|
Кратко о музыкальных эффектах. Музыкальные эффектыПриборы динамической обработки Компрессор Компрессор - это прибор, позволяющий сгладить динамический диапазон сигнала. Если говорить упрощенно: то что было тихим, станет громче, а то что было громким, станет несколько тише. В результате звук станет более плотным. Кроме того компрессор позволяет выровнять технические дефекты записи: например при записи вокала вокалисты (особенно не опытные) мотают головой, размахивают туда-сюда микрофоном, периодически подпрыгивают, дрыгают ногами и вытворяют прочие развеселые выкрутасы, что приводит к плаванию уровня громкости. В этой (и во многих других ситуациях) поможет компрессор, который сгладит изменение уровня. Применение компрессора также позволяет поднять уровень трэка, если простое увеличение уровня сигнала уже не помогает (начинается клипование). Советы: Многополосный компрессор Многополосный компрессор это достаточно сложный динамический прибор, который состоит из кроссовера (фильтра, разделяющего сигнал на несколько частотных полос. Обычно деление производится по принципу высокие-средние-низкие, но бывают и более сложные случаи, напр. четыре, пять и более полос), и нескольких модулей компрессии, каждый из которых производит компрессию в своей частотной области. Зачем это нужно: Например компрессируется акустическая или "непримоченная" гитара. Основа звука этих инструментов лежит в среднечастотной области (от 500 Гц до 5 кГц). Звук в низкочастотной области отвечает за плотность звучания, за "мясо". Если применить для обработки гитары обычный компрессор, то он откомпрессирует все частоты одинаково. Таким образом, пытаясь вытянуть "середку", мы заодно откомпрессируем "басы", что может привести к бубнящему, неразборчивому звуку, и "верхи", где находится шипение, производимое компонентами звуковой карты микрофонного предусилителя (если таковой имеется). Многополосный компрессор компрессирует каждую область частот отдельно, что позволяет, например в случае с гитарой, "зажать" верхи выше 5 КГц, и наоброт, "вытянуть" среднечастотную область. Очень неплохо применить многополосный компрессор для обработки вокала и бас-гитары. Возможно применение многополосного компрессора и в мастеринговой цепочке, для общей коррекции звука микса. Нормалайзер Самый беспонтовый из приборов динамической обработки. Этот эффект просто поднимает уровень сигнала таким образом, чтобы максимальный пиковый уровень сигнала был на уровне 0 дБ (иногда этот уровень можно регулировать). В некоторых источниках рекомендуют производить нормализацию трека сразу после его записи. Подобный подход позволяет свести к минимуму цифровые искажения звука, связанные с ?потерей битности? низкоуровневых сигналов. Хотя трек, с правиолно подобранным уровнем записи в подобной обработке не нуждается. Максимайзер Максимайзер - это разновидность компрессора, предназначенная для финального мастеринга (т.е. для обработки уже сведенного произведения). Если говорить упрощенно, то компрессия в максимайзере происходит таким образом, что он не реагирует на мелкие всплески сигнала, а усиливает усредненную (обычно среденквадратическую) мощность. Обычно мастеринговый максимайзер работает в сочетании с лимитером, т.е. прибором, который не дает сигналу превысить неекоторый уровень (обычно 0 дБ). Советы: Дээссер - это прибор, производящий компрессию в узкой области частот, соответствующей шипящим и свистящим звукам (с, ш, щ, ц, ч) таким образом, чтобы избежать в этом диапазоне резких всплесков и выбросов. Использование дээссера позволяет сгладить дефекты исполнения, когда вокалист слишком "цыкает", "плюется", и т.д. Психоакустические преобразователи Психоаккустические преобразователи - это приборы, обрабатывающие звук с учетом физиологических и психодогических особенностей восприятия звука человеческим ухом. Энхансеры и эксайтеры Эти приборы относятся к классу психоаккустических преобразователей. В основное их работы лежит спектральное обогащение исходного сигнала специальным образом сгенерированными гармониками. Если перевести все это на нормальный человеческий язык то звук становится более ярким, а партии инструментов - более разборчивыми. Эксайтерами можно обрабатывать как отдельные инструменты, так и всю композицию в целом. Особенно хорош эксайтер для обработки голоса. Советы: Ламповые Амплиффер-моделлеры и комбо-эмуляторы Это целый класс устройств, позволяющий приблизить звучание к опять входящему в моду старинному ламповому звуку. Комбо-эмуляторы предназначены в первую очередь для обработки электрогитар, и зачастую содержат модули овер-драйва, хоруса и других гитарных примочек. Эмуляторы ламповых усилителей предназначены для мастеринговой обрабртки сигнала. Дизиринг-процессоры Если не вдаваться в подробные и сложные описания, то дело обстоит примерно так: процессы преобразования аналогового аналогового звукового сигнала в цифровой и цифрового в аналоговый сопровождаются специфическими искажениями сигнала, (появлением так называемого шума квантования). Дизиринг-процессор добавляет к обрабатываемому сигналу специальным образом подобранный шум, который маскирует шум квантования. Такой вот парадокс: добавляем к сигналу шум, в результате звук получается чище. Кроме того процессоры дизиринга часто бывают совмещены с системой нойз-шеипинга. Суть нойз-шейпинга заключается в переведении получившейся после дизиринга шумовой компоненты сигнала в область частот, слабо воспринимаемую человеческим ухом. Советы: Эквалайзеры, фильтры Частотные фильтры и эквалайзеры, наравне с приборами динамической обработки, можно назвать самым главным инструментом звукооператора. С помощью фильтров можно "развести" инструменты по частотам, сделать микс более прозрачным и сбалансированным. Но неумелое использование фильтров может и напрочь "убить" звук, создать перегруженное, грязное звучание. Применение фильтров (или эквализация) это целая наука, которой можно посвятить не одну статью. Но основной критерий, это конечно же уши... Фильтры бывают разные, низкочастотные фильтры, (LP), высокочастотные фильтры (HP), полосовые фильтры режекторные (заграждающие), а так-же эквалаизеры - приборы состоящие из нескольких десятков полосовфх фильтров, из которых можно самостоятельно выстроить практически любой фильтр. Рассмотреть все принципы эквализации в рамках небольшой статьи не представляется возможным, да честно говоря я и сам в этом порой плаваю... Но пару хороших советов дать могу: Приборы, основанные на временной задержке сигнала Делэй Делэй в грубом переводе с английского означает задержать. В принципе это отражает сущность прибора в простейшем случае - он состоит одной или нескольких из линий задержки, которые как попугаи повторяют входной сигнал. В результате получается нечто вроде эхо в горах. Особенно вкусно этот эффект выглядит, когда скорость повтора кратна темпу композиции. Можно повесить подобный эффект на гитару, или на ключевые слова вокальной партии (типа "кровь", "любовь", "смерть", "Сатана", т т.д.). Ревербератор (ревер) В примитивном случае ревер представляет собой делей, часть сигнала с выхода которого поступает обратно на вход. В результате получается "хвост", состоящий из большого числа затухающих повторов, что имитирует многократные отражения сигнала от пола, стен, и т.д. в реальном помешении. Существуют ревербераторы на более сложных принципах, напр. конволюционные ревербераторы, суть действия которых заключается в востоновлении аккустических свойств помещения по единственному эхо-образцу (так называемому импульсу), путем сложных математических процедур. Хорус Хорус- это прибор, иммитирующий эффект хорового пения, который достигается путем сложения двух сигналов: исходного, и сигнала с небольной задержкой. Обычно параметры модуля задержки модулируется низкочастотным генератором, что создает специфический "плавающий" эффект. Хорус - очень хорош для обработки вокала и "непримоченных" электрогитар, создает теплое и немного старомодное звучание. Фленжер. Если говорить упрощенно, то фленжер - это экстремальный вариант хоруса. Создает своеобразное очень узнаваемое звучание. В настоящее время используется довольно редко. Совет: При работе с подобными приборами старайтесь подобрать частоту модуляции, скорость повтора, и тому подобные параметры кратными скорости вашей песни. На многих плагинах есть кнопка "SYNC" или что-то в этом роде... Если подобной кнопки нет, можно подстроить скорость вручную, например под метроном или под бас-бочку... Иногда в плагинах присутствует кнопка "TAP". Кликая мышкой по этой кнопке в такт ритму можно подобрать необходимую скорость повторов. |