Исправление вокального брака. Исправляем и обрабатываем вокальный брак


Исправление вокального брака (Исправляем и обрабатываем вокальный брак)

Профессионализм приходит с годами, а хорошо петь хочется уже сейчас.

И вот вокалист (это в лучшем случае ) находится уже у микрофона, загорается красная лампочка записи, и льется песня?

Ах если бы то, что записалось, звучало бы так же, как и в собственной голове. На практике это далеко не так. В ряде случаев полученный результат оставляет желать лучшего. Было замечено, что даже неплохие вокалисты, надевая студийные наушники, превращаются в токующих тетеревов, не слышащих ни себя, ни фонограммы (звукорежиссер должен обеспечить так, чтобы вокалист себя слышал в наушниках!). Проще говоря, записанный трек является браком. Вокальная партия спета фальшиво. Есть завышенные или заниженные ноты, да и тембрально не так чтобы очень. И с ритмом как то? ну, в общем, надо бы перепеть. Иногда перепеть получается, а иногда присутствующие в студии понимают, что тот трек, который в начале сессии считался бракованным, по сравнению с другими дублями самый лучший. Можно, конечно, вспомнить крылатые фразы типа «? как друзья вы не садитесь..», а можно воспользоваться достижениями научно-технического процесса.

Правку вокального трека можно разделить на следующие составляющие:

1 - Прослушивание материала, выделение фальшивых мест. Такими местами условно назовем завышение или занижение нот, тембральный брак (спето «в нос», например) и ритмически неудачные места (запаздывание слов относительно ритмически-опорных мест).
2 - Правка материала. На мой взгляд, удачнее всего сначала править ритмические киксы, потом фальшивые ноты и, в последнюю очередь, исправлять или маскировать тембрально неудачные места.

В зависимости от имеющегося в наличии оборудования процесс может иметь индивидуальные особенности. Но в целом предлагаемая схема достаточно универсальна. Правка вокального трека в пределах данной статьи будет производиться исключительно программными средствами. То есть без использования внешних «железных» приборов.

Замечу также, что в рамках предлагаемого материала все методы сообщают лишь общее направление, так, как, в зависимости от стоящих задач, различных путей, ведущих к намеченной цели, может быть множество.

На примере программы Cubase

1 - Открываем программу Cubase и в нем раннее записанный проект, в котором имеются фонограмма и вокальный трек.

2 - Внимательно прослушиваем фонограмму и отмечаем для себя неудовлетворительные места (тембральные и ритмические). Можно, помечать их не только в уме или на бумаге, но и непосредственно на вокальном треке.

3 - Двигаем куски треков таким образом, чтобы (по возможности) свести к минимуму ритмические огрехи. При достаточной сноровке это будет получаться неплохо. Можно делать очень плотную нарезку и смещать не только фразы или отдельные слова, но и слоги, и даже буквы. Тут же можно вырезать те места, где вокалист молчит, но злоупотреблять не следует. Иногда нужно, чтобы и в паузах трек «дышал», иначе появится некая механичность.

Помимо простого двигания слов, можно применять и специальные эффекты, например Time Stretch. Этот plug-in позволяет обработать фразу таким образом, что она будет звучат быстрее или медленнее. Тональность же при этом не изменится.

Выполнив вышеописанные процедуры, мы имеем в наличии звуковой файл уже поправленный ритмически и с помеченными тембральными и тональными киксами. Как правило, стоящий у микрофона человек не все слова поет мимо, правда, бывают и исключения. Поэтому было бы логично подвергать обработке не весь трек, а лишь необходимые места.

Примечание: перед обработкой партии какими бы то ни было эффектами, весьма желательно выполнить операцию «Normalize». Было замечено: чем тише звучит трек, тем больше некорректности в работе прибора обработки.

4 - Ставим левый и правый локаторы в начале и конце той фразы, которую собираемся исправлять, выделяем нужную часть трека и выбираем необходимую обработку.

В данном случае это Antares Auto-Tune

Выбираемый прибор обработки может быть совсем другим, поэтому работа с конкретным plug-in будет описываться вкратце.

В появившемся окне, в предназначенных для этого окошках, выбираем нужную тональность, соответствующую тональности вокальной партии, и нажимаем кнопочку «Preview». Иногда весьма кстати поиграть ручками прибора (такими, как выбор сопрано, альт, тенор) и послушать, как это сказывается на результате. Antares Auto-Tune предназначен для звуковысотной коррекции звукового материала. В зависимости от типа музыки и настроек прибора результат может выглядеть по-разному. Если звучащая из мониторов партия вокала все равно фальшивит или приобрела неестественный оттенок, можно попробовать другой способ. В Antares Auto-Tune выбираем режим «graphical», и получаем возможность вручную редактировать вокальную партию.

Нажимаем кнопку «Track pitch» и кнопку «Preview». В предназначенном окне появляется кривая, которая показывает нам звуковысотность выделенного фрагмента. Далее нажимаем кнопку «Make Curve», и программа создает нам дублирующую ранее созданную звуковысотную кривую еще одной кривой с маленькими серыми кубиками-точками. Двигая мышью эти точки, мы тем самым корректируем звуковысотность обрабатываемой партии. Можно выбрать один из представленных инструментов и ими рисовать собственную звуковысотную кривую. Главное не увлекаться.

После того как звучащий откорректированный материал будет вас устраивать, необходимо нажать кнопку «Process» и переходить к следующей вокальной фразе, требующей вмешательства.

Другой plug-in, способный воспроизводить подобные действия, называется «PitchRight»

Здесь все еще проще. Указываете в соответствующих полях тональность вокального трека и убираете с клавиатуры зеленые точки с тех нот, которые в вокальной партии отсутствуют. Программа будет «подтягивать» вокал к ближайшей ноте. Помимо описанного выше способа редакции материала, есть и другой. В кнопках, находящихся слева от вокального трека (в главном окне аранжировки Cubase), нажимаете кнопочку «Е» (находим по синей стрелке), и в появившемся окне выбираете любой свободный слот подключения эффекта. Щелкаете в его поле мышью и в появившемся списке выбираете нужный эффект, например Antares Auto-Tune

Теперь при воспроизведении трека подключенный эффект будет обрабатывать воспроизводимый звуковой материал. Если вы захотите сохранить результат обработки, то заглушите все ненужные аудиотреки. Зайдите в меню File, далее в пункт меню Export и выберите Audio Mixdown. В принципе, обработку вокального трека лучше всего производить в более узкоспециализированной программе, например WaveLab. Но тут есть свои сложности. В Cubase вы можете слышать и вокальный трек, и трек с фонограммой, а для того чтобы обрабатывать «голый» вокальный трек в WaveLab, надо иметь очень хороший слух и богатый опыт работы.

5 - Теперь перейдем к следующему этапу: правке или маскировке тембрально неудачных мест. Или таких мест, в которых есть неисправленный вокальный или технический брак. Из личного опыта скажу, что удачно исправить такие вещи крайне тяжело. Гораздо проще их замаскировать. Самый традиционный способ маскировки — это наложение бэк-вокала. Прописываете на этом месте одну или несколько партий вокала и все в порядке. При прослушивании лажа будет незаметна.

Другой способ маскировки — это использование специальных приборов типа хоруса, фленжера, вокодера и т. п., получается достаточно неплохо, да и композиция в целом приобретает некую «фишку». Если бракованная фраза звучит в припеве, то можно неудачную фразу заменить другой, взятой из более удачного припева. Можно сочетать запись бэк-партий с обработкой спецэффектами. Если голос звучит тускло, очень здорово помогают эффекты, работающие с формантами. Один из таких эффектов называется «UltraVox Steinberg».

При всей кажущейся простоте этот plug-in выдает великолепные результаты. Высветляет совершенно, казалось бы, безнадежный материал. Главное, не двигать ползунки слишком далеко от номинального значения. Кстати, профессионала в сфере звукозаписи заметить очень легко. Все его движения носят минималистский характер. Вы никогда не увидите такого человека, широко двигающим ползунок микшера или другого прибора. На миллиметр, другой и не больше. В заключение замечу, что все описанное выше можно применять не только к вокальным трекам, но и к трекам с партиями музыкальных инструментов.