Музыка: темп, ритм и метр. О темпе, ритме и метре






Музыкальный темп

Темп в музыке — скорость следования метрических счётных единиц (отношение числа происшедших событий к тому времени, которое они заняли).

По давней традиции темп обозначается по-итальянски и выставляется в самом начале нотной записи произведения. Основные обозначения темпа в порядке возрастания:

  • граве, ларго, адажио, ленто (медленные темпы);
  • анданте, модерато (умеренные темпы);
  • анимато, аллегро, виво, престо (быстрые темпы).


К основным обозначениям порой прибавляются дополнительные, уточняющие характер исполнения: maestoso (маестозо — торжественно) или furioso (фуриозо — яростно), mesto (место — печально) или scherzoso (скерцо-зо — шутливо) — всех не перечислишь, надо пользоваться специальным словарем.

Некоторые жанры (марш, вальс) характеризуются определенным темпом. Для точного измерения темпа служит метроном.

Темп музыки воспринимается мгновенно и в большей степени определяет ее характер. Быстрые темпы присущи музыке, воплощающей устремленное движение, жизнерадостное настроение, кипучую энергию, праздничное оживление, но также и смятение, взволнованность, драматизм. Медленно течет музыка, в которой отражены состояние покоя, неподвижности, строгие возвышенные чувства, а то и глубокая печаль, горе. Средние темпы более нейтральны и употребляются в музыке разного содержания, они не столько способствуют выражению той или иной мысли, сколько не противоречат ему (напомним, что темп — лишь одна из сторон музыки, а в целом ее характер определяется только всеми ее средствами в их единстве).

Темп может изменяться. Глинкинский Руслан начинает свою знаменитую арию Moderato maestoso («О, поле, поле...»), а продолжает Allegro («Дай, Перун...»). Контраст невеселого раздумья и волевой решительности подчеркнут контрастом темпов. Во вступлении к опере Ж. Бизе «Кармен» после красочного и праздничного раздела, идущего Allegro giocoso (джокозо — весело, радостно), возникает тема трагической судьбы главной героини — во вдвое более медленном темпе. Еще ярче воспринимается темповое изменение в «Песне о Родине» И. О. Дунаевского, потому что в ней по-разному звучит одна и та же тема: широко и торжественно, медленно, в характере гимна исполняется припев в начале песни, а при повторениях он проходит совсем иначе, упруго и энергично, более живо, в темпе марша. Типичен темповый контраст медленного вступления и быстрого основного раздела первой части симфонии, инструментального концерта; столь же типичен в этих сочинениях и контраст быстрых крайних частей с медленной средней (или одной из средних).

Темп может изменяться не только «скачком», но и постепенно. Очень часто в самом конце произведения движение музыки замедляется (ritenuto, rallentando — ритенуто, раллентандо) — полной остановке предшествует торможение; так, например, завершается Гимн Советского Союза. Замысел композитора может потребовать и постепенного ускорения (accelerando — аччелерандо), как в заключительном разделе 6-й венгерской рапсодии Ф. Листа, где веселая танцевальная тема неоднократно повторяется и с каждым разом звучит все быстрее, достигая к концу предельного темпа. Словом, и темп как таковой, и его мгновенные и постепенные изменения — важное средство музыкальной выразительности.

Метр в музыке

Метр задает координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями. Её можно представить как миллиметровку, на которой самая маленькая клеточка из самых тонких линий — минимальная длительность в произведении, более толстые линии обозначают доли, еще более толстые — относительно сильные доли, а самые толстые — сильные доли.

Когда композитор сознательно соединяет ритмические единицы в такие группы (или в разного рода модификации), в сочинении появляется метр.

Наиболее явные отрезки между двумя соседними сильными долями выделают в такты.

Такт — промежуток между двумя соседними сильными долями. В нотной записи такт — совокупность нот, заключенная между двумя тактовыми чертами — вертикальными линиями на нотоносце (нотном стане).

Основные метры возникают из объединения ритмических единиц по две (двудольный метр), по три (трехдольный метр), по четыре (четырехдольный метр) и по шесть (составной двудольный метр, то есть, состоящий из двух групп по три доли).

Описанные группы (такты) обозначаются в музыкальной нотации тактовыми чертами (вертикальными линиями, проведенными через нотные станы), которые отделяют один такт от другого.

По линиям этой сетки можно рисовать ритмические фигуры из отрезков разной длины (ноты различной длительности). Фигуры могут быть совершенно разные, но все они будут опираться на линии этой сетки.

Длительность нот можно задать в относительных единицах (мельчайших клеточках): этот звук — отрезок длиной в 4 клетки, а этот в 2. Эти соотношения не изменятся с изменением масштаба сетки. Последовательность чередования таких отрезков (нот и пауз) и есть ритм.

Отмасштабировать эту сетку можно с помощью темпа, делая расстояния между линиями длиннее или короче. В масштабе «1 клетка = 1 секунда» время звучания ноты длиной в 2 клетки будет равна 2 секунды. При уменьшении масштаба (увеличении темпа) в 2 раза, длительность ноты в те же 2 отрезка уже будет равняться 1 секунде.

На слух начало такта выделяется лёгким подчеркиванием первой доли. Четырехдольный метр имеет также дополнительный, более слабый акцент на третьей доле каждой группы, а составной двудольный метр – на четвертой доле. Эти акценты обычно достигаются повышением громкости на акцентируемой доле (динамический акцент, которому в нотации соответствует знак ), но акцентность может выражаться также в повышении высотности звучания (тонический акцент) или в увеличении его продолжительности (агогический акцент). Перенос акцента на слабую долю, достигаемый одним из указанных выше средств, а также резкой сменой гармонии на эту долю, называется синкопой.

Ритм в музыке

Ритм в теории музыки — соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности.

Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности звуков (нот) образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм.

Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени, в нем заданы лишь относительные длительности нот (эта нота звучит дольше той в 2 раза, а эта — в 4 раза короче и т. д.).

В музыке мы встречаемся со звуками долгими и короткими. Чередования их, одинаковых или разных по длительности, образуют ритм.

Очень редко основная сетка ритмической пульсации полностью совпадает с реальным музыкальным звучанием, то есть, редко «озвучиваются» одинаковым образом все акценты. Напротив, музыка состоит из чередований звуков разной длительности, подобно более или менее сложному узору, накинутому на сетку пульсации. Именно последовательность, сочетание и совмещение в одновременности разных длительностей, разных ритмических рисунков создает музыкальный ритм в специфическом значении данного термина.

Внутреннюю организацию ритма называют метром. Первый уровень организации — деление времени на равные промежутки, счетные доли. Яснее всего доли выделяются в музыке, связанной с движением, например в марше, А есть жанры, в которых это деление завуалировано: лирическая народная песня, плач. . Второй уровень организации времени в музыке связан с подразделением долей на сильные и слабые. Отсчитывая доли вальса — раз, два. три, — мы непременно акцентируем «раз» и таким образом группируем доли в такты: сильная доля с последующими слабыми, вплоть до следующей сильной, и образует такт. Размер такта немаловажен для характера музыки. Как и в поэзии, в ней чаще всего используются двудольные и трехдольные размеры. Двудольными тактами пишут марши, польки, галопы, песни, близкие этим жанрам. Трехдольный размер сразу вызывает представление о вальсе, но и более давние чакона и сарабанда, полонез и мазурка, а в исключительных случаях и марш («Священная война») тоже пишутся «на три». Четырехдольные такты встречаются в самой разной музыке — в спокойной и оживленной, вокальной и инструментальной, танцевальной и опять-таки маршевой. Размер такта в большинстве случаев сохраняется на протяжении произведения или хотя бы его крупной части. Размеры обозначаются двумя цифрами: верхняя — количество долей в такте, нижняя — ритмическое значение доли — четверть, восьмая и т. д. Таково, например, обозначение простых размеров — 2/4, 3/8, 3/4.

Иногда употребляются сложные и смешанные размеры, состоящие из двух и более простых (двух- и трехдольных).
Возможно регулярное и даже нерегулярное изменение размера, когда число безударных долей между ударными меняется, — это происходит в музыке повествовательно-импровизационного характера.

В ритмических рисунках проявляется жанровая природа музыки, они существенны и для ее выразительного смысла. Равномерный ритм (все звуки равной длительности) создает ощущение беспрепятственного движения — стремительного или спокойного, это уж зависит от темпа. Чередование кратких и более протяженных звуков (припев «Гимна демократической молодежи мира» А. Г. Новикова) придает музыке динамическую устремленность, напор. Особую роль играет синкопа — неожиданная ритмическая задержка на слабой доле, из-за чего на ней возникает «лишний» акцент в такте. Синкопа, словно сжатая пружина, сообщает музыке дополнительную остроту, упругость и потому часто встречается в танцах — давних и современных.

Важны отношения длительностей не только отдельных звуков, но и целых фраз, более широких построений. Тут тоже может быть равномерность (в песнях «Савка и Гришка», «Во поле березонька стояла», в «Камаринской» все фразы одинаковой протяженности) и более сложная организация времени. В припеве песенки Паганеля из музыки И. О. Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта» происходит постепенный рост соединяемых частей музыки. Расширяя далее зону наблюдения, мы подойдем к наиболее широкому пониманию ритма — как соразмерности частей всего музыкального произведения. Поскольку время, занятое музыкой, само по себе является средством воздействия на слушателя, постольку ритмичность в широком смысле слова и заключается в том, чтобы время распределялось между частями сочинения пропорционально их значимости.