Про марш





Марш — (итал. marcia, фр. marche, от marcher — идти) — род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей, преимущественно войска.

Марш, наряду с песней и танцем, — один из самых распространенных жанров музыки. Он звучит на парадах и воинских церемониалах, при выносе боевого знамени. Под звуки траурного марша отдают последние почести павшим героям. Пионерские сборы, спортивные праздники, военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», походы невозможно себе представить без звонкого марша или марша-песни.

Марш пишется в четыре четверти или 2/4 в двухколенном или коленном складе, с трио. Ритм должен быть ясный, простой и энергичного характера. Смотря по скорости движении, марш получает разные названия. Церемониальный марш, в 4/4 медленнее скорого марша, который пишется в 2/4 или в 4/4 alla breve.

Они сплачивают ребят, создают бодрое, радостное настроение.

Есть несколько типов маршей.

В строевом, походном марше на первом плане — организующий ритм.

Встречный марш, который исполняется во время церемонии встречи гостей, отличается торжественностью, величавостью.

Концертный марш, посвященный патриотической теме, всегда несет в себе праздничное, приподнятое настроение.

Наконец, похоронный марш полон скорби и сдержанной суровости. Похоронный марш пишется в миноре, а трио в мажоре; другие марши пишутся в мажоре.

Одной из важных функций военных маршей вплоть до конца XIX века являлась синхронизация шага наступающих колонн. Похоронный марш имеет одинаковые движения с церемониальным или еще более медленные. Марш — один из главных элементов военной музыки.

Велика организующая роль марша. Не случайно многие из революционных песен созданы в жанре марша. Это знаменитые «Марсельеза», «Варшавянка», «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы», «Вперед, друзья» и многие другие. В них слышится призыв к борьбе, к объединению борцов под знаменами революции. Гражданская война принесла с собой новые походные марши-песни: «Красная Армия всех сильней», «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «По долинам и по взгорьям». В темпе марша написана «Священная война», созданная композитором А. В. Александровым в самом начале Великой Отечественной войны.

В жанре марша написан и всем хорошо известный «Гимн демократической молодежи мира» А. Г. Новикова на слова Л. И. Ошанина (сначала он так и назывался «Марш демократической молодежи»).

Невозможно себе представить без марша и жизнь Советской Армии. Советский военный марш организовывал и воспитывал. Под его чёткий размеренный ритм солдаты равняли шаг в походном или парадном строю. В марше воплощен боевой дух наших воинов, их мужество, героизм, большая нравственная сила. Таковы марши С. А. Чернецкого, Н. П. Иванова-Радкевича, А. В. Александрова и многих других советских композиторов. Музыка марша очень выразительна, эмоциональна. И потому многие композиторы включали его в свои более крупные произведения — симфонии, оперы, балеты для передачи героических или скорбных образов. Мы можем найти марши в сочинениях Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Р. Вагнера, М. И. Глинки, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, Н. Я- Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича.