|
Музыкальная фабрика на PCСеквенсор вместо нотатора Спора нет, действительно существует много программ, позволяющих, например, записывать музыку, не зная нотной грамоты. Но это только одна сторона медали. Правда - но не вся. Никто не в силах отменить универсальный закон сохранения: если где-то что-то убыло, то где-то что-то и прибыло. Вот и здесь так: если какая-то программа позволяет обходиться, например, без нотного стана и символов сокращенного нотного письма, жди какого-нибудь подвоха - не исключено, что она потребует от пользователя навыков графического редактирования и знаний из области синтеза звука. Наш сегодняшний рассказ именно о такой программе. И называется она FL Studio. FL Studio, и в самом деле, - музыкальная фабрика, скрытая в корпусе компьютера. Такая фабрика, где имеется все необходимое для поточного производства музыкальных хитов как раз с тем звучанием, которого жаждут толпы ваших потенциальных поклонников. Здесь вы вдоволь поруководите цехом заготовок-паттернов, сборочным конвейером, позволяющим из отдельных деталей собрать скелет будущей композиции, участком наладки, где с помощью точных станков и инструментов (обработок и эффектов) выявляются, измеряются и шлифуются все шероховатости. Можно даже организовать взаимодействие со смежниками, экспортируя проект в другие музыкальные редакторы и выполняя там отдельные этапы работы. Идеология FL Studio предполагает, что пользователь программы не обременен знаниями в области теории музыки. Странно, но разработчики этой музыкальной студии ухитрились обойтись вообще без нот как таковых. О музыкальной сущности FL Studio напоминают в явной форме лишь виртуальные клавиатуры, спрятанные в пошаговом секвенсоре, да редактор отпечатков клавиш. Но самое удивительное, что от этого FL Studio почему-то не становится грубым инструментом, не способным передать музыке нюансы замысла ее создателя. Нет листа для нотных записей, но есть много современных, сугубо компьютерных средств воздействия на свойства музыкального звука, о которых великие композиторы прошлого вряд ли могли даже мечтать. Несколько теплых слов FL Studio является самодостаточной виртуальной студией, ориентированной на применение программных обработок, эффектов, инструментов. Чтобы начать писать музыку, нужны только компьютер да FL Studio. И, конечно, еще самая малость - желание и талант. В принципе, не требуется даже MIDI-клавиатура, не говоря уже о внешних синтезаторах. FL Studio позволяет использовать вместо MIDI-клавиатуры обыкновенную компьютерную клавиатуру и игровой джойстик в качестве MIDI-контроллера. А виртуальные инструменты заменят собой аппаратные синтезаторы и сэмплеры. К достоинствам FL Studio можно отнести стоимость, невысокую по сравнению со стоимостью таких профессиональных виртуальных студий, как Cakewalk SONAR и Steinberg Cubase. Многие музыканты просто не в состоянии в полной мере применить на практике возможности этих музыкально-звуковых монстров. Тогда зачем платить за то, что ты не используешь? Принято считать, что названные программы обеспечивают микширование звуковых потоков с более высоким качеством, чем это делает FL Studio. Действительно, с целью снижения нагрузки на процессор в процессе воспроизведения композиции в реальном времени качество звучания проекта FL Studio искусственно занижено. Однако при экспорте композиции в WAV-файл можно задать такой алгоритм обработки звуковых потоков, при котором пересчет 5-минутной композиции на компьютере с процессором 3 GHz Intel Pentium 4 займет несколько десятков минут. Качество звучания полученного в результате файла будет соответствующим. FL Studio позволяет подключать к проекту другие музыкальные приложения по протоколу ReWire. В свою очередь, программу FL Studio можно подключить к другим хостам в качестве приложения-клиента ReWire. Программа FL Studio рассчитана на использование в проектах DX- и VST-плагинов. В то же время ее можно использовать в качестве плагина DXi и VSTi в других музыкальных приложениях. Даже если вы уже работаете в Cakewalk SONAR или Steinberg Cubase - почему бы не расширить ваши творческие и технические возможности, подключив к проекту FL Studio? Ведь многие вещи (например, создание барабанных лупов, мелодических грувов) удобнее делать в FL Studio. Что за фрукт? Успех этой программы во многом объясняется тем, что ранние версии Fruity Loops (программы-предшественницы нынешней FL Studio) отличались простотой, столь привлекательной для начинающих компьютерных музыкантов (см. "Fruity Loops 3.0 - это уже не игрушка"). Суть работы с ней сводилась всего к нескольким действиям: нужно было выбрать один из встроенных синтезаторов, записать его голосом в пошаговом секвенсоре фрагмент партии (паттерн), "набить" необходимое количество паттернов и, наконец, указать программе очередность их воспроизведения (заполнить плей-лист). "Здание" музыкальной композиции оказывалось сложенным из паттернов, как из отдельных "кирпичиков", которые воспроизводились в цикле, превращаясь в "лупы" (loops). Получалось, что разработчики Fruity Loops предлагали пользователям такую технологию создания музыкальных произведений, при которой вполне можно обходиться без знания теории музыки. Во всяком случае, ни о какой записи музыки нотами или заменяющими их графическими символами и речи не было. Вместе с тем, и набор синтезаторов, и набор доступных для редактирования параметров синтеза, и сама технология применения программы оказались весьма подходящими инструментами создания музыки с современным звучанием. Ценой относительно небольших временных затрат без особого труда можно было записать электронную композицию, пригодную для воспроизведения, например, на школьной дискотеке. В итоге сформировалось целое сообщество поклонников Fruity Loops. Секвенсор вместо нотатора Однако постепенно появлялись другие программы, основанные на аналогичных принципах. Кроме того, в профессиональных музыкальных редакторах, подобных Cakewalk SONAR и Steinberg Cubase, появились средства для работы с лупами. В свою очередь разработчики Fruity Loops (http://www.flstudio.com/) не остановились на достигнутом и продолжали развивать программу. Результатом такой конкуренции и стала виртуальная студия FL Studio. С ее помощью теперь можно реализовать все основные операции, необходимые для создания музыкальной композиции: записать аккомпанемент, используя встроенные или подключаемые синтезаторы (VST-инструменты); выполнить запись звука с микрофона; преобразовать спектр и динамический диапазон аудиосигнала, обработать его эффектами (применяя встроенные и подключаемые DX- и VST-плагины); свести композицию в стереофоническом формате. Музыкальную информацию в FL Studio можно представлять в формах, традиционных для профессиональных виртуальных студий (например, в виде отпечатков клавиш и графиков-огибающих). Программа FL Studio богата самыми разными, в том числе уникальными, встроенными синтезаторами, в которых реализованы довольно непростые для понимания методы синтеза, такие как, например, FM-синтез (синтез на основе частотной модуляции), RM-синтез (синтез на основе кольцевой балансной модуляции), гранулярный синтез (синтез на основе комбинирования коротких фрагментов сэмплов). FL Studio позволяет в полной мере использовать DX- и VST-плагины (эффекты и обработки) и DX- и VST-инструменты (виртуальные синтезаторы, сэмплеры). К ней на правах клиента можно подключать ReWire-приложения. В свою очередь, FL Studio можно подключать к другим музыкальным редакторам (хостам) в качестве VST- или DX-плагина либо в качестве ReWire-клиента. FL Studio присущи и черты, не очень приятные для пользователя (хорошо, что их мало). С одной стороны, в ней сохранены элементы, характерные для ее давних версий (пошаговый секвенсор и плей-лист). С другой стороны, появились новые формы представления и редактирования музыки (редактор отпечатков клавиш). В результате возникает неоднозначность в структуре композиции, сформированной разными средствами, в чем-то дублирующими друг друга. Логика построения и функционирования FL Studio стала довольно запутанной, отличающейся и от того, что было во Fruity Loops, и от того, к чему пользователи привыкли, работая с классическими виртуальными студиями. Все перечисленные обстоятельства привели к тому, что применять FL Studio на уровне интуитивного восприятия элементов интерфейса стало затруднительно. Теперь нужно понимать и знать многое. Этот вывод и подтолкнул нас к тому, что в серии книг, раскрывающих секреты музыкальных компьютерных технологий, очередной нашей работой стала книга "Fruity Loops Studio: музыкальная фабрика на PC" (издательство БХВ-Петербург, 2004 г.). Косвенным подтверждением справедливости нашего вывода о том, что FL Studio - не игрушка, а достаточно сложная в освоении программа, с которой не сразу справятся пользователи "старых" версий Fruity Loops, может служить следующий факт. Задолго до выхода в свет этой книги и книги, посвященной новой версии программы Cakewalk SONAR, мы, как обычно, объявили конкурс, предложив нашим читателям и посетителям сайта присылать работы для сборников композиций на компакт-дисках, которыми сопровождаются наши книги. Работы с проектами в формате SONAR начали поступать сразу же, и к моменту формирования сборника было, из чего выбрать. А вот музыку в формате FL Studio прислал только один автор, и этот конкурс не состоялся. Тяжек труд на фабрике К основным операциям при работе с FL Studio относятся: • создание нового проекта и выбор шаблона; • выбор текущего паттерна; • работа с транспортной панелью; • применение пошагового секвенсора и выполнение элементарных операций с паттернами; • редактирования отпечатков клавиш в окне Piano roll; • составление композиции из имеющихся паттернов с помощью редактора Playlist; • работа с окном Mixer (применение эффектов последовательного и параллельного действия). Микшируют все С помощью редактора Graph editor, который представляет собой графическую диаграмму, для каждого шага секвенсора можно задавать значения: панорамы; Velocity (скорости нажатия MIDI-клавиши, фактически - громкости); параметров фильтра, применяемого для модификации тембра; смещения ноты по высоте тона и времени. А клавишный редактор Keyboard editor позволяет для каждого шага секвенсора задавать высоту тона (ноту). Количество каналов в проекте может исчисляться десятками. Чтобы не запутаться в них, в окне пошагового секвенсора предусмотрена возможность выбора отображаемых каналов. Технология многослойности обеспечивает воспроизведение одновременно нескольких тембров для озвучивания одного инструмента. Редактор отпечатков клавиш Piano roll появился только в третьей версии Fruity Loops (программы-предшественницы FL Studio 4). Однако в настоящий момент способ редактирования музыкальной информации с помощью Piano roll успешно вытесняет традиционное для Fruity Loops программирование звуков в пошаговом секвенсоре. Окно Piano roll содержит две секции - секцию отпечатков клавиш и секцию графического редактирования параметров синтеза. В нем имеются инструменты, предназначенные для редактирования отпечатков клавиш и диаграмм параметров синтеза, а также для изменения масштаба их отображения. К основным операциям редактирования элементов в окне Piano roll относятся: • рисование/перемещение диаграмм параметров синтеза и отдельных отпечатков клавиш, изменение их длины; • рисование последовательности отпечатков клавиш; • выделение, стирание отпечатков клавиш и диаграмм параметров синтеза; • выделение графических объектов или фрагмента шкалы времени. В меню окна Piano roll имеется команда Chord, обеспечивающая автоматическое формирование аккордов выбранного типа. Малая толика доступных аккордов В редакторе Playlist из отдельных паттернов собирают композицию. Окно Playlist содержит две секции - секцию треков паттернов и секцию аудиотреков. Скелет композиции Основным элементом окна Playlist является секция треков паттернов, представляющая собою координатную плоскость. Горизонтальная ось этой плоскости соответствует музыкальному времени, измеряемому в формате такт:доля:тик. Отметки на вертикальной оси соответствуют трекам паттернов, различаемых по номерам или названиям. Здесь пользователь может рисовать, перемещать и удалять графические объекты. Так из кирпичиков-паттернов формируется композиция. В секции аудиотреков на одной оси времени с паттернами можно размещать звуковые файлы. В FL Studio имеется возможность формирования композиции из паттернов "на лету". Запускать нужные паттерны на воспроизведение можно с помощью MIDI-клавиатуры (или заменяющей ее компьютерной клавиатуры). Станочный парк расширяется Очень трудно работать с FL Studio без понимания сущности методов синтеза звука. Ведь в программе имеется много самых различных по назначению и принципу действия инструментов (встроенных, и подключаемых к ней в качестве плагинов формата Fruity). Взгляните на их перечень. • Sampler - простой встроенный сэмплер, позволяющий загружать лишь один звуковой файл. • TS404 - псевдоаналоговый синтезатор, имитирующий звучание легендарного синтезатора Roland TB-303 и некоторых других культовых аналоговых синтезаторов; позволяет синтезировать уникальные, присущие именно этому инструменту звуки и ориентирован на озвучивание партий баса "электронными" тембрами. • 3x Osc - синтезатор, основанный на аддитивном методе синтеза; предназначен для создания ярких тембров, насыщенных высокочастотными компонентами. • BeepMap - уникальный синтезатор, преобразующий изображение в сигнал звуковой частоты. • BooBass - модуль синтеза звука бас-гитары. • FL Keys - модуль, предназначенный для высококачественного озвучивания партий фортепиано, электропиано и органа. Достоинством FL Keys являются небольшая нагрузка на процессор и экономное использование оперативной памяти. • Plucked - синтезатор, имитирующий звучание струнных инструментов. • Fruity Slicer - плеер барабанных лупов. Фрагменты лупа распределяются по MIDI-клавиатуре так, чтобы каждому из них соответствовала MIDI-клавиша. Автоматически формируется трек отпечатков клавиш, при воспроизведении которого последовательно воспроизводятся все фрагменты лупа. Вы можете изменять порядок следования фрагментов лупа (меняя порядок отпечатков клавиш), индивидуально для каждого ударного звука настраивать параметры синтеза (редактируя параметры отпечатков клавиш). • Fruity Granulizer - гранулярный синтезатор, в котором звук синтезируется из множества коротких фрагментов (гранул) сэмплов. Тембр синтезируемого звука зависит от свойств отдельных гранул и порядка их чередования. Синтезатор не подходит для озвучивания партий традиционных инструментов - слишком заметны искажения, обусловленные алгоритмом его работы. Однако Fruity Granulizer - отличный инструмент для реализации электронных эффектов, основанных на обработке голоса человека. • Wave Traveller - специализированный плеер звуковых файлов, позволяющий реализовывать эффект скретча - особого приема игры на виниловой пластинке, применяемого диджеями: пластинку вручную "дергают" в разных направлениях, а игла проигрывателя при этом остается в канавке. • Sytrus - 6-операндный FM-/RM-синтезатор, обладающий отличным звучанием. По своей функциональности и качеству звучания напоминает Native Instruments FM7 - один из лучших программных FM-синтезаторов. Совместим с культовым синтезатором Yamaha DX7 на уровне SysEx (привилегированных системных MIDI-сообщений) и позволяет загружать пресеты от DX7. • Fruit kick - синтезатор, предназначенный для озвучивания партий синтетического басового барабана. • Fruity Vibrator - плагин, позволяющий использовать в качестве генератора устройство ввода с обратной связью, например, джойстик, руль, штурвал. • Fruity Wrapper - плагин формата Fruity, который служит своего рода адаптером, позволяющим передавать аудио- и MIDI-информацию от FL Studio к DXi- или VSTi-плагину и наоборот от него к FL Studio. • MIDI Out - генератор, обеспечивающий возможность управлять любыми внешними (по отношению к FL Studio) MIDI-инструментами (включая аппаратные инструменты, DX-инструменты и VST-инструменты). • Fruity Keyboard Controller - специализированный контроллер, позволяющий преобразовать сообщения о нажатии MIDI-клавиш в угол поворота вращающегося регулятора, который можно настроить на управление любым параметром любого виртуального устройства. • ReWired - плагин, позволяющий подключать к FL Studio другие приложения, поддерживающие технологию ReWire. Цитрусовый синтезатор для фруктовой студии А еще здесь есть VST-инструмент FL Slayer, имитирующий шестиструнную электрогитару, а также бас-гитару. Он разработан с использованием методов, подобных физическому моделированию, и при относительно небольшом объеме программы и невысоких требованиях к компьютеру позволяет воспроизводить многие приемы звукоизвлечения, характерные для современной электрогитары. Областью его применения является создание гитарных партий с явно выраженным "электрическим" звучанием, насыщенным различными эффектами, основанными на перегрузке усилителя и акустической системы. Правда, это не очень похоже на звучание реальной акустической гитары и даже электрогитары, свободной от обработок. Кроме собственно виртуальной электрогитары в состав плагина входят несколько вариантов моделей комбо (усилитель + акустическая система) и эффект-процессор, что делает его завершенным инструментом, позволяющим создавать партии электрогитары с использованием всех традиционных эффектов и обработок. FL Slayer - это звучит круто FL Studio позволяет записывать звук от внешнего источника с использованием виртуального микшера, имеющегося в программе (окно Mixer). Можно также записывать и редактировать звуковые файлы с помощью встроенного звукового редактора WaveEditor. Для успешной записи звука, конечно, нужно иметь представление об особенностях применения микрофонов в различных условиях. К микшеру FL Studio можно подключать массу плагинов, поставляемых как вместе с программой, так и тех, что можно приобрести отдельно от нее. Перечень основных плагинов FL Studio выглядит впечатляюще: • Fruity 7 Band EQ, Fruity Parametric EQ, Fruity Bass Boost, Fruity Fast LP, Fruity Filter, Fruity Free Filter - эквалайзеры и фильтры; • Fruity Compressor, Fruity Soft Clipper - плагины динамической обработки; • Fruity Delay, Fruity Delay 2 - плагины, реализующие эффект "дилэй"; • Fruity Flanger, Fruity Flangus, Fruity Phaser, Fruity Stereo Enhancer - плагины, реализующие эффекты "флэнжер", "фейзер" и расширение стереобазы; • Fruity Chorus - плагин, реализующий эффект "хорус"; • Fruity Reverb - плагин, реализующий реверберацию; • Fruity Blood Overdrive, Fruity Fast Dist - различные варианты эффекта "дистошн"; • Fruity Vocoder, Speech synthesizer - вокодер и встроенный синтезатор речи; • Fruity dB Meter, Fruity Spectroman - анализаторы уровня и спектра сигнала. • Fruity Balance, Fruity Center, Fruity PanOMatic, Fruity Send, Fruity Mute 2, Fruity Phase Inverter - вспомогательные плагины, расширяющие возможности микшера; • Fruity LSD - специализированный плагин, синтезатор, поддерживающий сэмплерные банки формата DLS; • Fruity Scratcher - специализированный плагин, симулятор проигрывателя виниловых дисков; • Fruity X-Y Controller - специализированный контроллер, позволяющий управлять двумя произвольными параметрами с помощью мыши или джойстика; • Fruity Formula Controller - специализированный контроллер, генерирующий управляющий сигнал на основании заданной пользователем формулы. Хотя по сути FL Studio является законченным самостоятельным средством создания музыки, в проект FL Studio довольно часто требуется импортировать материал, подготовленный в других программах. Операции импорта реализуются командами подменю Import меню FILE. Когда работа над проектом FL Studio будет завершена, становится актуальным вопрос об архивации проекта и экспортировании его в звуковой файл для дальнейшей записи на CD или опубликования композиции в Интернете в формате MP3. Вполне возможно, что вы захотите перенести свой проект в другой музыкальный редактор и доработать его там, или экспортировать отдельный паттерн, содержащий барабанный луп, в WAV-файл. Во всех этих случаях вам помогут команды экспорта, доступные в подменю Export меню FILE. FL Studio можно использовать совместно с программами Steinberg Cubase SX, Cakewalk SONAR и Adobe Audition. Существуют особенности подключения к программам-хостам различных версий FL Studio - с одним и с шестнадцатью стереофоническими выходными портами. Каждая из версий существует в вариантах DXi и VSTi. С Cakewalk SONAR удобнее всего использовать FL Studio в качестве плагина DXi, а с Steinberg Cubase - в качестве плагина VSTi. Представим на минуточку, что перечисленных инструментов и эффектов, встроенных в FL Studio, для реализации ваших творческих замыслов оказалось недостаточно. И из этой ситуации есть выход. Совместно с FL Studio можно применять практически любые из тысяч VST/DX-инструментов и VST/DX-плагинов, созданных мировой музыкально-компьютерной индустрией. Просто выбираете в соответствующих меню строку More… А дальше открывается список, длина которого зависит от того, какие виртуальные инструменты вам удалось раздобыть и, главное, уместить на жесткий диск. Дело это не простое. Виртуальное "синтезаторостроение" сейчас вступило в эпоху "гигантомании". Дистрибутивом синтезатора, занимающим пять-шесть дисков CD-ROM, в наши дни никого не удивишь. На горизонте уже появились инструменты, для которых и два-три диска DVD - в самый раз. Помощник "фруктовых Лупов" - "грувовый агент" В общем, схитрили разработчики FL Studio. Обошлись без нотного редактора, чтобы не отпугнуть от программы легионы пользователей, неискушенных в музыкальной грамоте, заменив запись нот "набиванием" паттерна. Сохранили в названии программы оттенок несерьезности. И в самом деле, ну при чем здесь какой-то фрукт? Постепенно надстраивая программу, которая исходно напоминала детский конструктор, незаметно превратили FL Studio в виртуальную студию. И, в конце концов, заполнили ее жутким количеством такого виртуального оборудования, что, как говорится, без "пол-литры" не в нем уже и не разобраться. Конечно, последнее утверждение - преувеличение. Разобраться можно во всем, если уж не самостоятельно, то, во всяком случае, хотя бы с помощью нашей новой книги. Благодарим http://petelin.ru за предоставленную информацию Авторы: [email protected] и [email protected] |