Основы компрессии. Поговорим о компрессии




Самое мощное оружие в аудиоарсенале очень часто бывает недопонято и, поэтому, недоиспользуемо. Мы говорим о компрессии - технике сигнального процессинга, которая изменяет динамический диапазон аудио сигнала так, что громкие пассажи приближаются по уровню к тихим, позволяя лучше расслышать каждый нюанс музыки. Компрессор (или "лимитер", когда активизирован более сильно) автоматически "разгоняет гейн" сигнала, как это делал бы инженер вручную при помощи фейдера на консоли.

Часть I. Введение

Знакомство

Правильно примененная компрессия делает микс более тугим, уплотняет вокал, делает бас и барабаны более яркими и плотными, что является основой в современной музыке. Компрессия также может добавить окраску, сделать сигнал теплее и толще или ярче и острее. Она также может быть музыкальным средством, расширяя сустейн или добавляя яркости атаке отдельного инструмента или отдельной ноте.

С другой стороны, вы всегда слышали примеры недостаточного применения компрессии - или полного отсутствия ее. Если трек недокомпрессирован, результатом может быть неразборчивость вокала с пропаданием согласных букв или слышны только отдельные ноты бас-гитары с пропаданием остальных.

Перекомпрессированный трек будет иметь одинаковую громкость на всем своем протяжении (что является скучным для прослушивания), или проявится неприятный для слуха эффект, когда, например, громкий удар по тарелке вызывает уменьшение громкости всего материала. Но нельзя сказать, что много компрессии это всегда плохо: один хорошо известный западный звукоинженер-продюсер, когда записывает бас, то компрессирует оба сигнала - и прямой и усиленный, затем он сводит их в один и компрессирует снова, а полученный сигнал опять смешивает уже с бочкой и полученное компрессирует четвертый раз. Затем то, что получилось, опять проходит через стерео компрессор при мастеринге. На первый взгляд, выглядит ужасно, правда? Но так делает тот, кто имеет дюжину платиновых альбомов.

В мире компрессии и лимитирования - то есть во всем мире аудиоиндустрии - если вы и слышите об определенном правильном использовании, нет четко установленных правил. Творческий подход к технике компрессирования может открыть мир эффектов, от добавления специфического щелчка на рабочем барабане до уплотнения звучания амбиентных микрофонов, и до характерных искажений, которые может дать только перегруженный динамический процессор. Сейчас компрессия становится искусством, и многие инженеры развивают свою технику и открывают новые способы ее применения. Некоторые из них мы откроем ниже.

Почему компрессия?

Основной аргумент в пользу компрессии есть ее простота. Компрессор - это прибор, в котором уровень выходного сигнала регулируется автоматически в определенном соотношении к изменению уровня входного сигнала: другими словами, он поднимает уровень сигнала, если он слаб и уменьшает, если он велик.

Термины "компрессия" и "лимитирование" часто путают. Это происходит из-за того, что это один и тот же тип динамической обработки. Но если отношение изменения "ratio" лежит в пределе меньше, чем 10:1 (что значит, что изменение входного сигнала на 10 dB повлечет изменение выходного сигнала только на 1 dB), то процесс называется компрессией, при большем "ratio" - это уже лимитирование.

При более низких значениях ratio компрессор соответственно этим значениям уменьшает динамический уровень сигнала ниже уровня порога (threshold), установленного пользователем. При более высоких значениях лимитер жестко обрубает сигнал, превышающий порог, до установленного уровня.

В многодорожечной записи динамическая обработка (еще один термин для компрессора и лимитера, так же как и для экспандера и гейта) в основном используется на отдельных инструментах или маленьких группах инструментов. В мастеринге или в радио и телевизионном пост-продакшн компрессируется целиком песня. То есть компрессия используется в широком диапазоне - от необходимости до творчества.

Защита от перегрузок

Первоначальной задачей компрессора/лимитера было предохранение оборудование от чрезмерно высокого сигнала. Особенно в радиотрансляции, где выходная усиливающая лампа в передатчике - чрезвычайно важная часть оборудования - могла легко разрушиться от перегрузки. Даже сегодня, несмотря на появление и повсеместное применение цифровой записи (благодаря малому уровню шумов и широкому динамическому диапазону) все равно легко можно допустить нежелательные шумы и искажения, просто перегрузив ленту или другой носитель неконтролируемым сигналом. Ограничения, присущие цифровой технологии, приносят с перегрузкой сигнала большие проблемы, производя неприятные искажения, известные как клиппирование.

Защита от перегрузок также важна в живом звуке, особенно когда музыканты используют ушные мониторы. В данном случае неконтролируемый громкий сигнал может быть опасным для слуха. Лайв-саунд инженеры используют в таких случаях очень жесткий лимитер (называемый также "кирпичная стена"), который быстро автоматически уменьшит уровень сигнала до установленного порога.

Согласованность уровней

Как мы видим, компрессор действует как автоматический фейдер. Он уменьшает разницу в уровне громкости, или "гейн" между тихими и громкими частями исполнения.

Динамический диапазон человеческого слуха (то есть, разница между самым тихим пассажем, который мы можем разобрать и самым громким, который мы можем выдержать) составляет 120 dB. Многие из сегодняшних цифровых носителей используют этот диапазон. Тем не менее, если слушатель находится в виртуальной бесшумовой среде, тихие пассажи записанной музыки все равно будут потеряны в собственном окружающем шуме, который составляет от 35 до 45 dB.

Точно так же, когда программный материал с широким динамическим диапазоном воспроизводится с помощью средства с узким диапазоном, например, радио, много информации также будет потеряно. Каждый из нас слышал полную комбинацию подобных проблемных факторов, слушая музыкальное радио в движущейся машине с отрытыми окнами.

Предохраняясь от этих проблем, компрессия сужает динамический диапазон программного материала до уровня, применимого к среде, где этот материал будут слушать, или для источника, через который он будет воспроизводиться.

Во время записи компрессор используется для минимизации скачков громкости, которые происходят, когда, например, певец или инструменталист имеет слишком большой динамический диапазон относительно аккомпанирующей музыки. Также компрессия помогает сгладить скачки громкости в пределах одного инструмента, например, бас-гитары, отдельные ноты которой могут звучать громче, чем другие, или когда трубач играет громче в одном регистре, чем в другом. Правильное применение компрессии сделает исполняемый материал более плотным и ровным.

Возрастающая громкость

Когда динамический диапазон уменьшен, общий уровень материала может быть поднят без опасения, что пиковые уровни приведут к искажениям. Такая разновидность сжатия также служит подъему тихих уровней программного материала. Увеличивая соотношения "средний уровень/пиковый", компрессия помогает сигналу быть очевидно громче, в то время как пиковый уровень материала увеличивается минимально.

Подобная возможность особенно желательна, если ваша песня звучит на радио или телевидении, где она имеет очевидные преимущества, так как звучит громче других.

Увеличение громкости также важный фактор при записи, как на аналоговую ленту, так и на цифровой носитель. Когда вы пишите на аналог, компрессия помогает вам разогнать уровень сигнала, приходящего на рекордер до оптимального уровня выше шумового порога, который производит шипение ленты.

Когда пишите в цифру, компрессия поднимает максимальный уровень сигнала, в итоге сигнал прочитывается большим количеством битов и, следовательно, достигается более высокое качество.

Часть 2: Органы контроля и управления

Input (вход)

Звучит понятно, правда? Регулятор, который контролирует количество сигнала, приходящего на прибор, или Контроль Входного Уровня можно найти на многих, но не на всех сигнальных процессорах. Тем не менее, его использование в компрессии несколько сложнее, чем в других приборах, потому что количество сигнала на входе напрямую влияет на порог, с которого компрессор/лимитер начинает работать. Существует структура входа, который регулируется, а также где гейн выставлен жестко (т.е. сигнал не усиливается и не ослабляется), это можно понять, изучив подписи к регуляторам у разных производителей.

Threshold (порог)

Порог - пожалуй, самый критичный регулятор в любом компрессоре. Он устанавливает уровень, с которого компрессор начинает работать. Ниже точки порога громкость сигнала остается без изменений, когда сигнал превышает его, он ослабляется. Для примера, если регулятор порога поставлен на 0 dB, то входной сигнал с уровнем 0 dB или выше будет ослаблен, если он не достигает 0 dB, то он останется без изменений.

Входящий сигнал может быть определен одним из двух путей - как отслеживание пиков сигнала или как RMS ("Root Mean Square", формула для вычисления среднего значения сигнала, примерно как действуют наши уши). Компрессор может работать по одному из этих путей, либо предлагать выбор из этих двух вариантов. Обычно пиковый детектор работает хорошо в случае лимитера, когда вам необходимо предотвратить перегрузки сигнала, тогда как RMS детектор лучше применять, когда компрессор работает на весь уровень сигнала.

Ratio (соотношение)

Количество увеличения входного сигнала (измеряемого в децибелах, или, для краткости - dB), вызывающее увеличение выходного сигнала на 1 dB, называется компрессионным соотношением. Соотношение 1:1 означает, что каждый 1 dB увеличения входного уровня повлечет за собой увеличение выходного уровня также на 1 dB, другими словами, нет применения компрессии. Но соотношение 8:1 значит, что даже если на входе сигнал увеличился на 8 dB, на выходе его прирост будет составлять всего 1 dB.

Регуляторы компрессора threshold и ratio работают всегда в тандеме. На низких установках порога компрессирование начинается с более низкого уровня сигнала. Тем не менее, если соотношение выставлено невысоким, например 2:1, то компрессия окажет меньший эффект на сигнал. Соотношение 10:1 и больше рассматривается уже как лимитирование с элементами компрессии. Высокое соотношение 20:1 и выше (некоторые лимитеры имеют даже теоретически бесконечное соотношение oo:1) называется "кирпичная стена" - какое бы не было увеличение сигнала на входе, в результате выходной уровень останется без увеличения.

Soft knee (мягкое колено) или hard knee (твердое колено)

Компрессорное "колено" связано с контролем порога. Колено определяет, как компрессор будет достигать выбранного снижения гейна - быстро или медленно. Постепенный переход ("soft knee") от отсутствия влияния до полного подавления будет обеспечивать нежный, мягкий звук, тогда как более быстрый переход ("hard knee") даст крутой "хлопок дверью" в момент прохождения сигнала. Поэтому "мягкое колено" предпочтительнее для программного материала, а "твердое колено" обеспечивает атаку, которая может быть хороша в особенных случаях, например, для лимитера или де-ессинга.

Во многих компрессорах колено уже выставлено в какую-то позицию, но некоторые производители предлагают пользователю самому выбирать, что ему нужно.

Attack (атака)

Ключ к работе любого компрессора лежит в установке таких параметров, как время атаки и возврата, это те параметры, которые в основном влияют на то, каким "тугим" или "открытым" будет звук после компрессора.

Когда сигнал пересекает порог, время атаки - это то время, когда сигнал удерживается от уменьшения, которое выставлено установкой ratio.

Быстрая атака имеет непосредственную отдачу и отлавливает переходные моменты, сразу уменьшая уровень и сглаживая звук. Медленное время атаки позволяет переходным моментам сигнала проходить порог без изменений, оттягивая момент начала работы компрессора.

Предостережение: если атака слишком короткая, желательные начальные переходные моменты могут быть потеряны, нежелательно замягчая звук, возможно даже клиппируя согласные в голосе певца.

Release (возврат)

Время возврата - это время, когда компрессор возвращается в начальные установки уровня (до уменьшения входного сигнала) после того, как уровень сигнала падает ниже уровня порога.

Если время возврата выставлено слишком коротким для программного материала, слишком много гейна будет прыгать туда-сюда каждый раз, когда уровень сигнала опустится ниже порога, на слух это будет восприниматься как неприятные артефакты, известные как "качание" или "дыхание" компрессора, вытягивая при этом посторонние шумы, когда гейн увеличивается.

Если время возврата слишком длинное, тогда громкая часть программного материала, вызывающая уменьшение гейна, может замаскировать последующую за ней тихую часть и сделать ее неслышной.

Output (выход). Компенсация гейна

Последним в линейке идет регулятор выхода, также называемый еще компенсатором гейна, потому что он компенсирует естественную потерю уровня, происходящую во время компрессии. Он существует для того, чтобы можно было легко сравнить сигнал до компрессора и после него. К примеру, если сигнал во время компрессии был уменьшен на 6 dB, то и регулятор выходного уровня должен быть поставлен на +6 dB. Некоторые дорогие компрессоры могут автоматически высчитывать компенсацию гейна, исходя из установок порога и соотношения.

Bypass (обход)

Не пренебрегайте скромной функцией bypass - это инструмент, который позволяет вашим ушам высчитать, что же вы наделали со звуком! Переключая эту кнопку от входного к выходному сигналу, обход позволяет вам сравнить прямой и обработанный звук.

Look-Ahead (впередсмотрящий)

Некоторые компрессоры имеют эту функцию, которая слегка задерживает сигнал, и компрессор может определить количество сигнала еще до того, как он будет слышен и корректно и быстро сделать необходимые установки и аккуратно выставить необходимый уровень. Время задержки look-ahead обычно высчитывается автоматически, исходя из установок атаки, но некоторые компрессоры имеют ручную установку.

Sidechain Input (боковой вход)

Боковой вход позволяет компрессору реагировать на сигнал иначе, чем он это делает обычно. Многие компрессоры обеспечивают боковой разрыв, что позволяет обрабатывать сигнал, прежде чем он достигнет внутреннего детектора. Эта функция удобна для таких частотно-зависимых процессов, как де-эссинг. Когда производится де-эссинг, на боковой вход подается тот же сигнал, что и на вход, но пропущенный через эквалайзер, на котором высокие частоты подняты, а средние и низкие вырезаны. Детектор компрессора реагирует на всплеск высоких, и уменьшает гейн только на той части сигнала, где переизбыток высоких частот.

Обратная реакция - "дакинг", или автоматическое уменьшение уровня сигнала - также может быть достигнута при помощи бокового входа. Эта техника часто используется в радио или телевизионной рекламе, когда негромкая музыка подкладывается под голос. Трек с голосом также направляется на боковой вход, порог выставляется так низко, что каждый раз, когда голос звучит, происходит понижение (duck) уровня музыки.

Stereo Linking (стерео связь)

Обычно используется на стерео инструментах, группе бэк-вокала или миксе. Функция stereo link позволяет сигналу проходить через компрессор с одинаковым влиянием на оба канала с регулировкой только одного. Это держит уровень каналов одинаковым, и не возникает проблема со сдвигом центра стерео образа, что может произойти, если использовать отдельные установки компрессора на каждую сторону. Стерео-линк может работать двумя путями: канал, принимающий больший гейн, оказывает влияние на другой канал, или может быть назначение одного канала как "мастер", а другого - как "слейв".

Полно-диапазонные и многополосные компрессоры

Традиционно компрессоры оказывают влияние на весь частотный диапазон сигнала, приходящего на него, это значит, что они реагируют на изменения на входе без внимания к тому, в какой части частотного спектра произошло усиление. Хотя, в большинстве случаев несомненно лучше использовать такую схему (например, когда компрессируется отдельный источник сигнала с ограниченным частотным диапазоном - бочка или рабочий барабан), многие современные компрессоры, такие, как TC System 6000 или Finalizer, предлагают более гибкое решение, известное как многополосная компрессия, которая гораздо больше подходит к обработке сигнала с широким частотным диапазоном. В этом случае входящий аудио сигнал делится на несколько определенных пользователем частотных полос, каждая из которых может компрессироваться независимо одна от другой. Например, если вы компрессируете полный микс, многополосный компрессор позволяет вам контролировать переходные процессы в низкочастотной области (такие, как удары бочки) без влияния на средние и высокие частоты. Некоторые примеры использования как полно-диапазонного, так и многополосного компрессора будут приведены в третьей части.

Crossover (многополосная компрессия)

Как описывалось выше, многополосные компрессоры делают возможным оптимизировать динамику независимо в различных частотных районах. Многополосный компрессор решает многие проблемы, присущие обычной компрессии, например, потерю высоких частот при компрессировании вокала. Регулировка кроссовера в многополосных компрессорах предлагает пользователю определить верхний и нижний предел частотной полосы, назначить установки компрессии, необходимые для данного диапазона, и назначать разные установки для разных частотных полос. Точки кроссовера следует выбирать очень аккуратно, внимательно отслушивая программный материал, так как даже небольшие изменения могут весьма драматично изменить изначальное звучание.

Envelope (конверт)

Многополосный компрессор TC Triple C предлагает интересный режим, которого нет ни у какого другого компрессора, и который называется envelope. При этом режиме фактическая форма приходящего сигнала может влиять на изменения уровня атаки и возврата. Когда сигнал пересекает назначенный пользователем порог, увеличение или ослабление уровня определяется параметром Envelope Attack Gain и затем только приходит к уровню порога на установленное пользователем время атаки. Когда сигнал падает ниже уровня порога, значение параметра "возврат" определяется исходя из продолжительности затухания звука и уровень сигнала повышается согласно параметру Envelope Release Gain. Этот режим используется, если вы хотите очевидно увеличить сустейн звука или хотите существенно изменить его характеристики (например, сделать более агрессивный звук у рабочего барабана, увеличив его атаку, или смягчить крутые переходные процессы у акустического пианино или электрической гитары).

Часть 3: Применение компрессора

В этом разделе мы проверим конкретное применение динамических процессоров. Компрессия и/или лимитирование может быть использована как с отдельными источниками звука (т.е. с отдельными микрофонами на сцене или с отдельными треками при записи), так и с полнодиапазонными звуковыми сигналами (т.е. от субмиксов до общего стерео-сигнала или сурраунд-миксов). Давайте посмотрим, что происходит в каждом случае.

1. Отдельные источники звука

Вокал

Возможно, вокал - самое распространенное применение компрессора, в основном, потому что человеческий голос обладает очень широким динамическим диапазоном. Например, хорошо подготовленные оперные певцы могут голосом с расстояния в несколько шагов вдребезги разбить стекло!

Полнодиапазонный компрессор хорошо ухаживает за вокалом, но также он делает хорошую работу по сохранению разборчивости и артикуляции. Тем не менее, иногда предпочтительнее многополосный компрессор, особенно если вы хотите иметь хороший контроль переходных процессов в диапазоне средних частот, но чтобы на него не влияло повышение уровня в верхнем диапазоне.

В живой сценической работе FOH-инженеры почти всегда ставят на вокал полнодиапазонные компрессоры для подержания постоянного уровня, когда вокалист произвольно двигается от микрофона. А также чтобы слова, произносимые полушепотом, были слышны и чтобы от громких моментов не клиппировались усилители и РА громкоговорители. В этих случаях должен быть установлен низкий порог (часто на 10 dB или больше подавления усиления) в соответствии с большим соотношением компрессии - 8:1 или больше. Для сохранения разборчивости медленная атака (5-25 мс) позволяет согласным в начале слов проходить без влияния компрессии. Время возврата должно как можно более коротким, но без артефактов типа подкачки (типично около 100 мс). Бэк-вокал часто объединяют в подгруппы и компрессируют подобным же образом.

В студии компрессор используется более тонко, особенно если исполнитель имеет тренированный голос и хорошую технику работы с микрофоном. Когда записывается вокал, соотношение обычно 4:1 или меньше (иногда даже 1,5:1) с порогом, установленным на уменьшение гейна на 3-6 dB. Так же, как и для живой работы, время атаки устанавливается достаточно медленным, чтобы позволить началу слов проходить компрессор без обработки, а время возврата подлиннее, чтобы не было "подкачки" (хотя короткое время атаки и возврата дает "дышащий" вокал, "прямо-в-лицо"). Во время сведения, когда есть больше контроля, многополосный компрессор, выставленный на большое соотношение 6:1 или больше, используют, чтобы приручить лидер вокал, особенно когда его надо посадить на плотный инструментал. Инженеры на сведении часто используют разные установки компрессора для разных вокальных пассажей (например, мягко спетый куплет требует другой компрессии, чем агрессивный припев) или даже отдельных слов. Бэк-вокал обычно собирается в моно или стерео подгруппу с несколько более строгими установками компрессии для него (пониже порог, повыше ratio, короче время атаки и возврата).

Другой неплохой трюк для вокала, используемый при сведении - развести вокал на два фейдера, один использовать без обработки, а другой обработать строгим компрессором, и затем свести оба сигнала вместе. Это поможет сохранить оригинальную динамику и поможет мягко пропетым частям прорубиться через микс.

De-Essing

Шепелявость в голосе - это такой вид искажений, когда присутствует слишком много буквы "с" (также, как "щ", "ч"), но это можно поправить, используя де-эссер. Это - частотно-зависимый компрессор, который образует своеобразный фильтр для входящего сигнала, который срабатывает только тогда, когда детектор определяет избыток высоких частот. Многополосный компрессор идеально подходит для этой цели: просто используйте внутренний кроссовер для изоляции частотного диапазона, производящего шепелявость (обычно 7 - 10 кГц) и затем компрессируйте только эту область.

Примечание: де-эссер надо помещать перед входом пульта или по-крайней мере перед бортовым эквалайзером, чтобы высокие частоты, потерянные на процессе де-ессинга, можно было восстановить уже без искажений.

Гитара

Существует, конечно, огромное количество гитар - от перегруженных электрических соло-гитар в тяжелой музыке, до чистых, с ярким звуком, включенных напрямую (через DI) фанковых гитар, и до нежного перебора акустической гитары, - но компрессия может помочь им всем.

Для гитары в тяжелом роке попробуйте полнодиапазонный компрессор с жестким лимитирующим соотношением 10:1 или даже 20:1, и с порогом, который давит гейн на 6-10 dB, время атаки несколько отпущенное, чтобы могло пройти начало каждого аккорда и каждой ноты без влияния. Чистая фанковая гитара выиграет от использования многополосного компрессора, ratio 6:1 на среднечастотном диапазоне и меньшее ratio (3:1 или 4:1) на высокочастотном. Опять же отпущенная атака, чтобы яркий передний край каждого аккорда был четко очерчен. Акустика со стальными струнами также много выигрывает, будучи закомпрессирована или многополосным, или полнодиапазонным компрессором, в зависимости от качества гитары (хорошо сделанная гитара звучит достаточно ровно на всех струнах, ей достаточно полнодиапазонного компрессора, а более дешевый инструмент сильно отличается по звуку от струны к струне, - здесь уже надо многополосник). На акустике надо мягкую компрессию 1,5:1 или 2:1, порог при этом ставим 2-3 dB, атака опять отпущена, но ровно настолько, чтобы немного смягчался жесткий звук медиатора о струну.

Бас

Так как очень важно, чтобы каждая нота баса была слышна (не всегда используется хорошо сконструированный инструмент, у которого все ноты звучат ровно, а также не все басисты имеют хорошую технику, чтобы достичь такого результата), басы почти всегда компрессируют. Многие инженеры даже дублируют компрессию баса - один раз на записи и второй раз при сведении.

Типичная стартовая установка для полнодиапазонного компрессора, предлагаемая для рок-баса должна иметь ratio 4:1 с порогом, установленным на подавление 4-8 dB для пиковых нот. Твердое колено хорошо для этого случая. Если басист играет с медиатором, время атаки должно быть очень коротким, чтобы смягчить начало ноты; если басист играет пальцами (особенно, если играет в фанк-стиле), время атаки можно увеличить, чтобы пропустить начало каждой ноты. Время возврата особенно важно для баса, и должно быть достаточно длинным, чтобы придать мягкий сустейн взятой ноте.

Многополосный компрессор здорово работает на басу, хорошо уплотняя нижние частоты (и уменьшая гудение) без влияния на середину и верх, которые отвечают за атаку звука. Когда компрессируете только нижние частоты, вы можете использовать очень быструю атаку, так как длина волны очень большая, однако, по этой же причине, время возврата должно быть достаточно большим.

Барабаны

Барабаны обычно записывают в многомикрофонной технике и часто собирают в стерео пару во время сведения. Обычно, несколько микрофонов используют, чтобы снять звук рабочего барабана, бочки, каждого из томов, и часто - хай-хет. Очень часто пару оверхедовых микрофонов используют, чтобы записать звук тарелок (и дополнить "воздуха" барабанной установке), также, в зависимости от уровня студии, может добавляться еще звук микрофона "комнаты", для большего присутствия.

Компрессия почти всегда используется на рабочем барабане и на бочке для того, чтобы добавить "шлепок" к сигналу и выровнять все сигналы, так, чтобы они были постоянны на протяжении всей песни. Полнодиапазонный компрессор прекрасно справляется с этой задачей благодаря ограниченному частотному диапазону бочки и рабочего барабана.

Типичные установки для компрессии рабочего барабана: ratio 3:1, порог 4-8 dB с очень быстрой атакой и временем возврата. Бочка имеет почти такие же установки, но ratio побольше (4:1 или 5:1) и несколько более низкий порог (6-8 dB). В обоих случаях применяется мягкое колено, и особенно следите за атакой для достижения эффекта, который вам нужен. Тома компрессируются также, со сходными установками.

Компрессию обычно добавляют к микрофону комнаты как эффект. Очень сильное, лимитирующее соотношение 10:1 или выше, низкий порог (8-12 dB) и очень медленная атака и очень быстрый возврат для очевидного эффекта подкачки. При сведении дорожек, записанных близкими микрофонами и круто обставленных гейтами, такой трек может служить для придания большого "комнатного" звука, слышимого на многих рок-записях.

Пиано

Акустическое пиано (сокращенное от "фортепиано", что значит "громко-тихо") способно производить необычайно большой динамический диапазон. И это один из поводов, почему оно так хорошо прижилось в качестве сольного инструмента в классике или джазе. Там пиано редко компрессируют, потому что теряется красота его широкого динамического диапазона.

Наоборот, в рок музыке, где пиано представлено как ансамблевый инструмент, мягкая компрессия помогает сбалансировать звучание этого инструмента, особенно когда некоторые ноты и аккорды "выпрыгивают". Здесь здорово пригодится многополосный компрессор, потому что он позволяет корректно поджать выбранный частотный диапазон без влияния на другие частоты. Часто используется мягкое соотношение 1,5:1 или 2:1 (впрочем, в рок-музыке - до 4:1) с порогом 2-4 dB. Время атаки очень важно здесь, так как жизненно важные переходные процессы - удары молоточка по струне - не должны быть потеряны, но сохранены: используйте атаку не быстрее, чем 50 мс.

Возврат также должен быть таким, чтобы не давать накачки, наоборот, можно удлинить сустейн нот, так что используйте возврат подлиннее.

Орган

Рок орган производит длинные ноты с медленно атакой, и компрессия может здесь также помочь смягчить впечатление, особенно если органист не научен работать с педалью громкости. Здесь лучше всего подойдет многополосный компрессор, так как он может идентифицировать отдельные частотные всплески, которые необходимо компрессировать. Часто используют высокое компрессионное соотношение 10:1 или 12:1 с низким порогом - 8-12 dB. Так как во многих органных звуках нет переходных моментов (кроме случая, когда включена перкуссия), короткая атака в миллисекунду или меньше работает хорошо; время возврата должно быть достаточно длинным, чтобы не проявлялся эффект подкачки.

Если многополосный компрессор для вас недоступен, вы можете попробовать такой трюк: просто поместите микрофон на низкочастотный микрофон кабинета Лесли, а второй микрофон, который снимает звук с вращающегося ротора высокочастотного динамика, оставьте некомпрессированным. Это поможет вам эффективно скомпрессировать только низкие частоты, уплотнив звук без потери атаки.

2. Составные источники звука

Стерео и двойные моно сигналы

Когда компрессируете стерео сигнал (т.е. акустическое пиано, записанное двумя микрофонами, бэк-вокал, разведенный по панораме, или амбиентные треки, записанные стерео микрофоном), в основном желательно, чтобы кнопка "стерео-линк" на компрессоре была отключена, чтобы избежать влияния переходных процессов одного канала на другой.

Когда компрессируете двойной моно сигнал, включенный стерео-линк может обеспечить некоторые интересные эффекты. Один трюк широко использовался инженерами в 60-х. Он заключался в том, что бэк-вокал проходил через один канал стерео компрессора, а лидер вокал раздваивался и один из концов приходил на вход второго канала, но выход с этого канала не брался. Порог выставлялся очень тщательно, и кнопка стерео-линк была включена, так что когда певец пел, компрессор уменьшал уровень бэк-вокала, давая место лидер вокалу.

Другой трюк несколько похож на предыдущий, но только для баса. Сигнал с бас-гитары берется с директ-бокса и с микрофона. Затем оба сигнала приходят в разные каналы стерео компрессора, и включается "линк". В этом случае, если какая-то нота, например, с DI-бокса будет громче, то компрессор подравняет уровни обоих каналов.

Интересный эффект также можно сделать, компрессируя стерео возвраты и/или посылы ревербератора. Используя длинную атаку и возврат (с плотным ratio 8:1 или выше), можно поднять уровень ревербератора, когда входной сигнал начинает затухать, создавая интересный эффект звука "прямо-в-лицо".

Компрессия смешанных сигналов

"Компрессия определяет звучание рок-музыки" - сказал один мультиплатиновый инженер. Несомненно, она также определяет звучание радио и телевидения, - все передаваемые программы слега стянуты компрессией или лимитерами на своем финальном этапе. Во времена винила, мастеринговые инженеры обычно использовали компрессоры на окончательном сигнале, чтобы максимизировать уровень и убрать скачки, которые могли в буквальном смысле выпрыгнуть из дорожки.

Сегодня, в эру CD, также применяют компрессию, но не только для технических целей. Маркетинговые исследования записывающих компаний показали, что более громко звучащие записи не только звучат лучше, но и сильнее захватывают внимание слушателей. Как результат, не только мастеринговые инженеры стали в микроскопических дозах компрессировать двухдорожечный материал, но и студийные инженеры на сведение смело применяют компрессоры на стерео подгруппах.

В таком применении, безусловно, невозможно, или почти невозможно, поправить перекомпрессированный материал. Типичные установки мы рекомендуем: порог на 1-2 dB, так, чтоб только пару индикаторов мигало. Ratio тоже очень нежно - 1,5:1 или 2:1, с длинной атакой и возвратом (50 мс или больше для атаки и 250 мс или больше для возврата), чтобы избежать накачки.