Про рапсодию. Рапсодия




Рапсодия (от греч. rhapsodía — пение или декламация нараспев эпических поэм; эпическая поэма, песнь рапсода) — вокальное или инструментальное произведение свободной формы, состоящее из нескольких контрастных эпизодов.

Для рапсодии характерно чередованием разнохарактерных эпизодов на народно-песенном материале. Оно как бы воссоздаёт исполнение древнегреческого певца-рапсода.

Рапсоды (греч. rhapsodói, от rhápto — сшиваю, слагаю и ode — песнь), древнегреческие странствующие исполнители эпических поэм. В отличие от аэдов, Рапсоды декламировали нараспев, без музыкального сопровождения уже закрепленный в устной или письменной традиции текст эпических поэм, особенно Гомера. В классическую эпоху Древней Греции (5—4 вв. до н. э.) искусство Рапсоды стало частью театрального искусства и просуществовало до начала поздней античности (1 в. н. э.), приняв характер музыкальной мелодекламации.

Первые образцы этого жанра относятся к концу XVIII в., но его истинным творцом явился Ф. Лист — автор 19 «Венгерских рапсодий» и «Испанской рапсодии». В них явственно ощутима опора на венгерскую и цыганскую народную музыку, тщательно подобранную и виртуозно обработанную композитором. Лист в своих рапсодиях раскрывает богатую сокровищницу ее мелодий, ритмов и жанров.

Здесь можно найти и рыцарский горделивый танец-шествие, и свободный речитатив — повествование, и характерные фигурации, имитирующие звучание скрипок и цимбал, и, конечно, чардаш — зажигательную вихревую пляску. В каждой рапсодии по-своему сочетаются разнохарактерные разделы — медленный и быстрый, более импровизационный и опирающийся на вариационный метод развития.

В отличие от листовских рапсодии для фортепьяно И. Брамса представляют собой небольшие, довольно строгие по форме пьесы. Многие композиторы конца XIX в. называли рапсодиями масштабные сочинения для оркестра или солирующего инструмента с оркестром. Часто это название довольно условно. Так, в оркестровой «Испанской рапсодии» М. Равеля последование различных эпизодов укрупнено до сопоставления четырех самостоятельных пьес, в результате чего рапсодия, по сути, превращается в сюиту.

В «Рапсодии на тему Паганини» для фортепьяно с оркестром С. В. Рахманинова композитор, наоборот, избирает столь монолитную, насыщенную интенсивным внутренним развитием форму, что сочинение приобретает облик своеобразного концерта.

Рапсодии писали и советские композиторы «(Албанская рапсодия» К. А. Караева для оркестра).