О методах синтеза звука. Методы синтеза звука






Одноголосным или монофоническим синтезатором называется синтезатор, способный воспроизводить в каждый момент времени только одну ноту, то есть на таком синтезаторе вы не возьмёте аккорд. Вернее, вы его возьмёте, но звучать будет лишь одна из нот аккорда. Как правило, ноты будут чередоваться, например у вас есть несколько аккордов в разных тональностях, из которых составлена мелодия или какойто пад (pad).

Многоголосный или полифонический синтезатор способен играть несколько нот одновременно (не больше, чем количество его голосов) в каждый момент времени. Поясняю: если у вас, например, есть 8-ми голосый синтезатор, то одновременно он сможет воспроизводить не более восьми нот одного тембра. Многотембральный синтезатор способен играть сразу несколько нот с различными тембрами.

Аддитивный метод синтеза

Самым первым методом синтеза был аддитивный метод (англ. add – складывать). Этот метод основан на сложении волн нескольких генераторов. Метод базируется на теореме Фурье, заключается она в том, что любое периодическое колебание можно представить в виде суммы синусоидальных колебаний различной частоты и амплитуды.

Этот метод применяется во всех ныне существующих синтезаторах, у которых больше одного генератора волны. Если в качестве исходных используются синусоидальные колебания с кратными частотами (отличающиеся в целое число раз) и при этом амплитуды могут быть различны, то такой вид синтеза называется гармоническим (этот термин соответствует гармонической гамме, в которой частоты одноимённых нот соседних октав различаются вдвое).

Другой разновидностью аддитивного синтеза является регистровый синтез. В этом случае в качестве исходных волн используются колебания более сложных форм, например треугольные или прямые.

Субтрактивный метод синтеза

Если дословно перевести с английского, то получится "вычитательный метод" (subtract - вычитать). Данный метод заключается в том, что новый тембр получается путём изменения (вычитания) составляющих в спектре первоначального колебания. Этот процесс происходит как бы в два этапа. Сначала формируются основные колебания, главное требование к первоначальному колебанию сводится к тому, чтобы изначально оно (колебание) имело как можно более развитый тембр, то есть множество спектральных составляющих. Например, тембр синусоидальной волны прост и невыразителен, а спектр, скажем, пилообразной волны, уже более яркий (надеюсь, понятно, о чём я говорю).

На втором этапе с помощью частотных фильтров из первоначального колебания выделяют частотные составляющие, соответствующие имитируемому инструменту. Основными инструментами синтеза при этом методе служат управляемые фильтры: резонансный (полосовой) - с измененяемым положением (основной частотой срабатывания) и шириной полосы пропускания (band) и фильтр нижних частот (ФНЧ) - с изменяемой частотой среза (cutoff).

Достоинство этого метода в достаточно простой реализации и в широком диапазоне синтезируемых звуков. Главный недостаток в том, что при синтезе звуков со сложным спектром приходится использовать большое количество фильтров.

Как правило, и аддитивный, и субтрактивный методы мирно уживаются и дополняют друг друга.

FM – синтез

Является одним из последних достижений в области синтеза звука. Для его реализации нужны значительно более мощные микропроцессоры, нежели при субтрактивном или аддитивном методах. Синтезатор такого типа был создан Р. Мугом в 1964 году. Его основой стал генератор, управляемый напряжением, способный формировать сигналы прямоугольной, пилообразной и синусоидальной формы. Различные варианты соединения таких генераторов, а также последующее сложение их выходных сигналов дало возможность получать огромное количество новых «электронных» звуков.

Такой метод синтеза получил название FM–аддитивный синтез. Метод основан на частотной модуляции (Frequency Modulation). Научное определение звучит примерно так: изменение частоты сигнала по закону некоторого управляющего напряжения.

При FM – синтезе звук с необходимым тембром производится на основе нескольких генераторов звуковых частот при их взаимной модуляции. Совокупность генератора и схемы, управляющей этим генератором, принято называть оператором (operator). В связке двух операторов тот, который непосредственно воспроизводит звучание, называется носителем (carrier), а тот, который модулирует волну – модулятором (modulator).

Схема соединения двух и более операторов называется алгоритмом (algorithm). Схема соединения операторов, и настройки каждого оператора (частота, амплитуда и закон их изменения во времени) определяют тембр звучания.

В цепочке последовательно соединённых операторов последний из них является носителем (источником звука), а остальные – модуляторами. Сигнал с выхода оператора может поступать на вход его модуляции по частоте. В этом случае говорят, что оператор охвачен обратной связью (feedback).

Уровень обратной связи можно регулировать. Чем выше уровень обратной связи, тем более сложный спектр приобретает синтезируемый сигнал.

Это лишь базовые сведения по ФМсинтезу. Сам процесс - очень сложный и его описание заняло бы несколько десятков страниц текста. Объяснить теоретически, каким именно образом происходит синтез звука данным методом, довольно сложно, поэтому буду объяснять на примерах. Все сигналы сформированы в программе Sonic Foundry Sound Forge 6.0 с помощью встроенного ФМсинтезатора.


Синусоидальная волна с частотой 440 Гц


Сигнал треугольной формы с частотой 400 Гц

Если использовать алгоритм носитель – синусоида, модулятор – треугольная волна, то получится следующее:


Пример модуляции синусоиды треугольной волной

Наглядно видно, как сильно изменяется волна, если использовать всего два оператора!

Попробуем использовать два оператора с синусоидальной волной и один - с треугольной волной. Алгоритм выберем такой: синусоиды сложены аддитивным методом и сумма промодулирована треугольной волной (при сложении двух волн одинаковой формы с одинаковой частотой и амплитудой, происходит удвоение амплитуды). Получается следующее:


Модуляция двух сложенных синусоид треугольной волной

Впечатляет... Наверное, надо быть гением, чтобы представить себе конечный звук при ФМсинтезе... Таким человеком, скорее всего, был Р.Муг, раз уж придумал ФМсинтез.

Главный минус этого метода в том, что качество получаемого тембра напрямую зависит от быстродействия компьютера. Например, концертный рояль воспроизводит около 4500 различимых на слух тембров, выходит, что при синтезе рояля, синтезатору придётся просчитывать 4500 различных тембров по очень сложному алгоритму. Естественно, это повлечёт за собой огромные затраты системных ресурсов, а если их не будет хватать, то некоторые тембры попросту не будут успевать синтезироваться, причём зависимость эта прямо пропорциональна!

Иными словами, один и тот же алгоритм синтеза может давать различные тембры на различных по скорости компьютерах.

Метод физического моделирования

Этот метод синтеза на данный момент мало распространён (~ вообще не распространён), потому что требует огромных объёмов вычислений. В его основу положен принцип моделирования всех физических процессов, происходящих внутри реального музыкального инструмента. Например, это может быть скрипка или гитара. Учитывается материал, из которого сделан корпус, материал струны, учитываются все преломления, поглощения, искажения, происходящие со звуком, всевозможные эффекты резонанса и т.д. Прикидываете, какой объём информации надо перемалывать, причём делать это надо с минимальной задержкой. Сегодняшние компьютеры попросту не могут обрабатывать подобные объёмы данных с нужной скоростью. Поэтому время этого метода ещё не пришло. Для желающих поэкспериментировать советую установить синтезатор физического моделирования TassMan.