны гитары или рояля при сильном ударе значительно более обогащается гармониками по сравнению с мягким звукоизвлечением, но все равно слушатель легко определит сильный удар как более громкий и близкий, даже если амплитуду второго сделать несколько больше первого. Как известно, большинство ламповых усилителей имеет коэффициент гармоник около 1%, что и дает эффект "приближения" (эксайтирование) задних планов (следует оговорится, это в случае небольших интермодуляционных искажений, что характерно для ламповых усилителей).

По этой причине необходим пересмотр общепринятых взглядов о "феноменальном" качестве, "детальности" звучания и незаменимости ламповых усилителей. Не секрет, что ламповые усилители потребляют в разы больше электроэнергии, чем транзисторные собратья, а также служат гораздо меньше. Поэтому наивный покупатель не только переплачивает за сам усилитель, отдавая предпочтение ламповому, но и соглашается на заранее меньший срок эксплуатации и больший расход энергоресурсов.

Ведь совсем не обязательно для получения эффекта эксайтирования приобретать ламповый усилитель, в настоящее время с этим справляются значительно более дешёвые и надёжные цифровые процессоры эффектов.

Энхансер, эксайтер и ламповый усилитель - что общего? (Природа звука ламповых усилителей)

Тоже тёплый, тоже ламповый, но на транзисторах



Владимир Флекс, специально для сайта композиторов, сиджеев и диджеев fdstar.com.
Перепечатка материала разрешается только при наличии активной, прямой, индексируемой ссылки на источник