|
Klaus Schulze. О музыке. ИнтервьюБольшинство моих слушателей говорили мне, что ваша музыка — это больше музыка для души, чем музыка для тела. Вы согласны с этим? Выражает ли она чувства, которыми вы когда-либо хотели поделиться? Любая музыка, кроме танцевальной, которая предназначена непосредственно для танцев, мне кажется, предназначена для духа человека, а не для тела. Существует много музыки не имеющей большого смысла, она служит главным образом для развлечения. Однако, некоторая музыка имеет более высокий настрой, обычно ее называют "серьезная музыка" и она тоже может быть интересна... "Пользуйтесь вашим умом!" (Use your Brain) — такую фразу можно было прочитать в обращениях, которые Вы использовали в свои самые ранние годы творчества. Актуальна ли эта фраза сегодня? Это не было мое обращение, это было обращение, используемое компанией грамзаписи для их лэйбла. Также, эта фраза не использовалась в мои "самые ранние" годы, но несколькими годами позже, в 1976 и ' 77, компанией грамзаписи Metronome для их лэйбла Brain. Это была очевидная игра слов. Так часто делают в рекламе: лэйбл Brain и "Пользуйтесь вашим умом" ("Use your Brain"). Поскольку лэйбл Ohr сделал несколькими годами ранее свой "Macht das OHR auf " ("Откройте Ваши Уши") Для Вас это что-нибудь значило, когда вы создавали альбом "Irrlicht"? Альбом пользовался успехом? Означало что-нибудь это для меня или нет — слишком общий вопрос для того, чтобы дать хоть какой-то детальный и честный ответ. Пожалуйста вспомните, ведь прошло уже двадцать шесть лет . Что я думал 26 лет назад? Вы помните, что думали 26 лет назад? Я не помню. Успех такой сумасшедшей музыки не был очень большим. На нашем сайте вы найдете ссылку на каждый из моих альбомов, где можете прочитать современные обзоры, которые печатают в прессе, в том числе и на "Irrlicht". После стольких лет, иногда там можно найти кое-что интересное. Кто повлиял на вашу музыку, когда вы решили работать один? Вы использовали какие-нибудь аспекты классической музыки, когда сочиняли свои произведения? Я имею в виду, что они не были короткими композициями, не поп-музыка, но длинные темы, электронные симфонии... Вы спрашиваете кто повлиял на меня 1971, 1972? Для моей музыки, это не был кто-то один, кто-то особенно выделяющийся. Я слушал рок музыку того времени, но как вы знаете и легко могли слышать, моя музыка того периода не имела никакого отношения к обычной музыке того времени. Я экспериментировал, искал что-что новое и продолжаю делать это сегодня. Я почти не слушаю какую-либо другую музыку, кроме своей. По крайней мере не осознанно, подобно тому как это делают фанаты и коллекционеры. Короткие композиции = поп-музыка, длинные композиции = классическая музыка? Нет, это совершенно не то. Я СЛУШАЮ музыку. Что бы вы хотели рассказать о Ричарде Ванфриеде (Richard Wahnfried)? Если я хочу что-то "сказать", я говорю. Но, как Вы знаете, я пишу музыку. Я не хочу "говорить" что-либо ни о моей музыке, ни о моих сольных альбомах, ни об альбомах Ванфриеда. Если бы я говорил, то писал бы статьи, или книги, а может быть сценарии. Я повторяю: я пишу музыку. И под псевдонимом Ричард Ванфриед делал музыку с другими музыкантами. Я пробовал создавать разную музыку, отличную от моей собственной сольной. Что бы вы могли сообщить относительно ваших опытов с оперными голосами? Человеческий голос — первый и наиболее естественный музыкальный инструмент, также как и наиболее эмоциональный. Подобно многим другим людям, я люблю слушать певцов, будь это Вилли Нельсон (Willie Nelson) или Мария Каллас (Maria Callas). Иногда я люблю делать музыку вместе с певцом или певцами. Это — все. А началось все в 1974 году с альбома "Blackdance", в котором оперный певец поет коллаж Verdi. Еще вопрос, который много людей задают снова и снова: какую аппаратуру Вы используете в настоящее время? Было бы слишком трудно прикинуть и сказать здесь так сразу. Для того чтобы ответить, я должен был бы составить длинную распечатку. Пожалуйста, посмотрите на нашем официальном вебсайте. Инструменты усовершенствовались с тех пор, как вы начали писать музыку. Эти изменения помогли или как-то повлияли на ваше творчество? Да конечно. Все время все изменяется. Меняются инструменты, меняются люди, меняются актеры, меняется мода, меняются средства информации, меняются слушатели, меняются их взгляды и мнения ... даже звуковая сеть распределения и передачи телевизионных программ изменилась за это время: от винила до цифрового компакт-диска, и от аналоговой записи на магнитную ленту до компьютера и записи на жесткий диск. И, конечно, все это оказало некоторое влияние и на меня, так же как и на всех людей, которые пишут или слушают музыку. Как же еще? Посмотрите, например, люди становятся старше, они взрослеют и в течение всех этих лет узнают что-то новое о музыке (если они ей интересуются и достаточно восприимчивы). Конечно они слушают музыку по-разному в 50 лет и когда им было 20, но это только один пример изменений. Влияния множественны, взаимны и нормальны. Я посетил ваш сайт, разглядывая музыкальное оборудование. Это ошеломляет. Позвольте мне сделать одно замечание. Я не знаю, может вы думаете, что аппаратура настолько важна, но я полагаю, что более важно наличие музыкальной идеи и наслаждение ею. Не важно иметь экстраординарную технологию, если вы не истинный художник и если вы не знаете, как создать что-либо. Прежде всего вы должны верить в это и в себя. Все из моих подражателей должны прочитать это. :-) Какой из своих альбомов вы считаете лучшим? Этот вопрос всегда задают музыкантам. И конечно, музыкант, если он серьезен, всегда ответит: "Мой последний альбом — моя лучшая работа, иначе я не сделал бы его." Какие причины привели к созданию "Innovative Communacation"? Что было потом? Если бы кто-то предложил бы основать звукозаписывающую компанию сейчас, вы попробовали бы снова? Я основал IC в конце 1978, потому что в то время не было других лэйблов, интересующихся "электронной музыкой". Я хотел продвинуть эту музыку, которую "изобрел почти без посторонней помощи " (как написал один английский журнал). Но все "электронные" альбомы на IC та и не были проданы, кроме моих собственных альбомов и одного рок альбома: "Ideal" (700 000 копий, были проданные в Германии. Я не исследовал этот вопрос и не был продюсером, им был мой друг kdm который управлял IC до конца 1981). Затем, в 1983 у меня был длинный концертный тур по всей Европе. Когда я вернулся, то увидел, что IC не в очень хорошей форме — все деньги, которые мы имели из-за огромного успеха "Ideal" ушли. Я был очень расстроен и отдал целую компанию человеку, который отвечал за неудачу IC (никому больше она не была нужна). Это было летом 1983. Начиная с этого времени, я не имею никакого отношения ни к IC, ни к "вздору" (в оригинале "shit"), который происходит на этом лэйбле. Говоря об IC, как вы думаете, почему кроме ваших никакие другие электронные альбомы не продавались? Чем они отличаются от ваших? Кстати, почему коллективы, такие как Tangerine Dream, имели успех и стали популярными со своей электронной музыкой? Этот вид музыки не продавался и не продается так много как другая, более популярная музыка от Майкла Джексона до Хулио Иглесиаса. Относительно реальных продавцов поп музыки, все таки не большой успех TD был обусловлен тем, что компания Virgin затратила в 1974 / ' 75 годах много средств на рекламу этого коллектива (сам Ричард Брэнсон (Richard Branson) был их личным менеджером в то время). Они имели контракт на десять лет. Первые два года Virgin рекламировала и вкладывала капитал (только вспомните события в Соборе Реймса; треть приглашенной аудитории составляла всемирная пресса), и последние восемь лет они пожинали плоды. Это нормально в нашем бизнесе и очень хорошо для артиста которого выбрали. Если, по понятным причинам, "Tubular Bells" от Virgin стал грандиозным всемирным хитом (из-за саундтрека к американскому кинофильму), успех TD был даже больше. Когда TD записывала "Phaedra", "Tubular Bells" Олдфиелда (Mickle Oldfield) были уже выпущены, и никто в Virgin не думал об успехе этого альбома, пока его не использовали в американском кинофильме (я забыл название фильма). Оглядываясь назад, нравится ли вам сегодняшняя электронная музыка? Вам не кажется, что в какой-то момент, в прошлом, кто-то мог сбиться с верного пути? Сегодня нет никакого отдельного направления, называемого "электронной музыкой". Большинство сегодняшней музыки сделано с помощью электроники. Особенно самая "дешевая" музыка. Однако, есть множество хорошей и интересной современной популярной и танцевальной музыки. 95% сегодняшней музыки сделано электронным путем с помощью сэмплеров и компьютеров. Классический пианист Гленн Гоулд (Glenn Gould) предсказывал такое развитие уже в шестидесятых. Что я не люблю и не могу больше слушать — это "электронную музыку" сделанную людьми, которые все еще пробуют копировать то, что делали TD или что делал я 15, 20 или 25 лет назад, без свежего взгляда, энергии и эмоций, которые были у нас тогда. Их действия напоминают мне возрождение диксиленда (тип джаза) — тоже музыка, которую я не люблю также сильно и по тем же причинам. Действительно забавно наблюдать сегодня некоторых молодых англичан, которые играют аля TD 1973-го года, используя то же самое оборудование, которое было у нас в ' 73. Их исполнение — не многим отличается от сегодняшних диксилендных коллективов, которые играют перед бородатыми пьяницами когда-то революционную музыка Армстронга, Мортона, Хендерсона, Эллингтона, используя ту же формулу, которая была революционна 70-тью годами ранее. Недавно, подражатели старомодной электроники попытались соединить немного "технo" с "трансом", потому что они наконец поняли, что должны внести что-то свежее, но даже здесь они опоздали лет на десять (я все еще помню их неприязнь, когда "технo и транс " были новшеством). Эти люди — часто любители и фанаты — не способны сделать что-что свое, они только берут то, что было уже сделано настоящими творцами, которые между тем являются уже историческим наследием. Не поймите меня не правильно. Я люблю людей, которые делают "хаус-музыку" (hausmusic), но действительно ли необходимо, чтобы все те многие сотни развлекающих музыкантов загрязняли мир своими доморощенными компакт-дисками? И почему это так много журналистов не могут отличить этих любителей от новаторов? Не потому ли, что они сами часто делают такую же электронную хаус-музыку ?! Как вы оцениваете многих музыкантов, о которых говорят как о мастерах электронной музыки, таких как Jean-Michel Jarre, Vangelis, Tangerine Dream, Kitaro, Roedelius, и т.д.? Что Вы можете сказать относительно таких проектов как Enya? Я не слушаю сознательно музыку людей, которых вы упомянули. Если я слушаю другую музыку, я слушаю сегодняшнюю популярную или рок-музыку, или классическую музыку. Фактически, я никогда не слушал никакой Энии (Enya), я только слышал это имя, но никогда музыку (и, честно говоря, я ей не интересуюсь). Пожалуйста вспомните, что я — серьезный профессиональный музыкант, но не покупающий записи любитель и подросток. Некоторых из музыкантов и коллег, которых вы упомянули, я знаю лично и люблю: Edgar Froese, Achim Roedelius, Kitaro. Но я не исследовал подробно, что они делают в музыке. Люди, такие как Стив Роач (Steve Roach) благодарили вас за то, что вы "открыли двери" в новое измерение в музыке. Что Вы можете сказать об этом? Мой друг kdm (Klaus D. Mueller, также мой издатель) составил список работ, который называется "Dedications & Adoptions". Сегодня он включает 103 музыкальных альбома, на которых есть посвящение Клаусу Шульцу . Да, я помню имя Стива Роача. В 1977 он связался с нами, и kdm послал ему биографию, дискографию, и замечательное письмо. Он написал тогда хорошую статью в американском журнале "Synapse", обо мне и моей музыке. Спустя годы, Стив Роач тоже стал играть "электронную" музыку, как и многие другие, кто прежде был только любителем и писателем статей. Я никогда не встречался с ним лично. Какие чувства вы испытываете на концерте? Где вы предпочитаете играть? Я люблю давать концерты. Ведь живое выступление очень сильно отличается от работы в студии. Я, возможно, подобен футбольному игроку: играть в реальном матче, перед тысячами людей конечно намного интересней ежедневных тренировок. Я часто говорил во многих интервью об этой специфике концертов и огромных ощущениях на сцене. Я предпочитаю "красивые" залы. Также, звук в них должен быть хорошим. В семидесятых годах я часто играл в церквях из-за красоты и звука ... и потому, что арендная плата не такая большая! Какой концерт вызвал у вас особенные ощущения? Почему? И что Вы могли бы сказать о концертах за пределами Европы? ("...особенные ощущения"? Я думаю, что не понимаю, что Вы имеете ввиду). Так или иначе, ответ прост: я помню всегда последний концерт. Вероятно, потому что воспоминание все еще свежо. Все другие, более поздние концерты, как один большой мешок, наполненный обычными воспоминаниями, все они очень похожи. Если меня спрашивают об одном отдельном сольном концерте или одном туре, я возможно вспомню его, но такой общий вопрос... К сожалению, ничего не приходит на ум. И если бы я и вспомнил что-либо, то эта отдельная история подавила бы все множество других воспоминаний, которые я помню, возможно, на другой случай или вопрос. Любое случайное воспоминание могло бы стать внезапно большой историей для журналиста, без какой-либо причины. Американцы часто спрашивают меня, почему вы не даете концерты в Америке? Мой друг kdm сказал мне: Бетховен никогда не играл в Америке. Вагнер никогда не играл в Америке. Шуберт никогда не играл в Америке. Бах никогда не играл в Америке. Моцарт никогда не играл в Америке ... так, почему должен я? :-) Слушатели в моей стране (Испания) могут спросить: "Когда был ваш первый концерт в Испании? Как он вам понравился? Что вы думаете о ваших Испанских поклонниках? Кроме одного появления на телевидении в 1980 (только интервью), у меня был только один концертный тур в Испании, в 1991, с пятью концертами. Я помню замечательный концертный зал в Барселоне, я помню несколько очень дружелюбных местных организаторов, и я помню более чем замечательную испанскую аудиторию! Я помню, много, много интервью с испанской прессой и много съемочных групп (которые снимали концерт, в большинстве случаев даже не спросив разрешения!!!)... и я помню неприятного испанского промоутера, который пригласил меня в Испанию, но вообще не заботился о моем туре и своих обещаниях. О да, и я никогда не забуду, что все (электрики, осветители, охранники) в концертных залах не говорили ни на одном языке, кроме своего собственного: испанского. Это было очень странно и ничуть не упрощало нашу задачу. Частично мы играли в очень больших, превосходных, современных концертных залах, где вчера на сцене выступал Большой Балет и в тот же день, после меня, Берлинский Филармонический Оркестр. И никто в этом зале не говорил на английском, или французском, или немецком языках, но только на испанском, даже когда в зале был специальный служащий, который обслуживал артистов из других стран при выходе на сцену. Так было в случае с Севиллой — эта леди была бесполезна, потому что она не говорила или не понимала ни один язык кроме ее родного испанского. Интересно, что бы она сделала (или сказала) если бы кто-то из Большого Балета или Берлинского Филармонического Оркестра спросил ее: "Скажите пожалуйста, где здесь туалет? ... где телефон? ... где электричество?" Это было очень странно. Я до сих пор не понимаю политику администраторов этого амечательного современного концертного зала. Мы купили испано-английский словарь, и выписали все необходимые испанские слова для нашего представления: mas, mucho, poco, o, pleno, el fin,mismo, despues, solamente, antes, sin, oscuro, claro, hoy dia, cambio, espera, azul, rojo, blanco, intervalo... Еще один часто повторяющися вопрос: какую музыку Вы обычно слушаете? Все виды музыки, которые звучат по радио. Иногда, посетители приносят мне компакт-диски с наиболее современной поп-музыкой и спрашивают меня, что я думаю о ней. Иногда она мне нравится, иногда — нет. Если музыка мне нравится, то в основном из-за интересного звука. Поскольку случалось, что иногда мне нравились такие компакт-диски, я начал интересоваться современной "технo, эмбиент и транс" музыкой. Я даже заново переиграл несколько технo композиций для некоторых немецких лэйблов и работал с некоторыми из новых молодых композиторов. Эти молодые люди играют "электронную" музыку, но они делают это совсем не так, как все эти подражатели старой "берлинской школы" (которых я не могу больше слушать). Иногда меня впечатляло, как эти молодые люди используют инструменты точно также, как делал я 26 лет назад. С одним исключением: для них это электронное оборудование, компьютеры, сэмплеры, и т.д. — нормальные инструменты сегодняшнего дня. Они не видят в нем какого-то сенсационного открытия, просто наивно пользуются им, потому что оно легкодоступно. Так же, как мое поколение использовало электрогитары в конце шестидесятых. Любопытно, что вы не слушаете электронных музыкантов в настоящее время, но слушаете поп, рок или классику. Да, но пожалуйста поймите, что я не сижу целый день в комнате и не слушаю усиленно поп, рок или классическую музыку. Нет, я не делаю этого. Я так сказал, потому что вы спросили меня. Я хотел быть вежливым и дал честный ответ. Если я слушаю, иногда, то я слушаю поп или рок, или классическую музыку, которую передают по радио. Надеюсь, теперь я смог разъяснить этот вопрос :-). И если я слушаю какую-то поп-музыку, меня интересует ее качество звука, а не столько сама композиция или новая музыкальная мода. Несколько лет назад вы играли в коллективе "GO". Не хотели бы вы снова поработать подобным путем с другими музыкантами? Я не говорю о сотрудничестве с ними. Если вы не говорите о сотрудничестве с другими музыкантами, что было в GO, то что же Вы имеете ввиду? Я не понимаю. Это похоже на то как если бы вы спросили: "Вы ведете Мерседес. Пожалуйста расскажите мне о нем, но не упоминайте никакие автомобили." :-)) После всех пройденных лет, не думаете ли рассказать еще что-нибудь? Я могу только повториться: я — музыкант, а не оратор. ) Я подозреваю, что музыка — универсальный язык. Много актеров передают музыкой чувства, они фактически хотят "сказать" что-то. Большинство из того, что написано о том кто такой актер и что он хочет сказать своим искусством, является ерундой, рекламой для прессы. Это вздор, часто всего лишь изобретенный компанией грамзаписи или прессой, потому что люди любят слушать такие истории, они любят читать о таких сказках. Я не преувеличиваю. Для альбома "Are You Sequenced?", звукозаписывающая компания специально нанимала девушку для рекламы. Кроме того, был нанят журналист, чтобы написать рассказ об этом альбоме, который был целиком выдумкой и ерундой. В результате я имел много статей, и обзоров в немецкой прессе, больше чем когда-либо прежде. 99 % из них только повторили привлекательность и глупость выдумки, того нанятого журналиста. Девушка, которая занималась рекламой объяснила мне, что эти действия нормальны в звукозаписывающей индустрии. Легенды, мифы, и глупые истории легче для понимания, чем слова о структуре музыкального произведения, о его истоках и связях, о технической стороне сведения, игры и записи. Но вернемся к "актеру который хочет что-что сказать". Увертюра Россини "Wilhelm Tell" много раз использовалась в Голливуде в ковбойских фильмах, и теперь, когда мы слышим ее мы думаем о несущихся галлопом лошадях. Но фактически, Россини и господин Тель, не имеют никакого отношения к ковбоям, лошадям и Голливуду. Или, возьмем "Peer Gynt" Грига. Обложки на записях "Peer Gynt" демонстрируют в основном холодные зимние пейзажи и люди слышат их (как слышал я долгое время). Но "Peer Gynt" опус 46 располагается в жаркой северной Африке! Это показывает, что вы можете наложить много различных образов на и в чистую и невинную музыку, особенно со словами и образами о ее "значении". Но ..., что музыка может делать сама по себе, так это только одну вещь: выражать чувства. Только чувства. Печаль, радость, тишину, волнение, напряжение. И это лишь не многое из того, что я могу перечислить... Поэтому музыка — действительно "универсальный язык"... Перевод Electorniс Ave. Team |