Музыкальный словарь о компьютерно-музыкальных понятиях


Электронная музыка | Новости музыки | Обзоры софта | DJ-инг | VST плагины | Аудиоредакторы | Секвенсоры | Литература | Мануалы | Статьи | Учебники | Инструменты | Техника | Стили и направления | О музыкантах | Программа для создания музыки FL Studio | Программа для создания музыки Cubase | Программа для создания музыки Reason | Программа для создания музыки Nuendo | Всё о MIDI технологиях | Онлайн радиостанции | Музыкальный софт, программы | Музыкальные мануалы | Музыкальные Учебники | Музыкальные Книги | Форум музыкантов
Этот словарь поможет вам разобраться в компьютерно-музыкальных понятиях. Если на страницах сайта встретилось какое-нибудь непонятное словечко, то здесь вы наверняка отыщите его и узнаете о значении. Слова располагаются не совсем в алфавитном порядке. Но так проще искать.
Английские термины:


A


Аналоговый (сигнал) — управляемый уровнем напряжения, в противоположность управлению импульсами. Аналоговый звук более точно передает первоначальный звук, чем это может сделать цифровая запись. Недостаток — аналог имеет большие потери при обработке и уровень соотношения сигнал/шум у него хуже.


Arpeggio — Арпеджио, метод, используемый синтезаторами, у которых недостаточно голосов для полноценного воспроизведения аккордов (типа трехголосного SID). Взамен, они быстро играют последовательность нот, составляющих аккорд, в результате, _как бы_ звучит аккорд. Этот прием применяется до сих пор, кстати.


B


BPM — Bits Per Minute — Ударов в минуту


Буфер — буфер используется в большинстве плееров для хранения данных, чтобы не подгружать все время с диска дополнительные данные и не тормозить во время процесса проигрывания.


C


CD-DA — Цифровой звук с компакт-диска


CD-Quality — «сидишное качество» : звук 44.1 kHz, 16 бит, стерео.


Centralize — центрировать волну на отметке 0 (дБ).


Channel — канал. В ранних трэкерах один канал мог играть только одну ноту в один момент времени (следующая нота перебивала предыдущую на том же канале). Используя NNA (New Note Action), одна нота теперь может быть закольцована, а другие играть как ни в чем не бывало на том же канале. При этом задействуются виртуальные каналы, создаваемые самим трэкером только на тот момент, который нужен для воспроизведения добавочных нот. Количество виртуальных каналов ограничивается только возможностями звуковой карты и мощностью процессора.


Chiptune — модуль который звучит подобно ранним компьютерным синтезаторам музыки, Commodore 64 (SID, Nintendo, Lynx со звуковыми чипами). Однако, любой такой модуль очень мал в размере, обычно где-нибудь от 5 до 20 Кб.


Clipping — отсечение. Когда громкость сэмпла увеличена до максимума возможного, пиковые значения срезаются, а последующие значения сглаживаются.


Column — Столбец — часть канала. Первый столбец — столбец нот, в который вводится их название (A-G) и октава (0-9). Между нотой и октавой имеется или тире (-) или знак номера (#). Знак номера сообщает что это диез. Второй столбец — указание на сэмпл/инструмент. Этот столбец сообщает какой сэмпл или инструмент используется для воспроизведения ноты. Третий столбец — столбец громкости. Он указывате громкость (0-64) с которой играется эта нота. В последних версиях трэкеров, данная колонка также может использоваться для некоторых других эффектов. Четвертый столбец — столбец эффектов. Он начинается с символа (или в некоторых случаях, числа) эффекта (например, 3 — slide-to-note) и заканчивается числом, говорящим, как эффект будет функционировать. 34A означает, что звук будет плавно понижаться до этой ноты со скоростью 4A. У каждого эффекта свои числовые значения.


Composer 669


DOS трэкер, на 8 каналов, в текстовом режиме, типа Multichannel Tracker.
Грузит модули : MOD 669
Сохраняет модули: 669 (MOD?)


Crossfading — Эта методика используется для постепенного убирания одного звука, в то время как другой постепенно появляется (предпочтительно за то же самое время). Результ — один звук плавно переходит в следующий.


Cubic Player — MOD плеер под DOS.


Cutoff- точка, с которой фильтр начинает постепенно отсекать частоты, при прохождении низкочастотного фильтра.


D


D/L — Download — Загрузка. Когда Вы принимаете файл с другого компьютера на ваш.


DeliTracker — Трэкер на Амиге.


Digital — Цифровой (сигнал) — метод в котором сообщения посылаются между электронными частями посредством электрических импульсов вместо постоянного потока, который меняет напряжение (аналог). Цифровой звук обычно более чист чем аналог, но не воспроизводит фактический звук абсолютно точно.


Digital Tracker — ( Необходима информация )


Digitrakker — автор :N-Factor
Грузит модули: MOD MDL S3M XM DMF PTM MTM ULT 669 FAR DSM
Сохраняет модулмь: MDL XM
Грузит сэмплы: WAV VOC IFF SPL RAW
Сохраняет сэмплы: IFF SMP
Загружает инструменты: PAT IST XI
Сохраняет инструменты: IST


DMF — X-TRAKKER модуль. Может быть 32х канальным.


DSM — модуль Dynamic Studio


Duplicity Check — метод управления NNA. Если одна нота пересекается другой, которая соответствует критериям проверки, будут применяться различные действия, например фэйдинг вместо прямого глушения ноты.


Dynamic Studio — ( Необходима информация )


E


EaglePlayer — Плеер на Амиге. Поддерживает огромный диапазон форматов и их разновидностей.


Envelope — Огибающая — Контроль за управлением звука. Некоторые огибающие отображаются графически и имеют различные точки (узлы), или соединения, меж которыми выведены линии, иллюстрирующие, как звук будет себя вести. Есть также другие огибающие типа ADSR. Они отражают такие параметры, как Attack (атака — как быстро звук нарастает), Decay (декой — как быстро звук постепенно исчезает ), Sustain (сустейн — как долго звук не спадает, задерживается перед спадом) и Release (рилиз -как быстро звук угасает, после окончания сустейна).


Equalizer, EQ — Эквалайзер. Изменяет звук посредством подъема или подавления некоторых полос частот. Можно, например, добавить басов или убрать шипение высоких частот.


F


FAR — Farandole Composer модуль. Обрабатывает до 16 каналов с максимум 64-мя сэмплами 8/16 бит.


Farandole Composer 1.00 — написан Daniel Potter/Digital Infinity.
Поддерживает только GUS. 16 дорожек, 64 сэмпла , каждый до 1 Мб, собственный набор команд, импортирует MOD, 669, GUS PAT и сэмплы от ST3/Digiplayer. Имеет раздельные столбецы громкости и паннинга.
Использует SVGA для отображения всех дорожек на экране одновременно в режиме 132x50. Имеет a встроенный редактор сэмплов.
Грузит модули: MOD 669 ULT FAR
Сохраняет модули: FAR
Грузит сэмплы: MOD 669 PA ST3


FastTracker — автор Mr.H/Triton. Поддерживает SB, SB Pro, Soundplayer, DAC, спикер. Редактирует 4, 6 или 8 дорожек, 31 инструмент, 8 битные сэмплы размером максимум 64 Кб, набор команд ProTracker, паннинг поддерживается внешними плеерами, 100 паттернов. Относительно простой, легкий в использовании трэкер, который неплох для новичков, но зажат в рамках выходного формата. Частично управляем «мышью». Freeware.
Грузит модули: MOD
Грузит сэмплы: MOD


Fasttracker II — первый PC трэкер с 32 каналами и огибающими паннинга/громкости. Также имеет a ОЧЕНЬ полезную функцию по сохранению отдетьного листа или дорожки. Имеет встроенный дискрайтер, можно записать музыку прямо в WAV-файл без микширования в звуковой карте. Полезна для создания CD или для пост-микширования сэмплов. Кодеры : Vogue и Mr.H.
Текущая версия — 2.08.
Грузит : MOD XM ST3 NST STM
Сохраняет: MOD XM
Сэмплы: RAW WAV SND SMP PAT IFF
Сохраняет сэмплы: SMP IFF WAV
Загружает и сохраняет инструменты: XI


Фильтр — Нечто, отсекающее какую-то часть, и пропускающую другую часть звука, подобно решету.


Flange — эффект, который создается, когда тот же самый звук играется непосредственно с предыдущим с небольшим смещением и небольшим же изменением высоты тона этого звука во время его воспроизведения.


FLTx — модуль StarTrekker.


Frequency — Частота — число колебаний волны в секунду. Также подразумевает частоту изменения тона сэмпла за секунду.


G


Gain — Усиление — На сколько амплитуда увеличивается усилителем.


Gated — Если звук «гейтуется», то быстро чередуется высокая и низкая громкость этого звука.


Global — Установка, действующая на все.


Grave Composer — (Необходима информация)


GUS — Gravis Ultrasound. Звуковая карта с аппаратным микшированием, наиболее популярная на демосцене. К сожалению, ОЧЕНЬ ГЛЮЧНАЯ. В настоящее время, ее выпуск ВСЕХ ЕЕ МОДЕЛЕЙ ПРЕКРАЩЕН.


H


Hard Pan — Крайний паннинг. Когда звук загоняется либо в левое, либо в правое «ухо». Ужасно звучит в наушниках.


Hardware mixing — аппаратное микширование. Когда MOD микшируется звуковой платой. Позволяет даже медленным компьютерам воспроизводить звук высокого качества, благодаря минимальной загрузке CPU. Звуковой чип в Amiga работает именно так.


Hex — шестнадцатиричное число. Система счисления, которую многие трэкеры используют для того, чтобы можно было отобразить большее число меньшим количеством знакомест. В этой системе считают от 0 до 9 подобно нормальной системе, а потом, после 9 счет идет от A до F. Т.о. A=10, B=11,.. F=16.


High Pass — высокочастотный фильтр. Отсекает низкие частоты, оставляет высокие.


I


Inertia Player- MOD плеер под DOS. ( Необходимая информация )


Инструмент — обычно один или несколько сэмплов под одним именем. Имеет несколько параметров типа огибающих, или NNA, действующих во время проигрывания и работающих без дополнительных эффектов. В трэкерах, позволяющих сохранять инструменты, все эти данные хранятся вместе с сэмплами внутри одного файла. А сэмплы сами по себе не хранят таких данных.


Interpolation — Интерполяция — алгоритм сглаживания звука. Позволяет избавиться от высокочастотных искажений после микширования некачественных сэмплов или кривости самого микширования и делает звук более натуральным.


IMHO — Все интернетовские пользователи должны знать, что это такое. Расшифоровывается сие как In My Honest Opinition — ПО МОЕМУ СКРОМНОМУ МНЕНИЮ. Указывает, что ваше текущее высказывание — это ваш личный бред, а не вечные неоспоримые ценности.


Impulse Tracker — В настоящее время наиболее мощный PC трэкер. Написан Jeffrey Lim (Джеффри Лимом) aka Pulse. Текущая версия — 2.14p3. Новых версий больше не предвидится из-за спама, посланного Пульсу пьяными хакерами за то, что он оценил свой дискрайтер в $30 (сам трэкер бесплатный). Трэкеры вообще платить не любят Так что Пульс решил завязать с этим проектом. Ходят упорные слухи, что исходники купила группа Future Crew (автор знаменитого Scream Tracker — Sami Tamilehto как раз оттуда), но это может быть, а может и не быть правдой.
Загружает модули: MOD MTM XM IT S3M 669
Сохраняет модули: S3M IT
Загружает сэмплы: WAV MOD PTM 669 FAR MTM S3M XM IT ITS
Сохраняет сэмплы: ITS
Загружает инструменты: XI ITI
Сохраняет : ITI
IT — модуль Impulse Tracker


ITI — инструмент IT. Фактически они могут иметь любое расширение или вообще никакого, в руководстве написано что-то о распознавании заголовка... Один момент... Опп-ля! Заголовок использует идентификатор IMPI.


ITS — Сэмпла IT. См. ITI, за исключением заголовка, использущего IMPS


IFF — Формат Файла Обмена. Самый гибкий формат из вообще используемых на Amiga. Звук хранится как подмножество IFF, называемое 8SVX.


J


K


L


LFO, Низких Частот — синтезирует звук вплоть до нижнего частотного порога слуха. Обычно используется в качестве огибающей.


Linear Slides — Линейные Скольжения — метод вычисления изменения от одной ноты/скорости/высоты до другой, используется в недавних форматах модулей.


Loopback Point — позиция в паттерне, которая указывает, что плеер должен вернуться к соответствующей команде начала цикла.


Lossless Compression — Сжатие без потерь — методика сжатия которая делает размер файла меньшим без потери звукового качества. Пример — ADPCM A-Law.


Lossy Compression — Сжатие с потерями — методика сжатия, которая жертвует качеством звука, за счет его размера. Пример — MPEG.


Low Pass — фильтр который отсекает высокие частоты и пропускает низкие.


M


M.K — модуль PROTRACKER/NOISETRACKER. M.K — инициалы программистов — Mahoney и Kaktus.


Mac-Mik-Mod — ( Необходима информация )


Mac-Mod-Pro — ( Необходима информация )


MED — редактор или модуль OctaMED, может быть 64 канал, с полным панорамированием.


Meditor EPSILON TR3 — ( Необходима информация )


MegaTracker — ( Необходима информация )


Midas Player — ( Необходима информация )


MikMod — ( Необходима информация )


MMD0 — модуль OctaMED


MMD1 — модуль OctaMED


MMD2 — OctaMED v5+ Модуль


MMD3 — OctaMED Soundstudio Модуль


MOD — Возможно наиболее разнообразный формат модуля. Только потому что файл имеет расширение .MOD, автоматически не означает что он — четырехканальный, 15/31 сэмплов, или нет. Имеются большое количество различных видов MOD, Fasttracker MODы, например, могут иметь больше, чем 4 канала.


Mod4Win — A MOD плеер для Windows 3.1 и выше. Очень популярен благодаря его совместимости и фишкам.


ModPlug — автор Olivier Lapicque. ModPlugin — это плаг-ин под браузеры, так что можно просматривать странички и одновременно колбаситься под какой-нить забойный модуль, прицепленный к ней. ModPlug Player наиболее известен как самый «упакованный» плеер для 95/NT. Лучше всех (кроме самого IT) играет IT. ModPlug Tracker — трэкер под 95/NT.


Modelation — Модуляция — Изменение аспекта одного звука с помощью другого.


MTM — MultiTracker Модуль


Multichannel Mode — Многоканальный Режим — режим, когда в канал, включенный в этот режим, вводится нота, курсор переходит на следующий канал, включенный в этот режим. Удобно, если у вас 30 каналов, а вводить нотки надо только в 3 из них, причем, например, в 4, 13 и 28


MultiTracker Module Editor 1.01b — нгаписан Daniel Goldstein aka Starscream/Renaissance. Поддерживает GUS, SB и SB Pro. Редактирование до 32 дорожек, 31 сэмпл, набор команд PT (который, кстати, не полностью совместим), сэмплы 8 бит (формат MTM может сохранять 16 бит).
Имеет паннинг. Импортирует необработанные сэмплы и GUS патчи (только зарегистрированный).
Загружает модули: MOD MTM FAR 669
Сохраняет : MTM
Грузит сэмплы : RAW PAT


N


NNA, New Note Action — Действия для Новых Нот — позволяют воспроизводиться больше чем одной ноте в каждом канале и указывает, что надо делать со следующей нотой на том же канале. Варианты — плавно убираться, обрезаться и т.д.


Noise Tracker — первый клон Soundtracker'а после оригинала, написан Mahoney и Kaktus.


Normalize — Нормализация — увеличение громкости волны до верхнего предела без искажений.


NST — MOD файл, произведенный Noise Tracker'ом. Может иметь 4 канала и до 15 8-битных сэмплов.


O


OctaMED — 8 канальный трэкер на Amiga c хорошей поддержкой MIDI.
автор — Teijo Kinnunen
Загружает модули: MOD MED MMD0 MMD1 MMD2
Сохраняет модули: MOD MED MMD0 MMD1 MMD2
Грузит сэмплы: IFF RAW
Сохраняет сэмплы: IFF RAW


OKT — Oktalyzer Модуль. Может быть до 8 каналов с 255 7(?)/8 бит сэмплами.


Oktalyzer — (Необходима информация)


Oscillator — Генератор — устройство, которое производит звук вибрацией.


Oscilloscope — Осциллоскоп — устройство, которое визуально отображает какие формы волны как выглядят.


Order — порядок, в котором играются листы (паттерны) модуля.


P


Panbrello — Паннинг для вибрато.


Panning — Паннинг, Панорамирование — Панорамирование относит к громкости, с которой звук играется в каждом из стереоканалов. Если звук в одном канале более громкий, чем в другом, то будет казаться, что его источник смещен влево или вправо отностительно центра.


Pan Swing — Изменение Колебания — установка которая делает паннинг от ноты к ноте.


Pattern — Лист, Паттерн — Каждый MOD делится на несколько листов. Стандартный ProTracker MOD может иметь только 64 строки на лист.


Physical Channels — Физические Каналы — число каналов, используемых в модуле без учета дополнительных виртуальных каналов, порождаемых NNAs.


Pitch-Pan Seperation — Разделение питч-пана. Управляет позицией паннинга в зависимости от высоты звука. Центр питч-пана есть нота, где инструмент будет звучать посередине.


PlayerPro — Maкинтошевский трэкер. Текущая версия — 4.5.9
Загружает Модули: MOD S3M MIDI
Сохраняет модуль: MADF


PolyTrakker- (Необходима информация)


Portamento — плавное изменение шага.


Primary Tempo — В MOD'ах, первичный темп — тот, который устанавливается в начале модуля в BPM, обычно от 31 до 255.


ProTracker — Кодирован Mahoney и Kaktus (Необходима информация)


PTM — модуль Polytracker


Pulse Wave — Вид квадратичной волны (меандра), за исключением времени периодов. __|~|___|~|___


Q


Quantize, quantization — Относится к точности выбора определенной длительности нот при записи в реальном времени. В MIDI секвенсорах ноты квантуются с очень большой точностью. В трэкере точность зависит от скорости модуля — чем быстрее скорость, тем точнее работает квантайзер.


R


Real Tracker — DOS трэкер, который может использовать два столбца эффектов (а не только столбец эффекта и столбец громкости). Графический виндоподобный интерфейс, который может идти в разрешении до 1280x1024. Текущая версия — 2.23
Грузит : MOD RTM NST S3M XM
Сохраняет : RTM XM MOD
Сэмплы: RTS RAW WAV IFF
Сохраняет : RTS RAW
Инструменты: RTI XI S3I
Сохраняет : XI RTI


Ripped, ripper, ripping — риппинг, рипать- выдирание сэмплов, картинок, данных из модулей, демох, игрух, обычно без разрешения авторов. Идет давняя дискуссия, насколько это этично. Обычно сходятся на мнении — «рипаешь сам — дай порипать другим».


Row — Строка — одиночная строка в листе.


RTI — Real Tracker инструмент


RTM — Real Tracker модуль


RTS — Real Tracker сэмпл


S


Sample — Сэмпл — цифровое отображение аналогового звука. Сэмплы могут быть зациклены (looped) и воспроизведены на различной высоте. Сэмплом также называют единицу измерения амплитуды в цифровой записи.


Sampling Rate — Частота сэмплирования — частота, с которой происходит выборка сигнала во время цифровки. Цифровая запись не может точно отразить частоты вполовину меньшие, чем частота сэмплирования. Чем выше частота сэмплирования, тем реальнее передача звука.


Saw Wave- форма волны в виде пилы (zigzag), нарастает медленно, затем быстро спадает. /|/|/|/|


SB — SoundBlaster. Почти все трэкеры его поддерживают. Стандартный SoundBlaster мог воспроизводить 8 битный моно звук, на частоте максимум 22050 Hz. Выпущен целый ряд версий, с 1.0 до 2.0.


SB Pro — SoundBlaster Pro. Следующая ступенька по отношению к оригиналу. Воспроизводит звук 8 бит с частотой до 44100 Hz моно, или 22050 Hz стерео.


SB16 — SoundBlaster 16. Следующий шаг после SB Pro. Воспроизводит 16-битный моно/стерео с частотой до 44100 Hz.


SB32 — SoundBlaster 32. Первый SoundBlaster с памятью на плате и волновым синтезом. Все предыдущие имели FM-синтезатор.


Secondary Tempo — Вторичный темп — Это довольно объемно. Итак, вторичный тема управляет числом тиков на строку. Чем меньше тиков, тем больше BPM. Но не во всех трэкерах. Если Вы используете OctaMED и установили Tempo по SPD, а не BPM, то окажется все наоборот! чем больше тиков, тем больше BPM — как так?


Scream Tracker 3 — знаменитый гибридный трэкер, который может использовать и сэмплы и FM синтезатор на плате (только SB с FM-чипом). Scream Tracker 3 был первым, кто использовал и FM и цифровые звуки вместе. Текущая версия — 3.21.


Загружает модули: MOD STM S3M OKT
Сохраняет модуль: S3M MOD
Грузит инструменты: S3I
Sine Wave — Синусоидальная волна. Форма волны, построенной по графику синуса, похожа по форме на S, лежащую на боку.


Sinusoidal — Синусоидальный.


Software Mixing — программное микширование — Когда все микширование MOD'а выполняется программным обеспечением перед тем, как передать результат звуковой плата для воспроизведения. Грузит процессор вери мач.


Song — (Нет, я не сошел с ума . Song применительно к трэкерам имееет значение «модуль, который не содержит сэмплов». Сонги были очень полезны, когда диски были маленькие, они позволяли композитору заниматься трэкингом, имея подгружаемую библиотеку инструментов, хранящуюся отдельно от самого произведения. Если был нужет какой-то сэмпл, он грузился во время сеансов работы с конкретным произведением. Ранние трэкеры работали только с сонгами, поэтому надо было держать целый архив сэмплов. (PS. Вот откуда пошла идея гусевых патчей


Sound Tracker — первый трэкер. Имел всего 5 команд эффектов и поставлялся с двумя дискетами сэмплов! Может показаться странным, но это был коммерческий продукт от компании Electronic Arts. Написан Karsten Obarski в 1987 году.


Sound Tracker Pro 2 — вторая версия Sound Tracker, выпущен в 1996. Имеет похожий интерфейс, но мог сохранять MODы только в своем новом формате, который является полностью несовместим со старым.


SoundStudio — В основном «профессиональная» версия OctaMED, который работает с 64 каналами, паннингом, командой эффекта для проигрывания сэмпла в обратном направлении, плюс дискрайтер. Автор — Teijo Kinnunen. Первоначально выпущен для Амиги, в настоящее время перенесен на PC. Одна из самых приятных возможностей — использование стереосэмплов.


Square Wave — Квадратная волна (меандр) — форма волны которая переходит, резко, но равномерно из одного крайнего значения в следующее. |_|~|_|~|


StarTrekker — Амига трэкер. Поддерживает 8 каналов.


STM — Scream Tracker модуль.


Stone Tracker — (Необходима информация)


S3I — Scream Tracker 3 прибор.


S3M — Scream Tracker 3 модуль.


Symphonie — (Необходима информация)


T


Tempo — скорость, с которой играется модуль, измеряется в BPM.


Tremolo — Подобно vibrato, но для громкости.


Triangle Wave — Треугольная волна — форма волны типа пилы, с периодом типа синуса, но с прямыми линиями. ////


U


U/L — Upload — Скачивать себе. Когда Вы принимаете файл с другого компьютера на ваш.


ULT — модуль UltraTracker


UltraTracker — написан MAS/Prophecy. Поддерживает GUS. Редактирует до 32 дорожек, 8/16 бит сэмплы, переменная C2Spd с настройкой, двунаправленный (пинг-понг) луп, паннинг сэмплов, 255 паттернов, подмножество команд PT, две позиции для эффектов на ноту. Встроенный сэмплерный редактор. Управляется «мышью».
Загружает модули: MOD MTM S3M FAR 669 ULT
Сохраняет модули: ULT
Грузит сэмплы: IFF PAT WAV FSM SND RAW


UNIS Composer — (Необходима информация)


UT — United Trackers — Ассоциация Трэкеров.


V


Vangelis Tracker — ( Необходима информация )


Velvet Студия — DOS трэкер с кучей возможностей. Может загружать MODы, S3M, STM, XM, MTM, ULT, сохранять MOD, S3M, XM модули. Загружаеть инструменты AIS, XI, PAT, сохраняет AIS. Грузит сэмплы ASE, SMP, S3I, IFF, WAV, сохраняет ASE, SMP, WAV Может также загружать паттерны в форматах APS, ACS, XT и сохранять APS, ACS. Графический интерфейс. Текущая версия — 2.01:


Vibrato — модуляция высоты сэмпла с определенной глубиной и скоростью, управляемая определенной формой волны (LFO) которая увеличивается с 0 до определенной величины.


Virtiual Channels — Виртуальные Каналы — Каналы, которые создаются в процессе проигрывания модуля, если задействовано нот больше, чем физических каналов, например при NNA. Только для программного микширования.


Volume Ramping — Рампинг громкости — методика, используемая некоторыми плеерами, которые во избежание щелчков в конце сэмпла, вместо обычного обрезания , делают очень быстрое уменьшение его громкости.


W


WOW — Grave Composer модуль


WSS — Windows Sound System. Звуковая плата, представленная Microsoft. Играет 64kHz 16 бит стерео. Большинство дешевых звуковых плат совместимо с SB Pro и WSS. К сожалению, единственый трэкер под DOS, который использует WSS — IT.


X


X-TRAKKER — ( Необходима информация )


xCHN — Fasttracker 1 Модуль


XI — Fasttracker II сэмпл


XM — РАСШИРЕННЫЙ модуль — Fasttracker II модуль


XP — РАСШИРЕННЫЙ паттерн — Fasttracker II паттерн


XT — РАСШИРЕННЫЙ трэк- Fasttracker II трэк


Y


Z


669 — Формат модуля, используемый Composer 669, Unis Composer (кто из них начал им пользоваться первым, интересно ?)


Почти русские термины:


Сэмпл, семпл, сампл — в общем случае, кусок аудио-файла (англ. sample — пример).


Луп — циклически повторяющийся фрагмент, например, ударной партии (англ. loop — цикл).


Грув — то же, что и loop. Только обычно под грувом понимают инструментальный аккомпанемент, линию баса etc. (англ. groove).


Граббер, риппер — обычно программа, служащая для копирования CD-audio дисков в WAV/MP3 файл (англ. grab, rip).


Кодер/Декодер — программа для кодирования/раскодирования из какого-либо звукового формата в другой, например, WAV-MP3, MP3-WAV... (англ. coder/encoder).


Кодек — кодер и деаодер в одном флаконе в виде драйвра (англ. codeс).


Битрейт — количество бит, отведенное для хранения 1 времени записи (в килобитах в секунду — Kbps или Kb/s) (англ. bit rate).


BPM — Beats per Minute — удары в минуту. Это самый распространенный и удобный способ измерения темпа.


Слайдер, движок, фэйдер — регулятор, отвечающий за значение какого-либо определенного параметра — например, громкость, уровень посыла на AUX, панораму...


Полнодуплексный режим (Full Duplex) — режим, поддерживающийся большинством карт средней ценовой категории, позволяющий производить одновременную запись и воспроизведение. На старых ISA-картах, типа SB AWE64, для реализации режима Full Duplex использовались 2 DMA-канала (Direct Memory Access). Но проблема в том, что один канал был 16-битный, а другой 8-битный. Сейчас же все производители звуковых карт переходят к PCI. Такие звуковухи не используют DMA каналы, поэтому все проблемы исчезают сами собой.


MP3 (MPEG Layer 3) — жутко популярный формат (01.03.2000), жестко сжимает 16-битные аудио файлы за счет отчистки от звука «лишней» информации, не особо слышимой человеческим ухом.


Плагин, плугин — (англ. plug-in). Вообще-то это широкое понятие, означающее что-то, что можно к чему-нибуть присоединить. Так понятие «plugin» можно встретить в графике. В музыкальном же софте это обычно небольшая прога, служащая для обработки звука. В основном все пользуются DirectX, VST и Wavelab плагинами, хотя существует еще куча всяких малоизвестных форматов. Существуют пакеты (например, SAW) с собственным форматом плагинов.


Секвенсор — устройство (в частности — виртуальное) для сведения аудио, видео, MIDI, а иногда всего сразу. Секвенсоры отвечают за синхронизированное воспроизведение несколько дорожек (tracks).


Синтезатор — первоначально синтезаторы были «железными» (потом пластмассовыми ). Вообще, вы удивитесь, но синтезатор — устройство синтезирующее звук . Способов синтеза буквально десятки, rаждый интересен по-своему. Наибольшее распространение получили синтезаторы, работающие по принципу воспроизведения готовых звуков (сэмплов) — sample playback. На ходу они могут быть обработаны огибающими, фильтрами, эффектами etc. Результат подчас просто потрясающий! Еще изобрели синтезаторы с физическим моделированием. Там все сложнее — строится виртуальная модель инструмента (например, тромбона), а затем через него пропускается виртуальный воздух. И все в таком духе. Сам я результатов пока не слышал, но умные люди пишут, что получается здорово. В прошлое уходит FM-синтезис (Freq. Modulation — принцип частотной модуляции). Такие синтезаторные чипы, например, до сих пор ставятся на самые дешевые звуковые карточки. Возможности его очень скромны — генерируются простейшие волны (синусоидные, пилообразные, пульсирующие) и модулируются друг другом. Лучшее что можно из этого слепить — простенький огранчик и бас-барабан для танцевальной музыки — отстой!


Если заинтересовались методами синтеза — почитайте книжки (желательно умные ).


Огибающая, ADSR — важный параметр задания звучания ноты в любых синтезаторах. Это кривая, определяющая во времени продолжительность атаки (Attack), спада (Decay), задержки (Sustain) и окончательного затухания (Release). На самом деле можно описывать звук еще точнее, однако ADSR'а обычно хватает, поэтому он наиболее распространен.


Контрольные мониторы — это вроде колонок (но не бензоколонок, а тех, что с динамиками внутри ). Только это очень качественные => дорогие колонки, предназначенные для контроля звука на студии. Конечно, можешь купить для дома что-нибудь от фирмы Genius баксов за 5-10, но боюсь, на них ты не услышишь и половины того, что дадут тебе мониторы от Tannoy долларов за 700 в совокупности с хорошим усилителем. Типа, выбирай!


MIDI-контроллер — здесь английский язычок уготовил нам настоящую путаницу:
1. Устройство, с помощью которого подаются MIDI-сообщения на MIDI-вход карты, звукового модуля, синтезатора и т.д.. Примером может служить MIDI-клавиатура, хотя есть и MIDI-баяны, и MIDI-гитары, и пр. хрень.
2. Слайдер, ручка, кнопка на теле MIDI-клавиатуры или иного MIDI-устройства, педаль и вообще, что угодно, подающее по MIDI-интерфейсу команды синтезатору или иному устройству. Примеры — Modulation Wheel, Sustain Pedal, Soft Pedal...
3. Параметр синтезатора, который может принимать значения в каком-то диапазоне (например, 0-127). Каждый синтезатор соответствует определенному стандарту и имеет соответствующий набор таких параметров. Таким образом, в спецификации GM (General MIDI) контроллер с номером 1 отвечает за степень модуляции сигнала, 7 — за громкость MIDI-канала, 64 — за нажатие педали сустейна (Sustain Pedal). Однако в наборе контроллеров синтезаторов формата XG (eXtended General) мы найдем массу других контроллеров, которых нет в GM.


Sound Blaster (SB) — очень многие отморозки называют этими словами ЛЮБУЮ звуковую карту. Хотя на самом деле, кроме Creative со своими SB Pro, SB 16, SB 32, SB AWE32, SB AWE64 (Gold), SB PCI64, SB PCI128 и прочего барахла, в мире есть еще сотня контор, торгующих своими звуковухами (Turtle Beach, AVM, Creamware, YAMAHA) — к Креативскому Sound Blaster'у они не имеют никакого отношения! Да, и почему для всех слово XEROX значит копировальный аппарат? Люди! это всего лишь название фирмы!


СD — сокращение от Compact Disc, если кто не знал. 8=) Кстати, если где увидите непонятные символы «CD-ROM», то знайте, что «ROM» означает Read Only Memory.


SPDIF — Sony/Philips Digital InterFace, то есть цифровой интерфейс тети Сони и дяди Филиппа . Этот формат позволил без потерь качества передавать цифровые аудио данные по коаксиальным или специальным оптическим кабелям.


Waveshape (Форма Волны) — просто форма волны элементарного сигнала. Сигнал этот воспроизводит осциллятор, то бишь генератор. Взять, например, гудки в телефонной трубке. В идеале они должны представлять собой серию коротких синусоидальных волн. Самые известные формы волн: sawtooth (пилообразная), Pulse (пульсирующая), Square (квадратная), Triangle (треугольная), Sine (синусоидальная), Noise/Random (шум/случайная).


Vibrato (Вибрато) — периодическое изменение частоты. То есть, если певец применяет эффект вибрато, то это означает, что он колеблет высоту взятой голосом ноты с определенной скоростью (частотой). Эффект вибрато очень широко используется среди музыкантов (и компьютерных тоже ), так как во многих случаях делает звук более сочным и увесистым.


Velocity (Скрость нажатия) — один из MIDI-контроллеров, отвечает за скорость (силу) нажатия (key-on) и отжатия (key-off) клавиш. Параметр Velocity посылается во внешний синтезатор, например, каждой клавишей нормальной (активной) MIDI-клавиатуры. Есть еще ненормальные (неактивные) клавиатуры. Они не различают силы удара по клавишам и поэтому в любом случае выдают одинаковые значения Velocity (обычно — 64).


Tremolo (Тремоло) — периодическое изменение амплитуды сигнала. В живой музыке эффект встречается реже, чем, скажем, вибрато. Эффект тремоло используется, например, рок-гитаристами. Для этого к звуку электрогитары применяется специальная примочка с педалью. В совокупности с дисторшном и вау-вау получается замечательный эффект!


Эквалайзер (EQ) — устройство коррекции частот сигнала. Сравнительно недавно существовали только в железном виде. С развитием компьютерных технологий стали появляться програмно реализованные EQ с большим количеством полос и высокой точностью обработки. Эквалайзеры бывают графические и параметрические. Первые очень похожи на встроенные во многие музыкальные центры EQ, только с большим количеством полос. А с помощью параметрических EQ можно настроиться на нужную полоску и отрегулировать ее уровень.


Компрессор — устройство, предназначенное для сужения динамического диапазона сигнала. Это очень часто необходимо для избежания перегрузки звукового тракта. Принцип: при превышении сигналом определенного уровня, начинает происходить снижение громкости в определенное число раз, называемое степенью компрессии. Например, 5:1, 3:1 и т.д..


Экспандер — противоположность компрессору. Работает наоборот — расширяет динамический диапазон сигнала. Обработку экспандером логично применить к звуку, списанному с радиопередачи или иного скомпрессированого источника.


Гейт (Noise Gate) — устройство подавления шумов в паузах. Как только уровень сигнала становится ниже определенной величины, срабатывает алгоритм занижения уровня на некоторую величину. Нормальные гейты также позволяют установить время на атаку и релиз. То есть подавление и восстановление будут происходить не сразу, а спустя некоторое время.


Дилэй (Delay) — эффект задержки сигнала. Задержанный сигнал может «гулять» по панораме, обрабатываться фильтрами. Эффект дилэя может быть с успехом быть применен в композиции, особенно когда время задержки пропорционально длительности такта — попадает в ритм — либо специально непропорционально — например, задержка по триолям.


Реверберация (Reverb) — эффект, основанный на многократном наложении задерженного на доли секунд сигнала. При использовании сложных алгоритмов, фильтров, стерео эффектов можно очень хорошо эмулировать свойства реальных помещений — концертных залов, комнат, холлов. На момент написания этих строк одним из лучших алгоритмов реверберации являлся DX-плагин компании Waves — TrueVerb.


Хорус (Chorus) — эффект хора. Достигается при наложении исходного сигнала самого на себя с задержкой и модуляцией. С качественными алгоритмами хоруса можно действительно обогатить звук, придать ему новую окраску. Но никогда вы из соло-партии голоса не сделаете звучание настоящего хора с помощью эффекта хоруса. Лучше запишите вокалиста несколько раз и сделайте наложение — результат всегда круче.


Флэнжер (Flanger) — примерно то же, что и хорус. Только с помощью флэнжера добиваются специфического звучания, редко встречающегося в природе, однако весьма интересного — надо слышать.


Дисторшн (Distortion) — оригинальный эффект перегруза, характерен для рок-гитары. Но может с успехом быть использован и с другими инструментами. В основе эффекта лежит сильная компрессия, которая превращает синусоидальную форму волны необработанного сигнала почти в «прямоугольную». За счет этого спектр сигнала сильно обогащается, тембр инструмента становится интереснее.


www.trackers.elkatel.ru