|
Музыка. Как сделать хороший звук. Делаем качественную музыкуКак сделать хороший звук? Используйте качественные хосты, сэмплы и инструменты. Не забывайте, что даже если сэмпл 24 бита, 96 килогерц – это еще не значит, что он качественный. Посмотрите на частотную характеристку, нет ли провалов, проверьте динамический диапазон. Со временем это будет определяться элементарно, на слух. Если записывается живяк - хороший микрофон, пред и карта. Записать надо на максимально возможной громкости, которая не дает перегрузки. От прыжков уровня спасает лимитер на входе. Внимательно послушайте трек через день после написания. Выпишите, что там вам не нравится. Исправляйте по пунктам, от сложного к простому. Следите, чтобы очередные изменения не испортили предыдущие доработки. После того, как покажется, что трек звучит хорошо, попробуйте послушать его на обычных колонках от музыкального центра или на компьютерных мыльницах. Сравните с фирменными треками подобного жанра. Не работайте непрерывно больше двух часов. Лучше всего раз в час выключить звук и пойти на кухню покурить, буквально на пять минут. Если этого не сделать – уши неизбежно замылятся и вы только испортите начатое. Запустите Wavelab и врубите там 3d анализ на своем треке. Потом то же самое на любом фирменном (хоть Продиджи, хоть Portishead, жанр не важен). Впрочем, я и так могу сказать, что там у вас будет - перегруз на 60-500 Гц, провал на 2000-20000 Гц. У любого фирмачного трека все, как правило, прилизано и ровно раскорячено по частотам и по уровню. Дома такого добиться очень тяжело, но можно. Для этого больше работайте эквалайзером, причем старайтесь убирать, а не прибавлять частоты (лучше убрать и сделать погромче), старайтесь равномерно разбрасывать инструменты по частотной и панорамной сетке, не забывайте компрессировать ритмическую группу, если это нужно. Не увлекайтесь количеством. Помните - хорошая музыка не та, в которую нечего добавить, а та, из которой нечего убрать. К продакшну это тоже относится. Если есть сомнения в целесообразности того или иного звука или эффекта – переделывайте, заменяйте или убирайте. Не старайтесь сделать звук кристально чистым. Если он изначально грязный, то без специальных знаний и приборов сделать его чистым без потерь не получится. Если все-таки очень хочется, то вот пара советов: выясните, какая дорожка грязнит звук, попробуйте ее убрать, заменить или замешать. Если не помогло, значит что-то со сведением. Не старайтесь сделать звук очень громким. Не злоупотребляйте компрессорами, тем более многополосными - они очень серьезно корежат звук. Идеальное сведение - это когда трек не требует мастеринга вообще. Почаще пользуемся спектроанализатором, а также рендерим и смотрим прогрессивный уровень, стараемся, чтобы он был ровный на протяжении всего трека. Чем ровнее будет трек, тем меньше мастеринга, и, соответственно, деструктивного редактирования. Чередуйте контроль звука между акустикой и наушниками. Лучше чтобы наушников было двое – диджейские, типа Pioneer или Sony MDR-серии и мониторные, типа AKG K141/240. Неплохо также отслушать на большом звуке. После этого сразу становится понятно, что к чему, хотя будте осторожны – мощная акустика камуфлирует некоторые недочеты, например, непроработные верхние частоты. Ну и, наконец, больше естественности! Даже когда вы пишите какие-нибудь дикие glitch-барабаны, представляйте, что их играет живой барабанщик, соответственно делайте громкость, панораму и т.д. То же самое с басом, клавишами и прочими инструментами. Не ленитесь немножко менять повторяющиеся партии, нелинейность - это почти всегда лучше. Какой компрессор лучше использовать для мастеринга? Многополосный, то есть обеспечивающий компрессию по выбранной полосе частот. Это достаточно сильный деструктивный метод обработки и НЕ НАДО использовать его в качестве креативного эффекта. Если начальное и конечное звучание сильно отличаются – пересводите исходный трек. Я не рекомендую использовать такие мастеринговые плагины, как Waves C4, Mackie Final mix, iZotope Ozone. Они очень сильно портят звук. Со временем это становится заметно. Лучше использовать PSP Vintage Warmer, PSP MasterComp, Waves L3, DiscoDSP Trillme. Где лучше делать мастеринг? Прямо в секвенсере? Лучше всего это делать в Steinberg Wavelab. В отличие от всех прочих редакторов он умеет одновременно включать несколько эффектов без применения. Это удобно для сравнения и отслушивания разных фрагментов. Также у него есть неплохие средства для анализа звуковых файлов и хороший mp3 encoder. Как эквалайзировать и вообще обрабатывать барабаны? Как угодно . На слух. Никаких тут панацей быть не может. Убирайте неиспользованные частотные диапазоны, смешивайте лупы друг с другом. Эквалайз я рекомендую делать после басовой линии и основных синтезаторов. Иногда имеет смысл использовать уплотнение, то есть добавление на соответствующие доли дополнительных одиночных барабанов, чаще всего это бочка. Не забываем настраивать (тюнить) барабаны! Не забываем использовать компрессоры и сатураторы. Чтобы добиться повышенной плотности можно наложить сверху дисторшн, овердрайв, дециматор и чуть-чуть, совсем негромко, подмешать это к основному сигналу. Программы: Tc Native Compressor/Deesser и Sonic Destructor, PSP Vintage Warmer, iZotope Trash. Как сделать reese? В качестве основы надо взять две одинаковые мелодические волны, богатые гармониками (то есть пилу, квадрат, спектральные волны и т.п.) и расстроить их на 25-50 центов. Имеет смысл добавить синус в нуле октавой ниже. Дальше – полностью ваше творчество. Что можно: добавить других волн или таких же, но с другой расстройкой, сделать унисон, модулировать частоту пульса и величину расстройки, модулировать фазу, положить сверху частотных и модуляционных фильтров и тоже их модулировать (лучше по LFO), обработать фленжером, фейзером или хорусом, продисторшить, в том числе мультичастотно (разные дисторшны на разные частоты), очень жестко откомпрессировать, развести по панораме, наложить реверберацию с компрессией сверху, смешать с другими ризами, сделать негромкие волновые подголоски на +3, +5 и/или +7, и так далее. Потом ресэмплировать его в отдельный файл, загрузить в сэмплер и использовать. Программы: в качестве основного синтезатора: Linplug Albino 3, NI Absynth, NI Reaktor, NI Massive, Korg MS-20. В качестве обработки – все что угодно. Рекомендуется засесть за Реактор и написать свой собственный синтезатор со всеми необходимыми примочками. Я, например, именно так и сделал, это не так сложно, как кажется. Какой микрофон выбрать? Динамический или конденсаторный? И какой марки? Динамический не требует фантомного питания, имеет более плотный саунд, неприхотлив и подходит как для студии, так и для сцены. Конденсаторный более чувствительный, требует фантом, но обеспечивает более высокое качество записи. Учтите, что к нему, скорее всего, потребуется предусилитель. Не смотрите на модные лампочки, цифровые преампы с компрессором ничуть не хуже. По поводу марки: из динамических берите Shure sm58, не ошибетесь. Из конденсаторных можно порекомендовать ОКТАВА 319, он недорогой и качественный. Из микрофонной обработки – что-нибудь из серии приборов dbx, в зависимости от конкретной задачи. |