Эволюция домашней музыкальной студии. Советы профессионалов звука.

Эволюция домашней музыкальной студии (Советы профессионалов звука.)


Советы профессионалов звука.

Бурное развитие и удешевление информационных технологий сделали сложнейшие технологические процессы, ранее доступные только избранным, достоянием широкой общественности. Однако это породило некий парадокс - высочайшие вычислительные мощности зачастую соседствуют с полной технической безграмотностью пользователей. Мощнейшие компьютеры, воплотившие в себе многолетний труд теоретиков, инженеров, изобретателей, зачастую служат в качестве печатной машинки и экрана для просмотра плавающих рыбок. Но бывает и обратное, хотя намного реже - грамотное, высокопрофессиональное использование всех ресурсов, приносящее великолепный результат. Применительно к домашней студии это означает не просто хорошую демозапись, а полноценный профессиональный продукт, сравнимый по качеству с продукцией среднебюджетных студий. Как правило, это достигается доскональным знанием технологических и творческих глубин звукозаписывающего процесса и долгим творческим поиском. О том, как достичь лучших результатов в таком непростом деле, и пойдет речь в этой статье. Я не претендую на составление полного руководства по цифровой звукозаписи в домашних условиях с использованием компьютера - таких трудов более чем достаточно. Однако в них много говорится об азах и крайне мало о том, как действительно добиться высокого качества в этом непростом деле. Поэтому я счел необходимым поделиться с читателями некоторыми соображениями на этот счет.

Первое дело - контроль!

Как показывает практика, огромное число ошибок происходит из-за недостатков мониторинга. Причем это свойственно не только домашним, но и профессиональным коммерческим студиям - отсутствие нормального контроля, особенно в области низких частот, приводит к грубым ошибкам тонального баланса и, как следствие, неразборчивости, грязи в звуке или отсутствию драйва. Планируя бюджет домашней студии, необходимо уделить достаточно большую часть бюджета на покупку качественных мониторов и, по возможности, необходимой акустической отделке помещения. Даже при не очень высоком качестве всего остального оборудования это позволит трезво взглянуть на результаты своей работы и верно оценить ее качественный уровень. Правда, не всем это будет приятно - многие "деятели" домашней звукозаписи часто хватаются за голову, послушав свои, сделанные не весть на чем миксы, на нормальных студийных мониторах дальней или хотя бы средней зоны.
Итак, допустим, что с контролем вопрос худо-бедно решен, а результаты все равно неудовлетворительные. В чем же дело? А в том, что нужно приучить свой слух верно слышать тональный баланс. Лучшей школой для ушей в этом нелегком деле являются концертные залы с хорошей акустикой и симфонической или камерной музыкой. Количественный и качественный состав симфонического оркестра подбирался столетиями и представляет собой точно выверенное соотношение инструментов. Как правило, нескольких посещений вполне достаточно, чтоб рассеять ущербное представление о "хорошем" звуке и настроить восприятие на нужный лад. Умение слышать гораздо более важно, чем умение крутить ручки.

Лучшее - враг хорошего

"Да у меня в компьютере столько всяких эффектов - наверну, что хошь!" - очень распространенное мнение среди начинающих. И наворачивают, накручивают так, что уши вянут. А потом удивляются, что плоховато звучит в виртуальном варианте (наверное, обработок мало, "надо апгрейд сделать, чтоб плагинов побольше тянуло". Наиболее частые ошибки - чрезмерная эквализация, излишняя компрессия и кашеобразная реверберация. В результате - мыльный нединамичный микс, который слушать можно разве что на компьютерных мультимедийных колонках за 10 долларов в mp3. В таких случаях лучше всего попробовать свести записанный материал всухую, то есть вообще не используя обработку. Очень полезная практика. И еще - прежде чем крутить ручки, нужно представить подробную картину звука, найти место в ней для каждого инструмента, представить себе все пространственные планы. Это непросто, но очень помогает в дальнейшей работе.

Осторожно - цифра!

Цифровые методы работы при своей кажущейся легкости таят в себе очень много подводных камней. Одна незначительная на первый взгляд некорректная операция - и вдруг куда-то исчезает воздух, прозрачность. Звук становится жестким и неприятно хрустящим. Простое изменение громкости файла - нормализация может непоправимо испортить звук. Поэтому старайтесь как можно дольше сохранять высокую (24 бит, а в некоторых случаях и 32) разрядность звуковых файлов, а при ее вынужденном понижении, например, для записи на CD или DAT, использовать дитер.

Прозрачный, как слеза

Как увеличить прозрачность микса и улучшить разборчивость? Рецептов здесь довольно много.
Во-первых, обрежьте низкие частоты на тех звуках, которые не являются фактурообразующими. При этом следует помнить, что у каждого инструмента есть свои характерные форманты, затронув которые, можно исказить, а то и обезличить тембр его звучания. Безусловно, здесь существует некий компромисс между плотностью и разборчивостью звучания. Что важнее в каждом конкретном случае, выбирать вам.
Во-вторых, равномерно панорамируйте инструменты. Особенно старайтесь избегать крайних положений ручек (кстати, это относится не только к панораме).
Очень частая ошибка - что-то слева, что-то справа и "кашица" посередине. Не забывайте о том, что возвраты с эффектов, как правило, разведены по краям и, помещая туда же какой-либо инструмент, вы нарушаете объемную картину восприятия. Вы когда-нибудь видели гитариста, играющего на гитаре, вмонтированного в стену помещения? Или духовую секцию, стоящую друг у друга на голове, подвешенную в большом каньоне?
В-третьих, используя эквалайзер, после того, как вы накрутили нужный звук, поверните ручки на 20-50 процентов в направлении нуля. Если вдруг окажется недостаточно - всегда можно будет еще подкрутить, а вот если много - слух привыкнет и перестанет замечать ошибки. Сведение - длительный процесс, во время которого уши устают и менее чутко реагируют на изменение тембра. Ошибки эквализации обычно становятся заметны на следующее утро.
В-четвертых, избегайте конфликтов объемов, если, конечно, это не спецэффект. И не злоупотребляйте длиной реверберационного хвоста. Часто бывает так, что грамотно расставленные ранние отражения дают много больше объема, чем длинный плоский холл с мутным песочным послезвучием. Хотя здесь трудно дать хороший совет - от музыки зависит.
В-пятых, вперед, в прошлое! Всегда проверяйте свои миксы на моносовместимость, иначе могут возникнуть большие проблемы с их переносом на различные носители и потребительские форматы.

Автор
Кирилл Трепаков
Источник
Журнал "Шоу-Мастер" 2002, №2