Про артикулацию. Артикуляция



Артикуляция в фонетике

Артикуляция (от лат. articulo — «артикуле» — «расчленяю, членораздельно произношу») — в фонетике работа органов речи при образовании звуков и степень отчетливости произношения. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, чёткость их звучания.

Артикуляция звука состоит из 3 этапов:


  • Экскурсия — подготовка речевого аппарата к произнесению звука, или начало артикуляции;

  • Выдержка — само произношение с сохранением положения органов, необходимого для произнесения;

  • Рекурсия — окончание артикуляции, представляющее собой завершение звука, при котором органы речи меняют свое расположение для произнесения следующего звука или переходят в состояние покоя.


В реальных условиях, поскольку мы имеем дело не с отдельным звуком, а с речевой цепочкой, то экскурсия следующего звука накладывается на рекурсию, а иногда и на выдержку предыдущего звука.

Артикуляция в музыке

В более обширном определении, артикуляция — это способ исполнения голосом или на инструменте последовательности звуков. Определяется слитностью или расчлененностью последних. Существует множество различных градаций звуковедения, от легатиссимо (предельной слитности звуков) до стаккатиссимо (максимальной краткости звуков). Применение тех или иных приемов артикуляции зависит от существа музыкального сочинения, его языка, характера. Выдающиеся исполнители нередко создают оригинальную интерпретацию известного сочинения, отличную от общепризнанной, что во многом определяется применением собственной системы артикуляции.

На духовых инструментах артикуляция осуществляется регулированием дыхания, на клавишных — снятием пальца с клавиши, связным перенесением пальцев с клавиши на клавишу, на смычковых — ведением смычка, в пении — разными приемами использования голоса. В нотной записи артикуляция обозначается графическими знаками — лигами, горизонтальными черточками, точками, вертикальными черточками (в изданиях XVIII в.) или словами «тенуто», «портато», «маркато», «спиккато», «пиццикато» и др. В XVII в. получают особое значение указания в нотах для струнных инструментов. В XVIII в. артикуляция приобретает более современный, свойственный нашему времени вид. Она становится одним из важнейших средств для фразировки: звучание ноты, ее связь со следующим звуком, активное или мягкое зарождение, угасание звука.

Артикуляция в пении — один из важных компонентов в работе над выработкой дикционных, выразительных качеств вокалиста. Это не только правильное выговаривание гласных и согласных, отдельных слогов, их вокальность, умение жестко или мягко произносить их, переносить по особому, не грамматическому, а вокальному принципу (вместо «необъя-тной Родины моей» следует петь «не-объя-тной»).

Артикуляция вокалиста, хорового певца, хора в целом — это высокая культура обращения со словом, с поэтическим текстом, уважение к нему, выстраивание такой концепции вокального искусства, когда слово и мелодия равнозначны, различимы, звучат слитно. Великий Ф. И. Шаляпин пел так, что не только каждое слово, но и каждый слог были слышны абсолютно в любой точке зала. Сочетание слова, фразы, музыки, образа в замечательном единстве потрясали слушателей.

Хоровому коллективу трудно добиваться артикуляционного, образного единства, без которого невозможно совершенство дикции. Но тем и славны наши лучшие хоровые коллективы, как взрослые, так и детские, что их исполнение полно артистизма, а произношение помогает глубокому раскрытию художественного образа, замысла композитора.

Артикуляция — одна из сторон в фортепьянном, инструментальном, вокальном исполнительстве. Произношение — понятие более широкое, оно вбирает в себя вибрирование звука, нюансировку, чистоту интонирования.