Как стать радио ди-джеем. О радио ди-джействе


Вообще, радио ди-джею или радиоведущему необязательно уметь сводить пластинки, потому что его работа заключается совсем в другом обращении с музыкой. С одной стороны, это упрощает вам жизнь: вам даже может показаться, что радиодиджеем может стать абсолютно каждый. Но, увы, все не так просто: мало просто хотеть работать на радио, нужно развиваться самому и расширять свой кругозор - а в каких именно направлениях, вы узнаете далее.

Кроме умения обращаться с компьютером, виниловыми и CD-дисками, вы должны обладать красивым голосом, хорошим воображением и умением мгновенно облачать в связную интересную речь любую понравившуюся вам мысль.

С голосом и воображением здесь все понятно: радио «продает» не вас, а ваш голос, и то, что вы говорите, во многом зависит от вашего воображения и умения ориентироваться в разных ситуациях.

Интересность вашей речи - вещь довольно субъективная, по крайней мере, это можно определить простым тестом: присоединяйтесь к разговорам разных компаний ваших знакомых и следите за реакцией людей - не надоедаете ли вы им через десяток секунд общения, не устают ли они от вашего общества? Или они даже тянутся к вам, так как вы отлично рассказываете разные истории и всегда можете поддержать разговор? Второе определенно лучше, чем первое.

Далее, в кругу друзей попробуйте взять тему «с потолка» и нон-стопом выдать монолог хотя бы на 60 секунд - такой, чтобы друзьям было интересно. Тема «музыка» и «секс» слишком просты в этом случае. Попробуйте «трактористы» и «бином Ньютона» (если вы не знаете, что это такое, ситуация становится просто идеальной).

Просто отлично, если кроме воображения у вас есть такие не менее важные качества, как хорошо подвешенный язык и находчивость. Вряд ли вы сразу получите эфирное время под собственное радиошоу, а это значит, что вам придется ставить треки строго по плейлисту, который остается примерно одинаковым на протяжении как минимум месяца. То есть, вам каждый день придется говорить разные вещи про одни и те же композиции. Готовы к этому?

В целом, как и ди-джеинг, радио ди-джеинг привлекателен больше из-за окутывающих его мифов, чем из-за увлекательности профессии. Говорят, на радио никто не приходит просто так - и это правда. Не надейтесь сразу попасть в прямой эфир, начать свое шоу и уж тем более стать знаменитым. Начните с малого, а остальное придёт к вам, если вы на самом деле этого хотите.

Итак, вы определились, что радио - цель вашей жизни. С чего начать?

Для начала, я дам всего четыре совета:

  • запишитесь на курсы «ораторского мастерства» или курсы «риторики и речи» - на них преподаватели научат вас правильно строить свою речь и грамотно говорить. Одной из сильнейших сторон советской школы радио, которую, увы, решили не перенимать многие современные ведущие, являлась именно языковая база: то, ЧТО говорили ведущие, и - даже в большей мере - то, КАК они это говорили. У кого-кого, а у советских ведущих стоит поучиться. Так что радуйтесь, если процессом обучения будет заправлять кто-то из «стариков»
  • посещайте курсы актёрского мастерства. Только не во всяких фирмах-однодневках, а хотя бы при известных театральных ВУЗах. Если полученные навыки и не выведут вас на сцену, но в радиоэфире очень даже пригодятся. Ведь радио, как и театр, требует от вас самовыражения в условиях ограниченности возможностей
  • обязательно изучите английский язык до уровня свободной разговорной речи. Сами, наверное, замечали, как приятно слушать названия треков от профи-ведущих, которые даже не могут их правильно прочитать. Получается какое-нибудь рэперское «Ловинг Йоу» вместо “Loving You” , что для «голоса в эфире» является просто позором, тем более на радиостанции, формат которой предполагает огромное количество западной музыки
  • изучайте историю музыки, слушайте произведения в разных стилях и учитесь отличать гранж от хэви-металла, хаус от хардкора и т.д. Сразу скажу вам, что никто не будет требовать от вас таких познаний, кроме вас самих: приятно уметь сравнить «раннее творчество группы Икс» с «группой Игрек», при этом объяснив, как изменялись предпочтения музыкантов альбом за альбомом. Уважение аудитории невозможно купить, но можно заслужить


Будьте образованнее и лучше других: на планете слишком много мечтателей и слишком мало тех, кто реально чего-то добьется. Пусть в вашем резюме, с которым будет знакомиться программный директор радиостанции, чётко прослеживается ваше желание быть частью радиожизни. Даже если ваш опыт отражается лишь строками «менеджер», «программист» или чем-то столь же бесполезным для работы в эфире, графа «образование» может выправить ситуацию - если по ней будет четко понятно, что на самом деле вы дышите мечтой о радиодиджеинге.

Конечно же, лучше не просто посещать разные курсы, а ещё и рассылать свое резюме. Но помните - количество радиостанций ограничено, и рано или поздно вы просто замучаете кадровиков информацией о своей персоне. Не спешите.

Если душа прямо-таки рвется в эфир - поймите, он у вас есть! Используйте свой домашний компьютер.

Из железа вам понадобится:

  • собственно, сам компьютер

  • микрофон


Маловато? А чего вы ждали - покупки всей эфирной студии за большую сумму долларов? Да нет, тут все выглядит просто. Но только выглядит, и скоро вы в этом убедитесь.

Попробуйте выбрать 10-12 треков и поставить их в интересном вам порядке, при этом примерно через каждые 20 минут вставьте одну и ту же композицию, которая у вас будет заменять рекламный блок (а лучше сами придумайте и запишите его). А теперь приготовьтесь много говорить и ставить музыку по плейлисту через микрофон, который вы, конечно же, настроили так, чтобы слышать свой голос через колонки компьютера или музыкального центра.

Представьтесь, поприветствуйте аудиторию - делайте это как угодно, лишь бы звучало интересно и в «вашем стиле» (это я к тому, что долго строить из себя весельчака, если вы на самом деле в вечной депрессии, получается далеко не у всех) и включите первый трек. Выведите его «в эфир» регулятором громкости того же WinAmp или чем вы воспроизводите свои MP3.

Ближе к концу трека уведите его, заменив другой композицией, которая у вас является бэком (фоном) и... а что говорить и делать дальше - уже ваше дело: это ведь вы ведете шоу, а не я.

Не забывайте анонсировать рекламные блоки, упоминать рекламодателей после возвращения в эфир, давать координаты для связи с радиостанцией. Ведите себя так, будто вы на самом деле работаете на радио, и вас сейчас слушает хотя бы 100 000 человек. И делайте это почаще - так вы скорее привыкнете к микрофону и выполнению нескольких действий одновременно.
Когда что-то будет получаться и нравиться вам самому, можете начать записывать свои "эфиры", чтобы потом оценить себя со стороны, или, например, выкладывать mp3 на своем сайте. Если вы будете делать на самом деле интересные передачи - например, о клубной жизни своего города, с обзорами прошедших вечеринок и новых дисков - возможно, у вас даже появятся постоянные слушатели, готовые скачивать файл с «радиошоу» раз в неделю.

Освоившись и чувствуя себя совершенно уверенно, попробуйте рассылать диски со своими записями на Интернет-радиостанции, которых в России в последнее время появилось очень и очень много. Еще больше их в западной части сети - возможно, найдется там место и для вас.

Достичь поставленной цели можно всегда - были бы желание и умный подход. Не унывайте, старайтесь всегда придумывать интересные выходы из ситуации, ищите не причину, по которой у вас «точно ничего не получится», а способ взять мечту за хвост! Тем, кто не борется за место под солнцем - не место на радио, но вы, скорее всего, не из таких, - и у вас есть целая жизнь, чтобы доказать это хотя бы самим себе.

Удачи!