О компрессии вокала. Компрессия вокала

О компрессии вокала (Компрессия вокала)

В случае, если вокальная партия (трек) плохо гармонирует с миксом. Он кажется либо слишком громким, либо слишком тихим в разных местах микса и не имеет достаточной плотности, то можно попытаться это исправить:

Сжать динамический диапазон трека, т.е. уменьшить разницу между самыми громкими звуками (пиками сигнала) и средним уровнем сигнала трека.

Это даст больший контроль как над «посадкой» вокала в вашем миксе, так и над получением более плотного (насыщенного, сочного, пробивного) звука. Это также позволит увеличивать общую громкость трека до тех пор, пока пики сигнала не «съедят» запас канала по перегрузке.

Потенциальные опасности:

Вы получите контроль над плотностью и динамическим диапазоном звука, но высокие частоты зазвучат вяло, звук станет пустым и безжизненным, кроме того вы можете услышать «дыхание» (срабатывания) компрессора, когда он срабатывает.

Последовательность действий:


  • Направьте вокальный трек на вход компрессора, используя разрывы (inserts) в каналах микшера, но не дополнительные посылы и возвраты. Это даст возможность обрабатывать входной сигнал, а не микшировать компрессированный сигнал с оригинальным «сухим» сигналом.
  • Установите порог срабатывания в 0 ДБ, степень компрессии 2,5 : 1, атаку 10 мсек, отпускание (release) 150 мсек. Усиление должно быть установлено в 0 ДБ. Если компрессор имеет режимы Soft knee и Hard knee, выберите Soft knee.
  • Включите фонограмму и слушайте внимательно. Прослушивая звук с выхода компрессора, медленно уменьшайте порог, пока не отметите компрессию в аудио. Большинство компрессоров снабжены индикаторами, которые показывают наличие компрессии (срабатывания). Значения порога часто находятся в диапазоне меду -5ДБ и -20 ДБ, но это зависит от уровня записи аудио и его динамического диапазона.
  • Переключите компрессор в режим обхода и сравните компрессированный сигнал с исходным. Может потребоваться добавить усиление, чтобы сбалансировать уровни обоих сигналов. Регулируйте порог срабатывания компрессора до тех пор, пока не выявите самый идеальный звук — с уменьшенным динамическим диапазоном, но не безжизненный от чрезмерной обработки.
  • Если вам необходимо больше компрессии или вы хотите еще уплотнить звук, попытайтесь медленно увеличивать степень компрессии Ratio, постоянно сравнивая обработанный сигнал с исходным. Значения степени компрессии часто лежат между 2:1 и 8:1. Чрезмерная компрессия делает звук пустым и безжизненным, так что слишком не увлекайтесь.
  • Если вы слышите «накачку» компрессора между словами или фразами, попробуйте увеличить время отпускания и/или поднять порог срабатывания. Если атака звука кажется смазанной и теряется артикуляция отдельных слов, попробуйте увеличить время атаки и/или уменьшить степень компрессии. Следует помнить, что компрессор может быть вашим другом или вашим злейшим врагом. Постоянно сравнивайте обработанный сигнал с оригинальным, чтобы знать какой эффект вызывают ваши регулировки параметров компрессии.


  • По мере компрессирования, сравнивайте звучание вокала с самим собой и в миксе. Использование компрессора — это искусство балансирования между компрессией, которая может помочь уплотнить и улучшить разборчивость вокального трека и компрессией, которая может нарушить баланс частотного диапазона, добавить артефакты и сделать звук безжизненным. Практика даст вам опыт и вы будете легко устанавливать нужные значения параметров компрессии, которая необходима для вашей музыки. Необходимо также помнить, что, как и любой процессор, различные компрессоры могут иметь различное звучание (из-за разных алгоритмов), так что слушайте и выбирайте для обработки вокала лучший из имеющихся.


    Василий Воробьев