Несостоявшееся будущее. О будущем музыки

Несостоявшееся будущее (О будущем музыки)

Сейчас подсчитать точное число исполнителей, работающих с электронными средствами, просто не представляется возможным. Те, кто стоял у истоков электронного жанра, а это были Kraftwerk, Pink Floyd, Tangerine Dream, Jean-Michel Jarre, Klaus Shulze, Mike Oldfield, Vangelis и дожил до нынешнего момента в том же амплуа (а таковыми остались немногие) оказались заложниками того, что собственно всё время и пропагандировали.

Несчётное количество раз были произнесены такие желанные для многих слова "столетие", "тысячелетие". Они обретают собственные черты на наших глазах. Мы с нетерпением ожидали, как ЭТО будет выглядеть, ощущаться. (С благоговейным страхом, осознавая величину и смысл этих слов). Каждый человек по-своему подходит к пониманию происходящего, ощущая себя свидетелем этапного события в жизни разума, населяющего наш мир. Каждый старается запечатлеть и отчасти предугадать, какова же судьба его самого и того, что окружает. Так как я внимательно слежу за развитием современного музыкального искусства (особенно в области электронной музыки), то позволю себе изложить собственные наблюдения и выводы, к которым пришёл за последние 2-3 года. Я не претендую на истину в своём понимании происходящего и поэтому каждый вправе занять свою собственную позицию, отличную от той, которой я отвёл в этом эссе место. Сейчас уже сложно представить современную музыку без использования средств, позволяющих генерировать то или иное звучание, будь то синтезатор или компьютер. Быстрое, если не сказать стремительное до умопомрачения развитие современных технологий позволило массам заполучить в своё распоряжение такие средства для реализации собственных идей, которые ранее были доступны лишь избранным. Круг исполнителей, активно использующих современные достижения электроники, 20-25 лет назад насчитывал единицы. Сейчас подсчитать точное число исполнителей, работающих с электронными средствами, просто не представляется возможным. Те, кто стоял у истоков электронного жанра, а это были Kraftwerk, Pink Floyd, Tangerine Dream, Jean-Michel Jarre, Klaus Shulze, Mike Oldfield, Vangelis и дожил до нынешнего момента в том же амплуа (а таковыми остались немногие) оказались заложниками того, что собственно всё время и пропагандировали. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Считаясь элитарными исполнителями в своём жанре, удивляя слушателя техническими диковинками и звучанием, которое всегда сопоставлялось со словом "будущее", они оправдывали свой статус. И это вовсе не означает, что их путь не был тернист. Таким исполнителям как Mike Oldfield и Klaus Shulze, предпочитавшим более свободные формы творчества, нежели просто создание музыки как таковой, не раз приходилось сталкиваться с тем, что альбом порой оказывался совершенно негодным для прослушивания, что эксперимент оказывался выше самой музыки, но были и последующие работы, с лихвой оправдывавшие звание композитора.

Однако время шло и исполнителей-электронщиков становилось с каждым днём (понимайте буквально) всё больше и больше. В конце концов, корифеи оказались перед фактом растворения собственных образов в нахлынувшем многообразии синтезаторного звучания. Естественно, что многим это пришлось не по душе. Конец 90-х годов ХХ века для известнейших музыкантов оказывается временем серьёзных испытаний на прочность, на талант и изобретательность. Внезапно, мы становимся свидетелями того, что им нечего противопоставить новоявленным гуру от искусства. Начало проблем наиболее ярко продемонстрировало появление двух альбомов: Mike Oldfield "Tubular Bells III" и Jean-Michel Jarre "Oxygen 7-13". Начнём по порядку. Для Майка, Tubular Bells всегда был мерилом собственных достижений и на первых двух альбомах с подобным названием было воспитано не одно поколение меломанов и исполнителей в стиле "эмбиент". Всегда выход альбома Tubular Bells оборачивался событием в музыкальном мире. На этот раз случилось что-то необъяснимое. Альбом "проваливается" в продаже, а поклонники донельзя разочарованы и находятся в состоянии полной растерянности. Чтобы Tubular Bells, да провалился: А слушать-то в этом творении действитель-но нечего. Срочно, в реабилитацию прокола, создаётся классический альбом Guitars, где Майк говорит, мол, ребята не волнуйтесь, эта была досадная ошибка. Подходит 2000 год и под пышным названием The Millenium Bell (а в конверте, уже скрыто намекается на то, что это, мол, Tubular Bells IV) преподносится всё то же самое (с натужным притязанием на былую оригинальность). Просто нет слов. Каплей, переполнившей терпение, что побудила меня к написанию данного критического памфлета, явился выход творения мэтра жанра J.M.Jarre "Metamorphoses" (видно не послужил наукой печальный пример Pet Shop Boys провернуть над собой в альбоме Bilingual (1996) подобную же операцию с метаморфозами). От него уже, правда, прозвучал тревожный звонок в виде Oxygen 7-13 (тогда среди многих слушателей зародилось недвусмысленное предположение, что видимо Жан решил завязать с творчеством, раз пустился в самоподражание). И вот, нате, пожалуйста, бессмысленный продукт, недостойный автора классики электронной музыки. Полный бред, неразбериха, неуместные эффекты и откровенная безвкусица. Вообще, очень сложно подобрать должный эпитет для характеристики данной работы. Старичок Vangelis оказывается более прозорливым и, имея в арсенале богатую коллекцию мелодических находок и оперевшись на лучшие образчики классической музыки, пытается собрать воедино образ современной классики, реализованной электронными средствами, и тем самым спасает свой увязнувший в брожении материал El Greco. Одним словом, складывается печальная картина гибели гигантов, беспомощно разводящих руками и при этом утверждающих, что, по их мнению, так и должна выглядеть музыка будущего. А, по-моему, наоборот. Именно так не должна звучать музыка, потому что она стала именно выглядеть, так как звучать-то и нечему. Растерянность музыкантов привела их к тому, что по непонятной причине они решили найти ответы на вопросы у новичков, всякого рода ди-джеев и независимых (сейчас независимые, увы, не то, что хотя бы 6-7 лет назад) музыкантов. В путеводителе по ремиксам Depeche Mode и в статье "Depeche Mode: вера или преданность?", которые представлены на нашей странице, при разговоре об альбоме Ultra и ремиксах к нему, я уже затрагивал эту тему. Там я высказывал предположение, что в случае с DM, причиной такого явления послужил кризис, возникший в группе в результате многочисленных жизненных перипетий. Однако я допускал и возможность других причин, вынудивших авторитетных исполнителей обращаться к малоизвестным. Боязнь потерять популярность настолько поглотила умы музыкантов, что они оказались прямо-таки парализованными в своём мышлении. И без того технически грамотные, они решили привлечь к работе людей больше разбирающихся в создании сэмплов и использовании всевозможных примочек, а вовсе не в написании подлинной, настоящей музыки, каковой она была ещё в доэлектронные времена. Мелодии постепенно не то, чтобы вытеснялись, а прямо изгонялись различными эффектами, шумами и преобразованиями звука. Неожиданно, предостережения многих музыкантов о том, что злоупотребление техникой может привести к подобным результатам, оказываются реальностью, в которую нас ввергают, повторюсь не музыканты, а технари. Уже даже не эксперимент возобладал над творчеством, сам эксперимент растворился в поисках чего-то, что не имеет названия и тем более никак не связано с музыкой. К сожалению, всё это очень похоже на кризис, в котором объявлена охота за оригинальностью всего, чего угодно, но только не музыки. Господа музыканты, опомнитесь! Ваши излияния о том, что новый век обещает переворот в сознании, а, следовательно, появление новых форм, вовсе не оправдывает то, что вы преподносите слушателям в виде произведений, да ещё осмеливаетесь называть их музыкальными. Оглянитесь, музыку сочиняют не одно столетие, но ещё никогда она не претерпевала над собой таких издевательств. Музыка всегда была, как и любой вид творчества, плодом душевных исканий и порывов, а никак не мастерства в склеивании обрывков фраз и звуков. Это уже было, а повторение пройденного не всегда означает прогресс. Это может быть витком спирали, но идущей не по восходящей, а по обратной этому движению. Взамен восхищения искусством, вы нам преподносите грубую ложь о будущей судьбе музыки. Такими произведениями, господа, вы не приближаетесь к будущему и не соприкасаетесь с ним, а лишь создаёте собственную версию бессилия, поступившись даже именем, которое обретали столько лет. Так что приходится пока констатировать тот факт, что будущее ещё не состоялось. Умы, как это не покажется странным, не дошли до понимания старой, но верной истины: "Всё гениальное просто". Остаётся только ждать, что скажут другие. Свой шанс в истории начала века вы упустили. Дело сделано.


Александр Коростелёв