О монтаже. Монтаж фонограммы




Монтаж может проходить различными способами. При осуществлении процесса монтажа удобнее всего пользоваться специальными программными продуктами, которые предназначаются именно для этого. Лучше всего с этим справляются профессиональные музыкальные редакторы семплов, наподобие Sound Forge, WaveLab, Adobe Audition, GoldWave, Cool и т.п. Если фонограмма находится на одном из аудионосителей (диск, аудиокассета или винил), предварительно ее нужно оцифровать (перевести в сэмпл формата, например, WAV)

Монтаж речи

При записи речи практически всегда возникает необходимость монтажа. Частой ошибкой при монтаже речи является пауза между словами и фразами, нарушающая естественный характер звучания речи. В паузе между предложениями фонограмма (сэмпл) режется в двух местах: после окончания слова и его реверберации и перед последующим вдохом выступающего; после вдоха перед следующим словом. В большинстве случаев лучше выбирать второе место. Так сохранится полная естесственная пауза выступающего. Резать семпл можно достаточно близко к новому слову. Кроме того, так лучше маскировать любые мелкие изменения звучания речи. Если необходимо вырезать несколько предложений, то следует определить — означает ли пауза в месте монтажа конец фразы или она завершает абзац. Это должно быть ясно из контекста.

При монтаже записи выступлений звукооператор проводит кропотливую работу по улучшению звучания речи. Так, например, заикание удается полностью устранить путем исключения повторения слогов и сдвига пауз. Излишнее повторение слов и оговорки также можно вырезать. Иногда в запись можно даже вставить ошибочно пропущенные слова, без наличия которых фраза лишается смысла. Эти слова ищут в другом месте сэмпла и копируют в нужное место.

Речь на фоне музыки практически невозможно монтировать, т.к. это приводит к «провалу» в музыке. Однако можно сделать исключение, когда уровень музыки невысок. Довольно трудоёмко и кропотливо монтировать речь, записанную в помещении с сильной реверберацией.

С записями бесед нужно работать по памяти или составлять текст на основе аудио записи. Обязательно нужно следить за интонацией говорящего в предлагаемом месте монтажа. Неверная интонация после монтажа в начале или в конце предложения приведет к неестественному звучанию речи.

После каждого редактирования сэмпла необходимо прослушивать если не весь сэмпл, то хотя бы большой отрывок в пределах редактируемого фрагмента. Проверяя, действительно ли Вы сделали, то что хотели вначале, совпадает ли темп речи, правильно ли выдержаны паузы, не произошло ли резкого изменения громкости голоса и т.п. Каждая фонограмма должна иметь свой темп, диктуемый содержанием и художественной формой.

Монтаж музыкального трека

Музыкальный трек (трэк, музыкальную фонограмму, аудиоролик, композицию) монтируют, если необходимо сократить или увеличить продолжительность звучания музыкального отрывка или песни. Сейчас также стало модным создавать различные миксы, для которых необходимо правильно «нарезать» куски аудио трэка. После осуществления процесса сэмплирования монтаж (или пост редактирование) также не повредит. Наиболее сложная работа предстоит, когда с помощью монтажа необходимо исправить ошибки, допущенные исполнителем при записи. В этом случае успешное выполнение монтажа во многом зависит от исполнителя, от его умения держать ритм, темп и просто «уметь чисто петь». В противном случае создать трэк из различных вариантов довольно затруднительно.
Главное в монтаже аудио трэка - чтобы все смонтированные фрагменты не отличались по темпу, уровню и музыкальной окраске. При прослушивании результатов монтажа не должно быть заменто сдвигов темпа, сбивок ритма, пауз тональности и перепадов уровня сигнала.

Как показывает практика, хорошая подготовка к записи, достаточное количество репетиций, высокая требовательность к исполнителям позволяет свести монтаж записанного аудио к миниму.

Перед монтажом аудио трэк необходимо прослушать несколько раз, мысленно представить взаимосвязь между фрагментами, музыкальными фразами, отдельными тактами, отметить отдельные точки монтажа. Следует также обратить внимание на общий характер аранжировки. Умение читать партитуру для звукорежиссера очень полезно, хотя не обязательно.

Незаметность монтажа зависит от умения в нужном месте резать аудио сэмпл и вклеивать в нужные места отдельные вырезанные фрагмента. К счастью в большинстве музыкальных редакторов есть возможность «отката» (Undo) к старым вариантам аудио трэка. В случае получения нежелательного результата всегда можно вернуться к предыдущему варианту.

Музыкальное произведение, которое предполагается редактировать с исключением (удалением, вырезанием) отдельных частей или замены их другими, необходимо расчленить на музыкальные составные части, не лишая их первоначального характера. Чтобы провести такой монтаж, следует познакомится с основными особенностями членения музыкального произведения. Наименьшее музыкальное построение, опирающееся на сильную или относительно сильную долю, называют мотивом. Мотивы, объединяясь между собой, образуют основное структурное построение — музыкальную фразу. В музыкальной фразе может быть различное число количество мотивов, но не менее двух. Момент раздела между построениями называют цензурой. Цензуры в одном и том же произведении могут быть более глубокими, заметными, и менее глубокими, менее заментными.

Расчленение произведения на составные части (построения) обычно связано с появлением нового музыкального материала или повторения изложенного, а также с паузами — ритмическими остановками на более продолжительных длительностях, завершением мелодичной волны, динамическими оттенками, установлением новой тональности, переменной темпа и др. Большая или меньшая четкость членения зависит от жанра произведения и его фактуры. Музыка, связанная с движением (марш, танцевальная музыка), обладает большей расчлененностью, чем, например, многие медленные напевные пьесы, протяжная лирическая, народная песня.

Хотя возможность монтажа в электронном виде (с помощью редактирования исходного, оцифрованного в WAV фрагмента) является большим преимуществом современной звукозаписи, нельзя этим преимуществом злоупотреблять.Большой, излишне сложный монтаж может нарушить художетсвенную ценность записи. Что будет, например, если склеивать куплет какой-либо песни из строчек, взятых из отдельных вариантов ? Хотя в окончательном варианте песни все будет исполнено правильно, эта провильность будет чисто формальная. «Внутреннее» содержание песни, настроение певца, его отношение к исполняемому произведение не будет выявлено, так как от варианта к варианту оно немного изменилось и при монтаже образуется небольшая «смесь».

Часто возникает необходимость сократить слишком длинное записанное музыкальное произведение, или, наоборот, удлинить звучание, включая повторно один из куплетов. Чтобы музыкальные переходы были незаметны, их делают по закону музыкальных купюр — за счет изъятия отдельных отрывков без заметного нарушения тонального, гармонического и мелодического рисунка музыкального произведения.

Музыкальный отрывок может быть сокращен прежде всего путем исключения из него музыкальных произведений, фраз, тактов (особенно повторных), а также путем определения наиболее целесообразного места начала и окончания звучания фрагмента. Например, многие популярные музыкальные произведения основаны на последовательности музыкальных фраз длительностью 8 или 16 тактов, повторяющих, зачастую тему или основной рисунок. Чтобы довести отдельный отрывок или произведение до нужного времени звучания, пользуются комбинированными приемами монтажа. Если необходимо сократить музыкальный отрывок на 40 секунд, часто целесообразно исключить из него целый фрагмент в 50 секунд и увеличить какое-либо предложение на 10 секунд.

Удлинение музыкального произведение осуществляется путем повторение отдельных предложений, тактов, фрагментов, музыкальных оборотов, присоединения других фрагментов из того же произведения, дополнительного использование вступления и кода. Следует заметить, что извлекать отдельные такты из музыкального произведение долгий и кропотливый труд. При этом всегда есть опасность «изуродовать музыку» купюрами. Здесь нужен слух и музыкальный такт.

Смонтированные фрагменты должны иметь логическое музыкальное начало и окончание на тонике, либо на гармоническом построении. При этом важно, чтобы переходы были выполнены музыкально грамотно с учетом тональности произведения, их ритма, фазировки. Переход с одной фонограммы на другую на незаконченной музыкальной фразе считается грубой ошибкой.

Удачного Вам монтажа!