Музыка - это математика. Математика в помощь музыкантам

Музыка - это математика (Математика в помощь музыкантам)
Создавать музыку при помощи компьютера, как минимум, интересно. Процесс рождения новой мелодии или экзотического звучания чрезвычайно увлекателен, а с появлением современных технологий еще и достаточно прост для того, чтобы любой новичок со временем постиг искусство извлечения нот из компьютера.

Создавать музыку при помощи компьютера, как минимум, интересно. Процесс рождения новой мелодии или экзотического звучания чрезвычайно увлекателен, а с появлением современных технологий еще и достаточно прост для того, чтобы любой новичок со временем постиг искусство извлечения нот из компьютера.

Программные средства, представленные на рынке, дарят почти безграничные возможности каждому желающему быть вовлеченным в процесс музыкального творчества, и без разницы, кто он: искушенный композитор, саунд-дизайнер, экспериментатор или просто человек, который где-то услышал потрясший его музыкальный отрывок и теперь хочет сделать нечто свое. Единственное, что нужно: креативность, компьютер и, в ряде случаев, дополнительное оборудование.

Предположим, что все необходимое имеется, а дело встало за выбором подходящего ПО и нескольких советов, от которых можно было бы оттолкнуться. В статье "Музыка - это математика" я расскажу как раз об этом, а помогать мне будет приглашенный эксперт Пею Солаков (П.С.).

Пею Солаков, профессиональный музыкант и композитор, работает, по большей части, в сфере компьютерных развлечений. За последние 2 года выпущено около 9-ти мультимедийных продуктов, в разработке которых он принимал непосредственное участие.

Вначале мы разберемся с общими вопросами терминологии, комплектации "компьютерной студии" и выделим основные типы желательного ПО, обязательно рассказав о каждом. Затем мы предложим список заслуживающих внимания программ с описанием, комментариями и рекомендациями. А в заключении предложим ряд наборов ПО ("bundles") для разных нужд, учитывая, помимо прочего, и ценовой фактор.

Терминология
При написании данного материала автор был вынужден довольно часто прибегать к использованию специфических слов и словосочетаний, которые, в принципе, известны любому, кто хоть чуть-чуть знаком с миром музыкального продакшена, и не носят явного терминологического характера, но краткой расшифровки все равно требуют.

Music production platform (платформа музыкального производства) - программный пакет, состоящий из нескольких подпрограмм, которые объединены общей оболочкой и охватывают собой все этапы музыкального производства; виртуальная софтверная студия.

Sample (сэмпл) - это записанный или сгенерированный звук, который затем используется в качестве инструмента или просто элемента звучания при музыкальном производстве.

Sampler (сэмплер) - программа, позволяющая записывать, собирать и обрабатывать сэмплы.

Synth (синтезатор) - программа, позволяющая генерировать сэмплы.

Sequencer (секвенсор) - сегодня так называют ПО или его часть, которое отвечает за запись, воспроизведение и редактирование данных в формате MIDI.

Mixing software (микшер) - в нашем случае мы имеем в виду ПО или его часть, которое отвечает за "смешивание" музыкальных рисунков, созданных при помощи секвенсора.

Также на протяжении всей статьи встречаются фразы "дружественный по отношению к пользователю", "стабильный" и т.п. Это неслучайно. Процесс создания музыки очень сложен сам по себе, так что дополнительная головная боль гарантирована в тех случаях, когда для полноценного использования отдельно взятого продукта требуется затратить усилия, равноценные, как минимум, выучиванию иностранного языка с нуля. Именно поэтому мы намеренно не стали упоминать, к примеру, Steinberg"s Cubase и Nuendo.

Кроме того, мы рекомендуем при выборе инструментария не забывать об аспектах, касающихся автоматизации. Сегодняшнее музыкальное ПО дает своим пользователям возможность автоматизировать буквально любой этап работы на лету. Это очень важно. В противном случае, велик риск превратить увлекательный и волнующий процесс творения в скучное и рутинное повторение одних и тех же действий без видимого результата.

И последнее: мы рассматриваем исключительно софтверную домашнюю студию без использования внешнего hardware. Разумеется, тот и другой подход хороши по-своему, но мы специально выбрали software-only из-за большей простоты его реализации и использования.

Samplers
Итак, у нас родилась идея, теперь нужно вытянуть ее из головы и превратить в звучание. Написать сразу симфонию, к сожалению, не выйдет. Придется обойтись на старте всего лишь одним инструментом, причем от выбора его зависит окрас и характер итоговой композиции. В нашем случае, будем пользоваться технологией сэмплирования. Здесь к нам на помощь придут сэмплеры и/или синтезаторы (об этом типе ПО чуть ниже).

Обычно для работы с более-менее простыми вещами хватает ресурсов встроенных в music production platforms сэмплеров. Но по мере возрастания комплексности поставленных задач наличие внешнего сэмплера желательно, а иногда и вовсе необходимо. Чаще всего это происходит, если мы имеем дело со сложным в плане компьютерного воспроизведения инструментом, например, сэмплированной гитарой или набором барабанных сэмплов.

Kontakt
Разработчик: Native Instruments
Сайт: http://www.native-instruments.com
Получивший огромное количество наград, этот сэмплер дает пользователям широкий спектр возможностей: 5 режимов сэмплирования, 30 фильтров и эффектов, работа с 3D-звучанием на 16 каналов, поддержка собственных скриптов, универсальные алгоритмы импорта звуков в любых форматах.
П.С.: "Отличная программа. По сути, является многофункциональной студией сэмплирования. Дает возможность применения к каналам различных базовых эффектов, но в хорошем качестве. Главная проблема Kontakt заключается в том, что приемлемого уровня автоматизации иногда очень трудно достичь".

Battery
Разработчик: Native Instruments
Сайт: http://www.native-instruments.com
Поставляемый в комплекте с 32 барабанными наборами, этот сэмплер имеет компактный и даже минималистский интерфейс, что, впрочем, не сказывается на его возможностях. Особенно хорош при использовании внешнего MIDI-контроллера. Но порой слишком требователен к системным ресурсам.
П.С.: "Один из лучших барабанных сэмплеров, что я когда-либо использовал, но имеет тот же минус, что и Kontakt".

EXSP24
Разработчик: emagic
Сайт: http://www.emagic.de
Концепцией этой программы заявлена формула "звук как скульптура", откуда и вытекает очень щепетильное отношение к каждому аспекту сэмплирования. Правда, это никоим образом не сказывается на внутренней логике продукта, которая понятна с первого знакомства.
П.С.: "Крайне стабильный и, пожалуй, самый дружелюбный по отношению к пользователю сэмплер. Рекомендую тем, кто любит грамотную автоматизацию, но, само собой, не в ущерб функционалу".

Halion
Разработчик: Steinberg
Сайт: http://www.steinberg.de
Дебютировал в 2001 году и с того времени прочно обосновался среди лидеров. Последняя на сегодняшний день версия - Halion 3 - понимает все известные звуковые форматы, имеет встроенный браузер коллекций и библиотек, корректно обращается с памятью и поддерживает аудиофайлы с частотой до 384 KHz.
П.С.: "Опять же, хороший многофункциональный сэмплер. Иногда наблюдаются необъяснимые проблемы технического характера, но они легко устранимы".

CDXtract
Разработчик: Safta Consulting Inc
Сайт: http://www.cdxtract.com
Это не сэмплер в привычном понимании, а скорее удобный каталогизатор и конвертер уже готовых звуков. Умеет искать файлы по ключевым словам и не зависит от используемой операционной системы.
П.С.: "Обязательная утилита при работе с сэмплами. Этим все сказано".

Synths
Как правило, у человека, занимающегося созданием музыки на компьютере, со временем появляется желание или необходимость выйти за рамки звучания традиционных инструментов, и тогда, не найдя подходящих вариантов в Интернете, он включает синтезатор. Так же как и в случае с сэмплерами, надо пытаться использовать возможности синтезаторов, встроенных в music production platforms, по максимуму и обращаться к внешним программам лишь в крайних случаях.

Absynth
Разработчик: Native Instruments
Сайт: http://www.native-instruments.com
Как и всем продуктам от Native Instruments, Absynth свойственен некоторый пафос при общении с пользователем, но, как бы то ни было, это не сказывается на возможностях программы: 9 источников звука, более 1000 пресетов, 14 типов фильтров, множество эффектов, включающих в себя реверберацию, echo, pipe, mutli-tap.
П.С.: "Один из лучших синтезаторов на рынке. Absynth - это решение "все в одном", позволяющее действительно творить чудеса".

Minimosta
Разработчик: Gmedia Software
Сайт: http://www.gmediamusic.com
Это одна из многих софтверных версий популярного аналогового синтезатора Minimoog. Перечислить все характеристики этой программы одним абзацем нереально, поэтому приведем слова разработчиков, так характеризующих свое творение: "эмулятор Minimoog на стероидах". От конкурентов его отличает правильный, на наш взгляд, подход: не простое копирование оригинала, а заметное расширение его возможностей.
П.С.: "Главный плюс очевиден: в качестве фундамента используется классный аналоговый синтезатор, но помимо этого можно автоматизировать практически каждый элемент".

impOSCar
Разработчик: Gmedia Software
Сайт: http://www.gmediamusic.com
Еще один синтезатор от Gmedia. Еще одна переработка. Только на сей раз в роли "предка" выступает OSCar, выпущенный в 80-х годах и использовавшийся в работе такими грандами, как Ultravox, Jean-Michel Jarre, Stevie Wonder, Underwold и Orbital. Все хорошее составлено и, как обычно, дополнено.
П.С.: "Очень простой, но в то же время при грамотном использовании может дать неожиданные результаты".

Vanguard
Разработчик: ReFX
Сайт: http://www.refx.net
Функционально богатый с первого взгляда синтезатор на поверку оказывается пригодным лишь в ограниченном количестве случаев, связанных с производством определенного типа электронной музыки, но зато там он показывает себя настоящим чемпионом.
П.С.: "Хороший трансовый синтезатор".

Music production platforms
После того как мы нашли и подготовили все необходимые сэмплы, наступает время организовывать их в мелодии или ритмы. Тут нам понадобится секвенсор для создания музыкальных рисунков (паттернов, "patterns") и микшер для построения композиции из получившихся рисунков. Об этом стоит рассказать чуть подробнее.

Во-первых, рисунки - это крайне удобный и даже могучий в некотором смысле подход к музыкальному творчеству. Он хорошо знаком программистам, но для композитора, только что столкнувшегося с компьютером, в новинку. Имея дело с музыкальным ПО, нам всегда приходится разбивать композицию, условно говоря, на слои. Затем мы оперируем этими слоями, смешиваем их и видоизменяем.

Во-вторых, говоря "микшер", мы имеем в виду как раз смешивание слоев, а не работу с записанными в студии аудиотреками.

По сложившейся традиции, на базе секвенсора и микшера с добавлением везде разного количества функциональных надстроек обычно разрабатываются большинство music production platforms, с помощью которых можно работать, не обращаясь к другому ПО вообще. Хоть все продукты в этом сегменте рынка концептуально очень похожи, тем не менее, они разнятся, причем не только арсеналом дополнительных утилит, но и реализацией базовых частей.

FL Studio
Разработчик: ImageLine Software
Сайт: http://www.flstudio.com
Этот продукт не нуждается в представлении, ибо является одной из самых распространенных платформ; о ней знает каждый, имеющий хоть какое-то отношение к миру компьютерной музыки. Продается в нескольких комплектациях. Цена варьируется от $49 до $449, а желающим предлагается скачать демо-версию, которая не имеет функциональных ограничений за исключением запрета на сохранение проектов.
П.С.: "Известная Fruity Loops - одна из популярнейших платформ музыкального производства. С ее помощью можно решить как простые, так и максимально комплексные задачи. Ввиду дружелюбного интуитивного интерфейса Fruity Loops является идеальным вариантом для новичков, с помощью него легко осваиваются все фундаментальные принципы работы в области музыкального продакшена".

Live
Разработчик: Ableton
Сайт: http://www.ableton.com
От характеристик этого монстра особо впечатлительные личности рискуют упасть в обморок. Live дает возможность пользователям не просто заниматься сочинением музыки, а контролировать все мелочи, при этом не скатываясь в многочасовое кручение рычажков. Кроме этого, Live крайне востребован у людей, исполняющих электронную музыку на концертах, благодаря концепции работы с композициями в реальном времени.
П.С.: "Это случай, когда человек бросает вызов своей креативности. По-другому не скажешь. Live предлагает совершенно иной подход к компьютерному творчеству, имея в качестве основной концепции "живое" создание музыки. Правда, я бы рекомендовал браться за Live, только обладая некоторым опытом, иначе ничего путного не выйдет".

Reason
Разработчик: Propellerheads Software
Сайт: http://www.propellerheads.se
Суть этой программы можно передать словосочетанием "рабочая станция". Весь функционал разбит на девайсы (devices), которые соединяются между собой с помощью проводов в буквальном смысле слова. Reason явно придется по душе тем, кто обожает штекеры, контроллеры и прочий антураж настоящих студий. Впрочем, остальные тоже смогут по достоинству оценить интересные находки разработчиков.
П.С.: "Очень свежий взгляд на музыкальный продакшен. К сожалению, своеобразная архитектура программы, давая интересные преимущества, также накладывает кое-какие ограничения. На любителя".

Заканчивая тему платформ, добавим, что, наверное, каждый, кто знаком с компьютером более 10 лет, знает, откуда растут корни электронной музыки, - из трэкеров. На сегодняшний день в мире существует великое множество представителей этого программного сословия, и большинство из них бесплатны. Пожалуй, лучшие трэкеры были написаны еще под DOS, но уже имеют и Windows-адаптации. Мы рекомендуем обратить внимание на Milky Tracker (http://www.milkytracker.net) и, конечно же, Buzz (http://www.buzzmachines.com), который, по нашему мнению, является лучшим или, по крайней мере, самым близким к этой заветной цели трэкером.

Post production и эффекты
После того как композиция написана и сделана, приходит черед пост-продакшена, который, если провести параллели с живописью, является последним мазком в нашей картине. Порой эта стадия приносит гораздо больше веселья, чем само придумывание. Можно сидеть и выводить уровни часами до тех пор, пока не будет достигнуто желаемое звучание.

Из ПО для пост-продакшена мы можем рекомендовать лишь один продукт - Adobe Audition (http://www.adobe.com). Он вырос из очень популярного когда-то аудиоредактора CoolEdit производства компании Synthrillium Software, которую в свое время купила Adobe. Концепция Audition с первого взгляда проста: Photoshop от мира аудио - и мы не можем не констатировать тот факт, что разработчики сделали действительно многое в данном направлении. Программа получилась очень стабильной, удобной, с множеством дополнительных настроек (например, редактор спектра), хорошо поддается автоматизации.

Пользоваться всевозможными эффектами также лучше во время пост-продакшена. Это объясняется тем, что они отбирают слишком много сис-темных ресурсов. Все программы, приведенные ниже, имеют поддержку DX и VST, так что проблем с их внедрением возникнуть не должно.

Список продуктов, работающих с эффектами, мы намеренно оставили без описаний, ограничившись лишь мнением Пею Солакова, так как сухое перечисление характеристик вряд ли сможет помочь в выборе такого инструмента: все индивидуально, - тем более, что каждая программа имеет демо-версию.

Waves Diamond Bundle
Разработчик: Waves
Сайт: http://www.waves.com
П.С.: "Включает в себя все распространенные эффекты, поэтому занимает далеко не самую последнюю позицию среди конкурентов".

Waves IR1
Разработчик: Waves
Сайт: http://www.waves.com
П.С.: "Возможно, лучший ревербератор на рынке".

Ozone & Spectron
Разработчик: iZotope Software
Сайт: http://www.izotope.com
П.С.: "iZotope позиционируют себя как лидирующего разработчика ПО для работы с аудио. В чем-то я готов с ними согласиться. К использованию рекомендуется".

OHMBoyz
Разработчик: OHMForce
П.С.: "Мой любимый delay".

Spektral Delay
Разработчик: Native Instruments
Сайт: http://www.native-instruments.com
П.С.: "Этот delay предлагает даже большие возможности, чем предыдущий. Для тех, кому интересны микроскопические детали звука".

Amplitube
Разработчик: IK Multimedia
Сайт: http://www.ikmultimedia.com
П.С.: "Обязательная программа, если в композиции планируется использовать гитару".

Analogflux Suite
Разработчик: Voxengo
Сайт: http://www.voxengo.com
П.С.: "Набор утилит, которые понадобятся в случае, когда возникнет желание привнести в музыку атмосферу аналоговых технологий".

Напоследок
Как было обещано, мы с Пею Солаковым формируем ряд наборов музыкального ПО для разных нужд.

"Бесплатный"
Buzz, свободно-распространяемые VST инструменты и эффекты, также огромное количество бесплатных сэмплов в сети.
П.С.: "Идеально подходит для тех, кто желает изучать и делать компьютерную музыку, не тратя при этом денег".

"Новичок"
FL Studio, Adobe Audition, Voxengo.
П.С.: "Хорош именно для новичков, которые планируют извлечь из процесса не только удовольствие, но и знания. Также возможно использование в сфере звукового и мультимедиа-дизайна".

"Электронный гик"
Reason, Adobe Audition, продукты от iZotope.
П.С.: "Подходит людям, интересующимся производством исключительно электронной музыки. Я рекомендую этот набор тем, кто хочет делать композиции в стилях house, techno и r"n"b".

"Расширенный"
Live, Adobe Audition, продукты от Waves, продукты от iZotope, MIDI-контроллер.
П.С.: "Этот набор придется по душе тем, кого увлекает структурная часть музыкального процесса. При желании можно добавить Reason или FL Studio".

И в качестве маленького дополнения к любому набору имеет смысл обзавестись программой Bhajis Loops (Chocopoolp Software, http://www.chocopoolp.com) для Palm PC, которая поможет тут же записать родившуюся идею в карманный компьютер, не рискуя ее забыть.

Автор: Анатолий Крысов