Музыкальные микрофонные предусилители…. Слушаем микрофонные предусилители…

Музыкальные микрофонные предусилители… (Слушаем микрофонные предусилители…)


В последнее время в звукорежиссерскую практику вошла прямая многодорожечная запись на жесткий диск с последующим сведением. Самой «каналоемкой» технологией стала запись, когда музыкальное произведение исполняется всеми участниками одновременно.

В жанровом отношении сюда относится не только классика во всех своих видах, но и фольклор, джаз, а также запись любых концертных выступлений. Для такой работы приходится задействовать сразу много микрофонов и использовать многовходовой звукорежиссерский пульт. Однако с учетом последующего сведения в момент самой записи собственно пульт оказывается излишним. В нем используется лишь входной каскад микрофонных усилителей, после которых через гнезда direct out сигнал подается на звуковую карту компьютера. Для такой работы гораздо выгоднее и компактнее использовать отдельные микрофонные усилители.

Отдельные микрофонные усилители требуются и в студиях, которые занимаются записью методом последовательного наложения. Ведь для записи основного, а часто единственного акустического источника — вокалиста — резко возрастают требования как к установленному перед ним микрофону, так и к микрофонному усилителю, не говоря уже о стоящих далее приборах динамической и частотной обработки.

В этом случае мировая звуковая индустрия предлагает в настоящее время очень много таких приборов. Их можно разделить как по количеству каналов (есть одно- или двухканальные приборы, есть восьмиканальные, есть шестнадцатиканальные), так и по наличию цифрового преобразователя, который позволяет на выходе прибора получить стандартный цифровой сигнал для дальнейшего сопряжения с аппаратурой.

Меня заинтересовал вопрос — отличаются ли чем-нибудь друг от друга микрофонные усилители различных фирм и ценовых категорий. Ведь усилитель должен только усиливать сигнал, изменять, окрашивать его он просто не имеет права. Для того чтобы этот материал появился, редакция журнала «Звукорежиссер» обратилась к нескольким ведущим дистрибьюторским фирмам, продающим такие приборы. В поле нашего зрения попали микрофонные усилители самой разной стоимости, однако все они выполнены на самой современной элементной базе с использованием новейшей схемотехники. Достаточно сказать, что один из них имел коэффициент нелинейных искажений (КНИ) 0,00041% , а другой — частотный диапазон до 200 кГц! Однако… Забегая вперед, скажу, что каждый прибор, как оказалось, имеет свое, еле-еле заметное, но «лица необщее выраженье».

Теперь о проведении испытаний. Перед источником звука устанавливался микрофон Neumann U87. Он подключался к испытываемому микрофонному усилителю. Линейный выход усилителя подавался на один и тот же линейный вход звуковой карты MOTU 828 mkII и через FireWare-интерфейс на жесткий диск компьютера. Применялся звуковой редактор Sequoia 7.22. Были установлены максимальные показатели качества оцифровки материала — 24 бит/96 кГц.

В качестве живых источников звука были использованы виолончель, женский голос и контрабас pizzicato. Музыкантам была поставлена непростая задача: как можно стабильнее одиннадцать раз исполнить одну и ту же музыкальную фразу. Для абсолютной унификации акустического сигнала мы организовали также запись через микрофон звучания симфонического оркестра, которое воспроизводилось через контрольный агрегат Mackie 824. В одном из испытаний на микрофонный вход каждого усилителя электрически подавался сигнал белого шума. Чтобы определить, как входные цепи усилителей реагируют на перегрузку, еще в одном испытании на их микрофонный вход подавался сигнал с компакт-диска с уровнем +3 дБ.

На тестирование попали следующие устройства:

FOCUSRITE OCTOPRE;
PRESONUS DIGIMAX;
TC ELECTRONIC GOLD CHANNEL;
DBX 376;
M-AUDIO OCTANE;
NADY PRA-8;
M-AUDIO DMP3;
APOGEE MINI MP;
DIGILAB GINGER.

В испытаниях участвовали еще два микрофонных усилителя из собственных закромов. Это входной каскад микшерного пульта фирмы Mackie VLZ 1602 и микрофонные входы звуковой карты MOTU 828 mkII.

Еще до начала тестирования возник вопрос — какой параметр ставить в качестве определяющего? Ведь работа усилителя должна быть абсолютно незаметной. Его дело — усилить сигнал, не добавив ни шумов, ни искажений, не изменив тембральных характеристик сигнала. Но если мы, к примеру, слышим двенадцать вариантов звучания — какому отдать предпочтение? Какой прибор считать эталоном, верно передающим тембр инструмента? Самый дорогой? Нет, это аргумент не для профессионалов. Они-то знают, что хоть «дешево хорошо не бывает», но и «дорого» — отнюдь не гарантия качества! Или предпочесть тот, который нравится? Тогда это — чистый субъективизм, вкусовщина! Однако одиннадцать приборов — это какая-никакая, но статистика! При внимательном переслушивании записанных фрагментов эти одиннадцать приборов условно разделили на три группы. Это группа «окрашивающих» усилителей, группа «нейтральных» и группа «вялых».

Ну, вот, дошли до главного — оценки каждого прибора. При описании я привожу не все параметры, приведенные в мануалах. Меня интересовали только основные показатели, а также удобство пользования. А главный вопрос стоял так: купил бы я конкретное устройство или нет? Для удобства они рассортированы по количеству каналов.

Первый из восьмиканальников — NADY PRA-8. Это самый недорогой прибор. Можно даже сказать, до смешного недорогой, 175 долларов за восемь каналов! Восемь микрофонных входов, восемь линейных выходов. Прибор высотой в один рэк. КНИ 0,02%, шумы -80 дБ, усиление 50 дБ. Увы, на первом канале напряжение фантома так и не появилось. Самый дешевый прибор оказался и самым окрашивающим. Тембр с явным подъемом (на слух около 1…1,5 дБ) середины в районе 1000 Гц. Если использовать это устройство на всех микрофонах, участвующих в записи (безразлично, одновременно или последовательно), то фонограмма приобретет внесенный им явный тембровый оттенок. Причем я думаю, если измерить АЧХ, так сказать, «впрямую», наверняка такого искажения тембра измерение не покажет. Окрашивающий эффект может дать и вялый отклик на импульсный сигнал, и фазовая погрешность тракта, и резонанс обрезного фильтра. Характерна для недорогого прибора и заявленная перегрузочная способность по входу лишь в 5 дБ. Хотя на «тестовой» перегрузке усилитель показал себя вполне достойно.

FOCUSRITE OCTOPRE. Фирма знатная. Устройство продается как аналоговый восьмиканальный усилитель, в который за дополнительные деньги можно вставить плату АЦП с оптическим выходом ADAT (24/48). Прибор высотой в один рэк. Снабжен VU- метром, который подключается к любому из восьми каналов. Индикатор изнутри светится загадочным темно-синим светом и выглядит очень «богато». Правда, для того чтобы как-либо разглядеть его показания, пришлось вооружиться карманным фонариком… КНИ 0,0006%, приведенный шум -124 дБ, усиление 60 дБ. Частотная характеристика 10 Гц…122 кГц(!). На каждом канале обрезной фильтр низких частот, светодиодные индикаторы перегрузки. Добротные резиновые регуляторы, заметные светящиеся кнопки. Фантомное питание включается сразу на всех каналах. На передней панели есть восемь входов на джеках для источников линейного уровня, автоматически отключающих микрофонный вход. Прибор в области высоких частот тоже имеет свою характерную, как бы «с подъемом», окраску звука. Попутно испытаниям мы провели на нем многодорожечную запись, и она порадовала нас своим «живым» звучанием. Хорошо проработанная глубина и прозрачность явились бы сильным аргументом в выборе купить/не купить! Жалко, что дополнительная плата АЦП рассчитана только на 44/48 кГц.

PRESONUS DIGIMAX. Это восьмиканальный микрофонный усилитель с несколькими цифровыми интерфейсами: оптическим ADAT, AES/EBU и S/PDIF (каждый передает 4 пары стерео) на нестандартном разъеме собственной разработки. Прибор высотой в один рэк. КНИ 0,009%, шум -98 дБ, усиление 40 дБ. Каждый канал снабжен кнопкой, включающей никогда мною ранее не виданный в профессиональной аппаратуре фильтр типа «улыбка диджея» (провал в 4 дБ на 1000 Гц относительно краев диапазона). Есть аттенюатор -20 дБ и ограничитель уровня на каждом канале с регулировкой «0 db to Off». PRESONUS DIGIMAX оказался наиболее неоднозначным прибором. С одной стороны, особых претензий по звуку нет, с другой — ему свойственны чудовищные (не побоюсь этого слова) искажения при малейшей перегрузке. Просто хрип собаки, рвущейся с поводка, на каждой ноте! При включенных ограничителях эффект пропадает. Что это? Задумка разработчиков? Дефект, который «замазали» установкой ограничителей и удорожанием изделия? Мне было бы боязно применять такой усилитель в живой работе, особенно на концерте. И эта странная коррекция с провалом средних частот не внушает профессионального доверия, напоминая «пресеты» автомобильного приемника… Явным минусом устройства выглядит выносной блок питания на 80 ватт весом… около килограмма!

M-AUDIO OCTANE. Фирма M-AUDIO известна многочисленными компьютерными звуковыми платами и интерфейсами и весьма популярна у специалистов. Предложенный восьмиканальный прибор занимает высоту в два рэка и питается от отдельного, кстати, тоже довольно объемного блока питания. КНИ 0,00041% (чем такое можно померить?), приведенный уровень шума -129 дБ, усиление 50 дБ. Каждый канал снабжен аттенюатором -20 дБ, первый канал — обрезным фильтром, каждый четный — переключателем фазы, последняя пара — матрицей MS. Фантом включается двумя группами каналов: 1-4 и 5-8. Цифровая часть имеет оптический ADAT-выход (24/48). Этот прибор я бы отнес к группе «нейтральных» усилителей. Звук мягкий, в то же время прозрачный и сочный. Прибор имеет красивый серебристый ретро-дизайн, но своей двойной высотой не очень удобен, притом что места на лицевой панели сколько угодно, да и в глубину прибор совсем короткий. Такие приборы предназначены, в том числе, и для выездной работы, когда громоздкость является крупным минусом. Кстати, переключатель фазы на каждом четном канале, по-моему, не так необходим, как обрезной фильтр, который на этом приборе установили только на первый канал. В моей практике фазу приходилось переворачивать в двух случаях: при применении неправильно спаянного шнура и при записи барабана двумя микрофонами с разных сторон пластика. Во всяком случае, такой переключатель есть только у достаточно дорогих звукорежиссерских пультов.

На этом список восьмиканальников исчерпывается.

Из двухканальных приборов мы тестировали следующие изделия.

TC ELECTRONIC GOLD CHANNEL. Двухканальный прибор, который «микрофонным предусилителем» как-то язык не поворачивается назвать! Это два независимых полноценных цифровых процессора, производящие экспандирование, компрессию и частотную коррекцию сигнала. Прибор высотой в один рэк. КНИ 0,005%, динамический диапазон имеет различные значения при разном затухании от 56 до 100 дБ (по невзвешенной шкале), максимальное усиление 82(!) дБ. Входной аттенюатор имеет четыре режима затухания: 0/-20/- 40/-60 дБ. Есть цифровые выходы всех форматов. Этот прибор — чемпион по стоимости: 2400$ за два канала! Что ж, обычная цена приборов этой фирмы. Еще один «нейтральный» по звуку прибор. Сами микрофонные усилители — лишь небольшая часть этого многофункционального цифрового прибора. Собственно, именно возможности последующей обработки звукового сигнала, определяемые цифровыми «мозгами», и составляют львиную долю стоимости этого прибора.

M-AUDIO DMP3. Двухканальный микрофонный усилитель без цифрового преобразователя. Маленький, скромный по своим возможностям, но имеющий все необходимое, прибор. КНИ 0,02%, отношение сигнал-шум 115 дБ по шкале А, усиление 66 дБ, частотный диапазон 20 Гц…80 кГц. Прибор снабжен двумя стрелочными VU-индикаторами, светодиодными индикаторами перегрузки, обрезными фильтрами и переключателями фазы на обоих каналах. Если бы проводился конкурс на совершенство дизайна, этому устройству я дал бы первое место. Красивые, ярко подсвеченные стрелочные индикаторы, удобные большие кнопки просто радуют глаз. Огорчает нестандартность размеров. Прибор замышлялся как настольный и имеет высоту чуть больше чем один рэк. Звук очень породистый, если так можно выразиться. Впечатление, что в OCTANE схемотехника применена другая, потому что приборы одной и той же фирмы звучат чуть-чуть по-разному. Если бы не странный размер корпуса прибора, накупил бы 4-5 таких коробочек, вставил в рэк и работал бы в свое удовольствие, поглядывая на весело прыгающие стрелки VU-метров!

Следующий двухканальник — APOGEE MINI MP. Это тоже микрофонный усилитель без цифрового преобразователя. И тоже изготовлен как отдельный прибор. Как всегда у Apogee, дизайн весьма стильный. Правда, создатели прибора сделали его настолько MINI, что пользоваться стало не очень удобно. Например, приходится слишком аккуратно прицеливаться к крошечным тумблерам, чтобы не промахнуться и не включить, скажем, режим MS вместо Stereo, не смахнув к тому же прибор со стола. КНИ прибора -105 дБ (это около 0,0007%(!), приведенный к входу шум -124 дБ, усиление 70 дБ, частотный диапазон 2,5 Гц…200 кГц(!). Есть обрезные фильтры, переключатели фазы и регулятор выходного напряжения от 0 до +6 дБ. Про наличие матрицы MS я уже упомянул. Учитывая малую потребляемую мощность (3 Вт) изготовитель заявляет о возможности работы от батарей. Прибор относится к высшей ценовой категории — но вот звуком, увы, не впечатляет. Остается ощущение вялости сигнала, задавленного тембра. В звуке нет, как сказали бы почитатели хай-энда, «вовлеченности». Может, это и есть проявление истинной линейности?.. Были бы деньги, ни за что бы не купил…

Последние два прибора — одноканальники.

Прибор GINGER отечественной фирмы DIGILAB имеет размер в половину рэка. КНИ прибора — 0,015%, «минимальный» уровень шума -128 дБ (цитирую по описанию, видимо, это все-таки приведенный шум), усиление 60 дБ. Есть обрезной фильтр и неотключаемый ограничитель уровня, а также регулятор выходного напряжения. Доставшийся нам прибор почему-то на выходе имел уровень только -10 дБ. Манипуляции переключателем на задней панели «-10 дБ/+4 дБ» эффекта не дали. Впрочем, про этот переключатель в инструкции сказана не совсем понятная фраза: «Расположенный на задней панели переключатель -10 дБ/+4 дБ нормализует порог срабатывания лимитера и показания приборов в соответствии с выбранным стандартом». (Из дополнительных разъяснений производителя следует, что переключатель влияет только на показания индикаторов прибора — прим. ред.). О звуке ничего сказать не могу. Вроде прибор нейтрален, но его сигнал пришлось нормализовывать на 10 дБ из-за низкого уровня на выходе. И как эта нормализация сказалась на звуке — вопрос. В таком виде прибор к профессиональной эксплуатации непригоден.

Ламповый прибор 376 фирмы DBX имеет размер в один рэк. КНИ 0,35%(?), приведенный к входу шум -120 дБ (лампа, однако), усиление 60 дБ. Прибор имеет обрезной фильтр, трехполосный корректор, компрессор, де-эссер, АЦП 24/96 с выходами AES/EBU или S/PDIF. Есть возможность выбора двух типов Dither?а и двух видов Noise shape (также как отказ от их использования). Удивило наличие переключателя фазы в одноканальном приборе. Что ж, может, когда и понадобится… Триста семьдесят шестой DBX создан как микрофонный усилитель-процессор для подключения сольного микрофона. Звук у прибора нейтральный, честный. Наверняка хорошо работают и корректор, и компрессор, и де-эссер (мы их не «щупали»). Этот недорогой прибор вполне найдет свое место в студии, оснащенной одним микрофоном для записи солистов.

Mackie VLZ 1602. Я не мог не поставить в ряд с испытуемыми приборами усилительную часть одного из самых популярных недорогих пультов. КНИ 0,0025%, приведенный к входу шум -129,5 дБ, усиление 60 дБ. Честно говоря, был весьма обрадован, услышав, что звук никоим образом не отличался от именитых собратьев. Может, он несколько более вялый по сравнению с приборами M-AUDIO, но вполне достойный для таких дешевых микшерных пультов.

MOTU 828 mkII. Еще одна маленькая радость! Оказывается, два микрофонных входа моей звуковой карты звучат чуть ли не ровнее и честнее всех остальных приборов! А ведь это, по сути, некая опция восьмиканальной карты с линейными входами! Даже название у них какое-то несолидное — Mic/Guitar, да и в мануале ни слова о технических подробностях…

Теперь надо сказать главное — разница в звучании приборов, не считая крайностей, настолько малоуловима, что может быть замечена, пожалуй, только при непосредственном сравнении.

Поэтому вот мой совет коллегам, которые собираются совершить покупку микрофонного усилителя:

«Возьмите в салон, торгующий интересующим вас прибором, свой микрофон и свой привычный микрофонный усилитель. Наденьте наушники, послушайте хотя бы окружающий шум салона и сравните звук. Попробуйте то же самое в режиме перегрузки. Думаю, вы сразу поймете, стоит ли покупать обновку».

Автор выражает большую благодарность всем, кто помогал в проведении испытаний: звукоинженеру Виктору Призу, а также музыкантам Петру Кондрашину-младшему, Любови Золотовой, Евгению Попову.

Автор: Петр Кондрашин,
журнал "ЗвукоРежиссёр", 2006