Музыка и гипнотическое состояние. Музыкальный гипноз




Гипноз (греч. hypnos— сон) Измененное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и предположительно резкой фокусировкой на содержании внушения. Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения. В более общем смысле гипноз это социально-медицинское понятие о комплексе методик целенаправленного словесно-звукового воздействия на психику человека через заторможенное определённым способом сознание, приводящее к бессознательному выполнению различных команд и реакций.

Гипноз известен человечеству очень давно, его практиковали еще жрецы древнего Шумера. В античном мире на основе гипнотического транса строилась практически вся система пророчеств. Использовались подобные техники не только посвященными (жрецами и оракулами). Известно, в частности, что древнеримского философа Апулея современники упрекали в том, что он приводит в состояние гипнотического транса своих рабов с целью получить предсказание будущего.

Почему слушая музыку, изменяются наши чувства, эмоции? Мы успокаиваемся или возбуждаемся. Почему музыка управляет нами, заставляя нас совершать такие поступки, которые в обычном состоянии мы бы никогда не совершили? Ответ на это лежит в структурах нашего мозга.

О способности музыки воздействовать на человеческое сознание было известно еще нашим предкам. В давние времена шаманы вводили людей в состояние транса своими гипнотическими мелодиями. Но мир не стоит на месте: изменились люди, изменились и технологии. И если шаманы древних времен использовали барабаны и бубны, то у современных шаманов – DJ’s другое оборудование: вертушки, микшерный пульт и колонки.

Научно доказано, что такие звуковые инструменты, как человеческий голос, флейта, барабаны и другие ударные влияют на состояние мозга человека, точнее, на его нейрологическую активность.

Для правильного понимания данного вопроса сначала стоит вернуться к школьному курсу биологии. Оба мозговых полушария человека отвечают за различные функции. Левое отвечает за сознательное, вербальное, логическое, рациональное и аналитическое содержание. Правое же (недоминантное у большинства людей) полушарие наполнено абстрактным, синтетическим, визуальным и интуитивным контентом. Когда же у человека усиливается тета-активность1 и он входит в гипнотическое трансовое состояние, это обозначает что правое полушарие активно стимулируется. Ведь именно недоминантное полушарие (опять же для большинства) и позволяет людям входить в эйфорическое состояние своеобразной нирваны.

Главными «стимуляторами» для такого состоянии являются звуки и музыка, которые стимулируют повышение клеточной активности организма человека. Связь между недоминантным полушарием с пространственным и интуитивным аспектами человеческого сознания очень и очень тесна, поэтому музыка может вводить человека в, так называемое, трансовое состояние вообще без помощи каких-либо препаратов.

Часто мы можем увидеть выражение такого необычного состояние сознания (при стимулируемом недоминтном полушарии) в виде активного восприятие многих психических мотивов, таких как глубинные эмоции, фантазии и архетипичные конфликты и драмы. А именно в этом состоянии обостряются чувства, а восприятие становится более активным и утонченным. Проще говоря, чувствительность человека усиливается, он начинает воспринимать то, на что ранее не обращал внимания.

В мозгу завиксированны различные типы электромагнитных колебаний от медленного альфа ритма, до высокочастотного бета-ритма. Ритмы ЭЭГ взрослого бодрствующего человека:

- альфа-ритм - частота 8...13 Герц, амплитуда до 100 мкв. При повышении уровня функциональной активности мозга амплитуда ритма уменьшается и часто он полностью исчезает;

- бета-ритм - частота 14...40 Герц, амплитуда до 15 мкВ. Исчезает при выполнении или даже умственном представлении движения;

- мю-ритм - частота 8...13 Герц, амплитуда до 50 мкв.

(wichet) - аркообразный ритм, активизируется во время умственной нагрузки и психического напряжения;

- гамма-ритм - частота 40...70 Герц, амплитуда до 7 мкв.

"Высокочастотный бета-ритм".

Ритмы и феномены, патологические для взрослого бодрствующего человека:

- тета-ритм - частота 4...6 Герц, амплитуда 40 и более мкв (до 300 мкв);

- сигма-ритм - частота 0,5...3 Герц, амплитуда 40 и более мкв;

Проявление ритмов

Альфа-волны, 13 Герц наблюдаются при нормальном состоянии, стрессе, состоянии тревоги.

Бета-волны, 8 -12 Герц -присутствуют при лёгкой релаксации , позитивных
настроениях и мыслеобразах.

Тета-волны, 4 - 7 Герц - Глубокая релаксация , медитация , усиленная работа с
памятью и состояние сосредоточенного внимания.

Дельта-волны, 1-3 Герц - глубокий сон ,"ясные сновидения", активное включение в
работу иммунной системы.

Гамма-волны - до конца не исследованы

Синхронизируя деятельность мозга на этих частотах, можно не только преднамеренно изменять своё состояние сознания, настроение, эмоции.

При наложении двух несколько различающихся частот возникают биения, соответствующие данной разнице. Мы наблюдали это при исследовании вокала оперных певцов. Эти биения могут быть и инфразвуковой частоты. Для мозга совсем неважно, каким образом вы вызываете не свойственный ему альфа-ритм.

Важно, что колебание инфранизкой частоты воздействует на центральную нервную систему и нарушает ее работу.

Можно подобрать такие ритмы и сочетания тонов в музыкальном произведении, что их гармоники, то есть, звуки с частотами, кратными частоте основного тона (именно они определяют тембр, характер звучания инструмента), и биения окажутся в инфразвуковом диапазоне.

Наиболее подходящими для такого подбора оказываются ударные инструменты: барабаны, литавры, тарелки и т. д. Для современных ударников, исполняющих так называемую поп-музыку, построены целые ударные агрегаты, на которых они "играют" всеми четырьмя конечностями. Звук, например, барабана при одиночном ударе носит взрывной характер (несет широкий сплошной спектр, содержащий все слышимые частоты).

При повторении ударов с частотой около 3-4 ударов в секунду наиболее сильно выделяются основная частота и ее гармоники, т. е. частоты около 6-8 Гц, 9-12 Гц и т. д. Остальные частоты несколько подавляются. Вы осознанно воспринимаете повторяющиеся удары и неосознанно подвергаетесь воздействию инфразвука. Вспомните, при исполнении опасных трюков в цирке оркестр "играет" барабанную дробь, усиливающую чувство тревоги. Это происходит именно из-за воздействия на ЦНС навязанных альфа-ритмов.

Музыке славянских народов присуща напевность, мелодичность, в ней практически нет взрывных повторяющихся звуков, способных образовывать инфразвуковые биения. Поэтому под нашу музыку легко размышлять, она способствует познанию окружающего мира. А вот музыка некоторых народов отличается обилием взрывных ритмичных барабанных звуков. Под такую музыку размышлять практически невозможно.

Попробуйте думать о чем-нибудь серьезном, одновременно слушая современную поп-музыку, - ничего не получится. А уж об абстрактном ассоциативном мышлении - единственном способе творчества - и говорить нечего. Поп-музыка мешает человеку учиться и творить. Поэтому народы, музыка которых основана на барабанных ритмах, существенно отстают в развитии.

Темп, ритм, гипноз

По словам ученых, музыка оказывает физиологическое воздействие на мозг человека. Болгарский доктор Лозанов (Dr. Lozanov) обнаружил, что ритм очень сильно влияет на активность мозга и его работу.

Ученый пришел к выводу, что музыкальный темп, равный 60 ударам в минуту, на 6 % усиливает, так называемую, альфа-активность мозга, которая связанна с расслаблением. При этом тот же музыкальный темп уменьшает бета-активность мозга, связанную, прежде всего, с активностью и бодрствованием. В общем, при музыке с темпом, равным 60 ударам в минуту, у человека наступает медитационное расслабленное состояние сознания.

Так, играя с музыкальными частотами, ди-джей может повергнуть танцпол в и в эйфорическое состояние расслабленности и заставить оставить всю свою энергию на танцполе.

Согласно сведениям ученых, музыка с музыкальным темпом около 120 ударов в минуту способствует максимальной релаксации. Однако, казалось бы, еще более медленный темп, равный 240 колебаний в минуту не способствует расслаблению, а, напротив, агрессивно действует на мозг. А при музыкальных колебаниях 4-7 ударов в минуту как раз повышается мозговая активность человека.

Есть данные о том, что под действием барабанных ритмов в организме образуются так называемые эндорфины - вещества, сходные по своему химическому составу с наркотиками и избирательно раздражающие центры удовольствия. Не слыша барабанных или каких-либо других ритмов в течение длительного времени, человек, привыкший к слушанию поп-музыки, начинает испытывать неприятные ощущения. Музыка, содержащая ритмы ударников, сродни наркотику и может вызывать генетические изменения, ведущие к вырождению нации. В современной поп-музыке инфразвуковые гармоники и биения маскируются звучанием других инструментов, но пагубное их воздействие от маскировки не уменьшается.

К примеру, было установлено, что искусство шамана состоит в том, что он умеет совмещать ритм ударов бубна с импульсами головного мозга того человека, на которого направлены его заклинания. И тот становился чрезвычайно внушаемым, восприимчивым к кодированию набором ритуальных текстов и движений.

При прослушивании музыки её ритм входит в резонанс с ритмом мозговых структур. Любая музыка, воздействуя на мозговые колебания, изменяет эмоциональное состояние слушателя, тем самым вольно или не вольно вводит его в изменённое состояние сознания (транс). Одни мелодии делают это быстрее, другие медленнее. Большое значение здесь играет частота, амплитуда, ритмичность.

Музыкальные звуки оказывают влияние не только слуховые рецепторы человека: музыку можно слушать не только ушами, человек чувствует звуки всеми порами своего тела. А в зависимости от ритма, темпа, построения композиции, частот и использованных инструментов изменяется и состояние человека. Самая главная сфера влияния музыки – это нервная система, с которой правильные действия ди-джея могут совершить много «перевоплощений» с ней: взбудоражить и возбудить или успокоить и умиротворить.

Исследуя феномен воздействия музыки на слушателя, мы пришли к выводу, что уровень и сила воздействия классической музыки резко отличаются от эстрадной. Классическая музыка затрагивает глубинные, архитипичные структуры нашего бессознательного. Трансовые состояния при этом возникают медленнее, но они глубже и вызывают переживания по силе приближающиеся к трансперсональным. Выход из этого состояния медленнее. Классическая музыка – это сильнейшее воздействия на нашу психику и не каждый хочет и готов заглянуть внутрь себя, в своё бессознательное!

Это страшно!