О записи и студиях. Библия человека музыки

О записи и студиях (Библия человека музыки)

Предисловие

Я был очень удивлен, когда узнал, что музыканты очень мало знают о записи и о студиях. А ведь это знание - одно из важнейших в деле создания музыкального продукта. Музыканты (музыканты, вокалисты, композиторы) не виноваты в своём незнании, ведь это зачастую умные люди. Просто они плохо осведомлены. Понимание всех основных особенностей дарует вам возможность точно определить: что нужно сделать, как это сделать, что этому мешает и как решить возникающие проблемы. Эта статья не просто расскажет вам о главных технических сторонах записи, а и о психологии успешного продукта, особенностях организации процесса, финансовой стороне записи.

Пройдя этот путь от энтузиаста до саунд-продюсера, создающего действительно качественный продукт, я пришел к следующим выводам:

- Звукозапись намного сложнее, чем думает подавляющее большинство.
- Всё приходит с опытом. Опыт приходит после очень долгой, кропотливой работы (даже огромное количество удачливых стечений обстоятельств и то, что я занимался этим как маньяк, принудили потратить много лет, чтоб выйти на нужный уровень).
- Звукозапись это искусство. А в любом настоящем искусстве нет чётких правил. Но фишка в том, что сначала нужно изучить все имеющиеся правила, чтоб потом правильно решить, когда и что можно нарушать.
- Занимаясь музыкой, если вы не играетесь в игры и готовы смотреть реально на вещи, то следует понять, что очень тяжело быть хорошим музыкантом и одновременно звукорежиссером. В смысле настоящим звукорежиссером. Исходя из этого: стоит совершенствовать свою музыку, чем быть посредственным музыкантом, и при этом потратить 10 лет на освоение звукорежиссуры. Работайте с профессиональными звукорежиссерами.
- Факт: не все могут стать звукорежиссером, ведь это не математика. В математике можно изучить все формулы и принципы и стать профессором. К сожалению, в искусстве нет формул.
- Совершенству нет предела. Чем больше узнаешь - тем понимаешь, что многого ещё не знаешь.
- Почему же многие музыканты не идут на студию? Часто дело вовсе не в финансах. Распространенны два случая. Первый: музыканты хотят знать всё сами. Их пугает тот факт, что кто-то кроме них будет делать часть работы в их творчестве. В итоге музыканты перестают быть таковыми – становятся теоретиками. Второй: страх узнать свои возможности. Люди прячутся за тяжелыми условиями («нет возможностей», «нет средств», «нет подходящих студий» и т.д.). Иначе если они сделают шаг, то может выясниться, что они не достаточно талантливы или безуспешны. В итоге просиживание приводит к ослаблению первоначального музыкального запала. Подавляющее большинство в итоге бросает музыку. Когда же желание и любовь к музыке побеждает, человек, наконец, идет на студию. И даже если это не приносит ему успех, он теперь может увидеть то, что ему не хватает, ещё поработать над собой. Вот тогда музыкант может добиться успеха на практике, а не придумать у себя в голове то, что он великий музыкант.

При чтении этой статьи помните: Всё что касается описанного тут поведения и диалога со студией, относится не только к созданию песен, но и практически ко всем задачам: рекламы, передачи, дублирования фильмов и других студийных работ.

Вывод: посмотрите правде в глаза и поймите, что либо вы будете человеком, немного знающим обо всём, либо профессионалом в определенной сфере. Если вы музыкант или вокалист – занимайтесь именно музыкой или вокалом. Конечно, в редких случаях можно стать универсальным, но не идите на поводу у своего ЭГО. Оно надоумит вас, что вы Бог в людском обличии, и вы можете быть всеми специалистами и сразу. Глаза открываются, когда вы сталкиваетесь, наконец, с профессионалами из сферы шоу-бизнесса. Лучше экономьте время - не тратьте годы.

О разных звукорежиссерах (саунд-продюсерах)

Если звукорежиссер, к которому вы пришли, считает, что есть свод законов в искусстве звукозаписи, и он один из избранных, которые их знают – бегите оттуда. Я пересмотрел много литературы и фильмов по техникам сведения и мастеринга. Увидел огромное количество явных ошибок, но повторюсь: В искусстве нет правил. В итоге некоторые «ошибки» дают лучше результат чем «по правилам». Из всего этого следует: сами не станьте любителем «правил», пусть звукорежиссер сделает работу, не ставьте на нем крест. В итоге он может вас удивить.

Часто группа или исполнитель добивается успеха с одним определенным звукорежиссером. И многие приходят к выводу, что не стоит его менять. Так можно встретить огромное количество звёзд мировой величины, которые практически всю карьеру работали с одним звукорежиссером, или, по крайней мере, долгое время. Объясняется очень просто: звукач запоминает все ваши особенности, знает все ваши недостатки и умеет с ними бороться. Часто у исполнителя есть своё собственное звучание. Это определяет постоянный звукорежиссер, ведь у каждого звукача тоже свое звучание. Есть случаи, когда смена приводит к лучшим результатам. Есть случаи, когда смена звукорежиссера вынуждена какими-то причинами. Есть случаи, когда смена приводит к худшим результатам. Например, культовый репер Coolio. Его ранние альбомы были на голову лучше по звучанию, имея оригинальную теплоту. Нынешние его альбомы звучат по-другому и продаются в несравнимо меньших объемах. Конечно, не только в звучании причина, но это одна из них.

В нашей стране есть путаница в терминах. На западе есть саунд-инженер. У нас это называется «звукорежиссер». Скорее это понятие означает «творческий саунд-инженер». Звукорежиссера, который ещё и разбирается в концепциях музыки, перспективности проекта, понимает музыку как музыкант, назовём «саунд-продюсер». То есть это творческий звуко-инженер плюс музыкант. Такие специалисты встречаются редко.

Главная тайна!

Я встречал очень часто такие «теории», что просто слов нет. Например, для создания качественной песни достаточно качественно записаться. На самом же деле, даже качественная запись на студии, без сведения и мастеринга, не «сделает» вам хорошую песню, рекламу, теле или радиопередачу. Сведение и мастеринг обычно важнее, чем супер качественная запись.

Второй распространённый миф: качественное оборудование решает всё. На самом же деле оно не решает ничего. Вот когда работа делается хорошо – вот тогда, чтоб она выла вообще непревзойденной, нужно дорогое оборудование. Когда я был ещё в пути к нужному уровню звукорежиссуры, купив один микрофон за 650 у.е. и ещё один из лучших микрофонов за 900 у. е, предусилитель/компрессор за 650у.е, звуковую карту за 500 у.е, понял, что ровным счётом это мне ничего не даёт. Только научившись хорошо делать продукт – я, наконец, использовал потенциал своего дорогого оборудования.

К выше перечисленным мифам приведу Пример: я записывал трек в не совсем хороших условиях для записи, и на бортовой звуковой карте себестоимостью 6 у.е. Но при этом было всё качественно сведено и отмастерено. Рекординговая шоу-бизнесс компания ничего не заметила и признала продукт удовлетворяющим шоу-бизнесс стандартам.

Следующий миф: «для текущей задачи музыканту не нужна качественная или слишком качественная запись» или «для демо не нужна качественная запись». Об этом читайте в разделе «Зачем и в каких ситуациях нужен качественно сделанный продукт».

Следующий миф: мастеринг качественно осуществляется только на «мастеринг-студиях». С одной стороны это верно. В «мастеринг-студиях» специальные условия именно для мастеринга. Но, учитывая то, что услуги мастеринг-студии стоят не меньше чем услуги рекординговых студий, а порой в десятки раз дороже, становится всё понятно. Игра обычно не стоит свеч. Не сделав мастеринг вообще - ваша песня будет звучать бог знает как. Конечно, студия сделает мастеринг не так великолепно, но вполне достояно. К услугам мастеринг-студий стоит прибегать, когда вы уже стали звездой и подписали контракт с крутой шоу-бизнесс компанией. А точнее они сами займутся организацией мастеринга.

Следующий миф: все студии одинаковые. На самом деле они абсолютно разные. Можно найти дорогую, но ужасно некачественно делающую продукт. А можно найти очень дешевую, делающую феноменально качественно, тем более для своей цены. Ведь не главное оборудование, не главное уши, а главное то, что между ними.

Следующий миф: цены! Об этом читай в разделе «Финансовая часть сторона работы со студией»

Следующий миф: на крутой студии пишут живую барабанную установку. На самом деле качественная запись живой установки – одна из самых сложных задач. Здесь и выбор кучи микрофонов, предусилителей, компрессоров, эквалайзеров, выбор звукопоглощения, формирование окружения для снятия «комнаты» и «оверхэдов», расстановки микрофонов, выбор самой установки, железа, пластиков… Поэтому и многие столичные студии до сих пор не пишут барабаны. Обычно пользуются семплированными библиотеками. Набирают партию барабанов в ручную, из записанных «в Америке» барабанов.

Следующий миф: «в студиях намеренно сжимают динамический диапазон моего голоса (инструмента), за это не люблю студии». На самом деле, то, что отдельно звучит прекрасно, в самой песне начнёт тонуть тихими местами и выпирать громкими. Чтоб избавится от этого, диапазон сжимают немного компрессором. Общее впечатление значительно лучше. Грамотный звукорежиссер тонко понимает особенности работы компрессора и не навредит.

Следующий миф: «мне не нужно знать все тонкости сведения, я для голоса поставлю плагин с пресетом для голоса, для гитары – пресет гитары и тд. И готово». Ну, можете попробовать, а потом сравните с коммерческим качеством. Всё дело в том, что пресеты – это настройки придуманные кем-то. У этого человека своё видение сведения, своя схема сведения. Например, он жмет бас с медленной атакой на сведении, чтоб сгладить сустейн баса. Он знает, что на мастере у него обычно быстрая атака компрессора. А вы, например, используете его пресет и пресет другого человека на мастеринге и опять же с медленной атакой. В итоге вы сильно утопите сустейн, оставив высокую атаку. Также, чтоб добиться нужного среднеквадратичного значения песни, сильно придется лимитировать атаку сигнала. Также, например, атака баса может быть абсолютно неровная из-за того, что в данном случае вы её не сжали. В общем, пресеты мало что дают. Всё равно весь принцип и все настройки каждый находит сам, и в разных ситуациях – разные. Пресеты могут быть только отправной точкой.

Зачем и в каких ситуациях нужен качественно сделанный продукт

«Хорошее качество» - это, например, включил современную песню Мадонны, а потом свою песню. Если не проигрываете или практически не проигрываете – то качество хорошее. То есть сравниваете с образцовым стандартом так сказать. Хотя иногда у людей слабые уши или повышенная самооценка. Тогда и плохое качество кажется хорошим. А порой наоборот: настолько самокритичный человек, что ему любое его качество кажется плохим. Тут скорее ему не нравится то, как он играет или поёт, даже после студийной коррекции и обработок. Тут выход – идти и совершенствовать свою технику исполнения.

Часто можно встретить лозунги типа: «для демо не нужно хорошее качество», «это андеграундный (гаражный) альбом и на нём не требуется хорошее качество», «это малобюджетная реклама, сойдет в любом качестве» и так далее. ЭТО ОШИБКА! Давайте подумаем. Вы музыкант, вокалист или рэп-вокалист. Вы работаете для слушателя. Рядовой слушатель (из широких масс) привык слушать коммерческую музыку и привык слышать хорошее качество. Тут он берёт вашу песню и слышит качество хуже стандарта. Вот и подумайте. Вы изначально тогда в проигрыше. Слушатель может даже не захотеть слушать дальше, даже если у вас там гениальный вокал, гениальная музыка или текст. Конечно, ценители андеграунда привыкли слушать качество «так себе». Но вы ведь можете и претендовать на более широкий круг слушателей. А у ценителей андеграунда можете даже стать сразу в выигрыше из-за качества.

Качество влияет не только на цельное представление о звуке, но и о впечатлении от вас самих, как о вокалисте или музыканте. Например, в хорошем качестве ваша гитара будет не резкой, глубокой, не грязной, приятной на слух (из-за записи с помощью ламп, аналоговых пультов, качественной записи). В полной песне её будет хорошо слышно. Что касается голоса, тут ещё более выражена разница между хорошим и плохим качеством. В хорошем качестве принято, что голос - это «звезда микса». Он самый важный в песне. Если вокалист слушателю не нравится, то и всю группу (музыку) слушать не будут. В хорошем качестве Голосу ничего не мешает, он самый красивый в миксе, часто красивее, чем на самом деле, не лезут свистящие, не бубнит «низ», грамотно ему подпевают бэк-вокалы. Ещё вот что очень важно по голосу: Профессионализм Вокалиста судят часто по его умении ровно петь ритмически и динамически. То есть если он поёт ровно по ритму. А динамически – это когда все издаваемые звуки довольно ровны по воспринимаемой громкости. То есть, нет громких слов (слогов) и рядом тихих. Это также приводит к тому, что голос не тонет некоторыми слогами в музыке. В студии всё это вам грамотно подкорректируют.

Клиенту бывает тяжело определить мастерство звукорежиссера. Это бывает, когда клиент работает в некоммерческих стилях. Особенно это относится к тяжелому року, чуть в меньшей степени – к рэпу. Музыкант не понесет свою песню на радио или в какую-нибудь инстанцию из сферы шоу-бизнесса. А значит и не узнает отзыв профессионалов о качестве звука в его песне. Как раз в этих стилях огромное количество некачественного продукта. А всё потому, что тут работают, прямо скажем, слабые звукорежиссеры, которых никто не может проконтролировать. Моя студия также работает и в этих двух жанрах, но я стараюсь всегда подвергать контролю свой продукт со стороны профессионалов из сферы шоу-бизнесса.

Что касается демо. Дэмо вы пишите для «дяденьки», который возможно вас пустит в ротацию на радио, возьмётся вас раскручивать, подпишет с вами контракт или всё в таком духе. Этот «дяденька» является профессиональным «Мэйджором» и по долгу службы слушает качественный материал. «Плохим качеством» вы можете сбить его с толку. Он может не разглядеть в вас будущего Элвиса Пресли, Тупака Шакура, Пола МакКартни. Понятно, что он вроде как готов к плохому качеству, ведь он слушает дэмо-материал. Но бывает всякое, а хорошим качеством вы также можете сразу быть в выигрыше. Ему может, например, показаться, что если это качество «дэмо», то коммерческая песня «будет наверно просто супер!».

По рекламе та же суть. Слушатель мог привыкнуть к качественной рекламе, а, услышав хуже качество на вашей продукции, и впечатление о вашей фирме будет такое же.

Вывод: гонитесь в любой ситуации за наилучшим качеством. Если встаёт вопрос финансов, то ЛУЧШЕ ЗАПИСАТЬ МЕНЬШЕ ПЕСЕН, НО В ЛУЧШЕМ КАЧЕСТВЕ, ЧЕМ НАОБОРОТ. Слушатель это очень строгий человек. Он скажет про ваше плохое качество: «не буду я слушать эти 20 фуфловых песен, лучше послушаю чьи-то пять, но хиты».

Финансовая сторона работы со студией

Стоит усвоить следующий факт. Если студия снимает хорошее помещение, в хорошем районе, на студии кучу оборудования, хороший ремонт помещений, большой штат сотрудников, именитая компания – вы будете доплачивать за всё это. На зарплату бухгалтеру, директору тоже нужно выделять деньги. Нужно окупать затраты на большое количество приобретённого оборудования. Окупать затраты на аренду помещения, затраты на электричество, затраты на евроремонт студии и прилегающих помещений… А ещё есть налоги и дополнительные траты. Всё это будет требоваться из вашего кармана. Даже если, скажем, на студии есть барабанная установка, а вы - репер, который пришел записать голос. Придется частично выплачивать и за барабанную установку.

Не удивительно, что за одну песню на некоторых студиях можно заплатить не одну тысячу долларов. Я в своей студии решил этот вопрос просто: маленький штат, своё помещение, оборудование самое качественное, но его количество - только самое необходимое, отсутствие евроремонта, простая, но эффективная отделка звукозаписывающей комнаты. В результате вышло уникальное отношение цена/качество.

Советы по выбору студии: В первую очередь смотрите на качество, а не на цену. Чаще люди ошибаются и выбирают по цене. В итоге, записав дешевле, вы можете: потерять время, потерять деньги, шанс пробиться с качественным продуктом, запятнать репутацию и веру в себя из-за некачественного продукта, а в итоге и мечту, потратить много сил на написание вашей песни, а в итоге напрасно. Также при выборе студии смотрите всё же на качество, а не на внешние условия, в которых проходит запись. То есть лучше качественно сделать песню, чем не качественно, но зато при этом посидеть во время записи на удобном диване и в красивом помещении.

Советы по расчету за работу: не торгуйтесь. Этим вы подогреваете желание звукорежиссера выполнить работу лишь бы как. Не задерживайте оплату, иначе создадите себе плохую репутацию и подогреете нежелание работать с вами.

Как работает студия

Обычно студии очень просто накрутить цену. Например, они могут сказать, что сведение обойдется в определенную сумму. Но в процессе работы ничто не мешает завысить цену из-за «более сложного сведения по тем или иным причинам». Также обычно плата за запись осуществляется по следующей схеме. Вы платите за время, потраченное на запись. Ничто не мешает затянуть запись намерено, и в итоге вы переплатите. Я на своей студии решил отнестись более лояльно к финансам клиента, и принимаю оплату за запись одного человека для одной песни по одной цене. Человек может не торопиться, не думать, что зря он написал такую длинную песню, и не волноваться о том, что быстрее нужно записаться, а полностью сосредоточиться на исполнении. Сведение и мастеринг я также осуществляю по одной цене, по тем же причинам. Есть буквально пару техник, которые делаю за дополнительную плату. И эти техники – те, без которых вполне можно обойтись. Рассчитаны они, скорее, на песни, которые у вас точно, по договорённости, возьмут на эфир или сборник. Конечно, случается так, что человек вообще не готов к записи. И записывать свою партию он может и 3 часа. Поэтому, в таких ситуациях, я прошу клиента отнестись с пониманием и к себе. Так, на взаимопонимании, мы успешно работаем. Бывает, конечно, и так, что человек не понимает значение «лучшего дубля». Он может хотеть записать лишь бы как, но как можно больше песен. Ну, в таком случае таким людям наверно лучше вообще не идти на студию, а записываться дома. Успех песни будет тоже такой же, в стиле «лишь бы как». Итак. Вы пришли на студию. Начинаем готовить проект к записи. Отнеситесь с терпением к этому. Если плохо подготовиться – будет в результате только хуже. В это время вы обговариваете со звукорежиссером все аспекты предстоящей работы, изучаете с ним аранжировку, рассказываете ему, где что будет. Потом решаете, как оптимально организовать процесс записи. То есть кто за кем, учитывая приоритеты и наиболее скоростную схему. Например, для того чтоб один и то же исполнитель не записывался несколько раз. Начинается запись. Когда до вас не дошла ещё очередь, не занимайтесь посторонними делами, особенно теми, которые могут мешать звукорежиссеру и тому, кто в данный момент записывается. Лучше готовьтесь сами. Позвонить девушке или попить пиво, можно и после работы на студии.

Ваша раскрутка

Это не входит в задачи студии. Этим занимаетесь либо вы сами, либо сторонние лейблы или продюсеры. Понятно, что у 99 процентов наших музыкантов нет таких возможностей. Ведь тут всё зависит от сверх удачных связей, либо от больших денег. Не расстраивайтесь по этому поводу. Ведь тот, кто идет – всегда дойдет. Некоторые играют в гараже десять лет, а потом срывают банк. Некоторые долго читают рэп, а потом их опыт, например, даёт им возможность стать диктором на радио или телевидении. Кому-то творчество, нацеленное на попытку заинтересовать в себе слушателя, даёт неоценимый опыт в общении, становлении, уверенности в себе и своих силах, карьере. Случаев миллион. Чтобы помочь нашим клиентам, я осознал, что стоит помочь им в раскрутке. На данный момент это: выпускать некоммерческие сборники, советовать пути раскрутки, раскручивать их творчество в интернете. Ведь взаимный успех – основа успеха каждого. В будущем с этим дела обстоять будут значительно лучше. Заводятся связи, постоянно совершенствуется качество студии. Связи позволят напрямую пересылать песни в издающие компании. А компании в свою очередь будут вас раскручивать, платить деньги, связывать вас с организаторами концертов, на которых вы также заработаете не только славу, но и деньги. Потом телевидение и т.д. Также не стоит спешить. Рано или поздно вас могут заметить. Вот когда это произойдет - не оплошайте. На это время вы должны уметь, уже сделать и знать больше чем нужно. Иначе вы станете очередным бабочкой-исполнителем, которого забудут через пол года. Также хочу поделиться с вами следующими соображениями. Когда вас заметят, чётко оцените все вероятности. Не стоит сломя голову лететь в столицу. Допустим, вы туда поехали. Никто не будет осыпать вас золотом, по крайней мере, сразу. Допустим, через год ваш успех выдохся. Вы не сможете, учитывая цены на жилье, остаться там жить. Ну, разве что в гостиницах или снимать квартиру. Это вариант, который предполагает «жить и работать просто ради проживания». Приедете обратно, а значит - потратите годы зря. Возможно, стоит повременить и работать «издалека». То есть ездить выступать, продавать песни, но жить где живете. Вот когда уже видно, что сможете полноценно перебраться ближе к событиям и если вам это действительно нужно – дерзайте. И уж тем более, на мой взгляд, не стоит ехать туда на стадии поисков. Будете выживать ради мечты на случайный шанс, а она наверняка не осуществиться.

Что касается рекламы, то ситуация схожая. Студия может не только сделать вам рекламу, но и помочь её раскрутить. Договориться за вас с теле и радио-компаниями. Даже если это видео-реклама, студии сотрудничают с телевизионщиками и всегда найдут нужного человека. Если вам нужно сделать передачу и разместить её на каком-то теле или радио-канале, то аналогично. В студии это может оказаться дешевле и при заключении договоров на трансляцию. Студийщики, которые ближе чем клиент разбираются во всех нюансах, помогут проследить, чтоб вам не накрутили цену и не обманули.

Что вам делать до студии и на студии

До студии

Выучите свою партию или текст, отрепетируйте всё дома. Это сэкономит вам деньги, время, нервы ваши и звукорежиссера, кстати, состояние которых очень влияет на хороший результат. На студии нужно сосредоточиться на наилучшем исполнении, а не на страхе забыть текст или часть партии. Потом придется пытаться играть или петь всё заново или пытаться незаметно дописать партию. Всё это ухудшает результат. Подготовьте все идеи заранее, ваше видение аранжировки или её саму. Если вы на студии начнёте заниматься этим – потратите время не по целевому назначению. Если вы «неживая» группа, то есть не играете, а поёте под минусовку (записанную ранее музыку), то всё так же. Нужно подготовить минусовку или партии из минусовки заранее. Они должны быть в wav-формате, чётко совпадать с другими партиями по задумке аранжировки. Ведь бывает, что открываешь принесенные партии, а «скрипка играет не в том месте, где надо». Желательно чтоб партии не были заранее обработаны и не содержали перегрузок («выхода за нуль»). Ускорит работу, если примерный баланс громкостей партий уже будет сделан. Если вы принесли минусовку одним треком, то, конечно, это хуже. Но бывает всякое. Бывает, что она уже неплохо сведена. Единственное что важно, чтоб её не отмастерили. Потому что отмастерённая минусовка может содержать, например, общую компрессию. Придется, чтоб грамотно исправить эту ошибку, сделать декомпрессию. Это в свою очередь ухудшит качество. Да и вообще в отмастеренный микс вокал может плохо «лечь». Перечислять причины можно долго, поэтому не будем. Короче говоря, скажите человеку, который вам сделал минусовку, чтоб он «выключил всё на мастер-секции» и проверил, чтоб при этом минусовка не стала «выходить за нуль». Всё, что вы будете делать в песне, хорошо продумайте. Если уже после того, как песня готова, вы решите что-то поменять или добавить, бесплатно вам это делать никто не станет.

На студии

Старайтесь не сильно обращать внимание на советы партнёров по группе. Главное, чтоб вам самим нравилось то, как вы исполнили свою партию. Вы, как творец, сами создаёте свой стиль. Даже если что-то не получается, то со временем получится. Слушая других и стараясь оправдать их видение, вы потеряете «свою фишку». Тем более, что часто советы высказаны потому, что человеку просто хочется выпендриться. Сосредотачивайтесь, когда пришло ваше время записываться. Я, для того чтоб не смущать вокалиста, не делал окно, чтоб его видеть. Так он может сосредоточиться на самом себе и тем более так лучше звукопоглощение. Если начали писать и вам сразу что-то не нравиться, или вы чувствуете, что придется переписывать, не тратьте зря время, останавливайте запись и начинайте заново. Помните, что чем быстрее получится удачный дубль - тем свежее и лучше будете звучать. Вот тут и всплывает необходимость сосредотачиваться и знать текст или партию на зубок. Так же, по этой же причине, разогрейте заранее голос или разыграйтесь на своём инструменте. Старайтесь исполнять ровно по громкости. Тогда потребуется меньше компрессии, и партия лучше будет звучать. Вокал: Если у вас есть место, где надо явно усилить громкость - чуть дальше отклонитесь от микрофона в этот момент. Потом постарайтесь вернуться на прежнее расстояние. Если нужно что-то прошептать, то наоборот – приблизьтесь. Вообще старайтесь по возможности стоять ровно перед микрофоном. Обязательно посоветуйтесь со звукорежиссером по поводу того, на каком расстоянии от микрофона петь. Чем ближе, тем бархатнее голос, но тем грязнее. Чем дальше – тем чище, но тоньше и больше слышно окружение (живая реверберация). Если микрофон ламповый, то тут ещё от расстояния меняется характер звука. Звукорежиссер знает особенности своего микрофона и помещения, поэтому точно даст вам нужные рекомендации. Во время записи вы будете слышать в наушниках музыку и себя. Некоторые знаменитые звукорежиссеры предпочитают делать не так. В наушниках слышно только музыку. Вы снимаете или немного снимаете один наушник с одного уха и слышите себя вживую. В этом есть свои преимущества. Например, лучше контролируешь себя и не перекрикиваешь музыку. Если в тракте мониторинга есть задержка, то это тоже недостаток, который таким образом можно решить. Можно также соединить эти два способа в один. Громкость музыки в наушниках должна быть отрегулирована для вас так, чтоб было удобно, но и не очень громко. Это нужно для того, чтоб исключить вероятность попадания звука из наушников в микрофон. Не забудьте принести с собой диск. Отличая схема: на перезаписываемый диск запишите всё что нужно будет от вас студии (например, партии минусовки). Потом на этот же диск вам и запишут готовый продукт.

Психологические советы: уважайте звукорежиссера, и звукорежиссер должен вас уважать. Часто можно встретить ситуацию, когда музыкант считает, что сделал больший вклад в песню, чем звукач, а звукорежиссер считает – что он. Я, как и музыкант, и звукорежиссер, могу объективно сказать, что вклад равный. Уважайте друг друга, и вы плодотворно поработаете. Не ходите самовольно по студии, спрашивайте разрешения. Ведите себя культурно и серьезно, чтоб к вам отнеслись как к серьезному клиенту. Тогда результат будет на голову лучше.

Что такое запись, сведение, мастеринг

Запись, сведение, мастеринг – это то, что необходимо сделать над вашей песней (роликом, передачей). Без сведения и мастеринга ваша песня будет звучать плохо. Одним из объяснений этого можно назвать то, что уже принято делать это. Все профессиональные записи, которые вам довелось слышать, прошли через сведение и мастеринг. Поэтому если не делать эти операции над вашей песней, сами понимаете, она будет «отличаться». Сутью этих процессов является обработка сигнала. В сведении – это обработка каждого инструмента или голоса, который есть в песне. В мастеринге – это общая обработка сведённой песни. Особенностью обработок звука в том, что при внесении каких-то нужных нам преобразований, мы на сдачу получаем ненужные. Например, при компрессии мы получаем нужное нам сжатие, а также более шумный результат. При неправильной настройке компрессора можно получить и такие неприятные артефакты как: съедание атаки, щелчки, перекомпрессия, тусклый звук и т.д. При использовании искусственной реверберации мы получаем нужный нам эффект пространства, но на сдачу получаем увеличение мутности. Короче говоря, улучшая что-то – мы также что-то ухудшаем. Грамотный звукорежиссер знает все тонкости, понимает все особенности, и сможет расставить приоритеты. Он выберет всё то, что нужно, нанеся наименьший ущерб. Звукорежиссер как врач, его девизом должно быть «не навреди». Удивительно то, что многие люди даже не понимают, что вообще есть какая-то необходимость что-то делать. Они считают, что достаточно взять партии разных инструментов, смешать с голосом и готово. Возьмите и попробуйте. Всё сразу станет ясно.

Цели обработок бывают разные. Например, индивидуальная тембровая коррекция инструмента для придания ему нужного звучания. Тембровая коррекция для борьбы с частотными конфликтами, то есть, чтоб один инструмент не мешал другому. Потребность в сжатии динамического диапазона я описал в разделе: «Зачем и в каких ситуациях нужен качественно сделанный продукт». Создание пространственных планов, психоакустические эффекты, эффекты модуляции, набивание сочностью ударных, работа со стереобазой, особо мной любимый собственный метод работы с формантами голоса. Этот список можно продолжать ещё долго. Суть в том, что каждая такая мелочь может либо испортить качество, либо улучшить, хотя не значительно. Но большое количество испорченных мелочей могут просто убить песню. Тут-то и нужен специалист.

Пример нюанса: нам нужен более глубокий бас. Накрутив на эквалайзере 80Гц (как советуют всякие статьи), и даже подобрав нужные значения добротности фильтра, мы наверняка загрязним «низ» и потеряем ясность атаки. Даже при таком способе стоило бы, с помощью спектрального анализатора, изучить основной тон баса и поднять его, а не именно 80Гц. Я в такой ситуации поступил бы так: изучил бы основной тон. Сгенерировал бы от него гармоники и подмешал бы их к исходному басу. В итоге мы получим тот же по прозрачности бас, но нужный нам по глубине.

Музыканты часто обижаются что «порезали» их инструмент. Как бы он в отдельности хорошо не звучал, в полном миксе (песне) слышим обратное. Инструменты часто «подрезают» под голос. Ведь голос «звезда микса». И если он будет звучать плохо, то и вся песня будет звучать плохо. В итоге от такого «подрезания» вы только выиграете.

Очень важно записать изначально хорошо все партии. Часто обработки начинаются уже на стадии записи. Важна расстановка микрофонов, настройки оборудования, звукоизоляция и звукопоглощение и т.д. Лучше записывать на аналоговом оборудовании, для придания звуку характера. А сводить и мастерить лучше на «цифре», но со знанием её особенностей и применением псевдо-аналоговых обработок. На студии Southside Production я предпочитаю делать именно так.

Кроме этого есть магические приёмы, которые сделают песню незабываемой и ненадоедливой. Обычно магию стоит использовать для центральных песен, которые нужно куда-то отдать «наверх».


ZeL