Про винил. Про пластинки

Про винил (Про пластинки)

Хороших историй со счастливым концом в нашей жизни не так уж и много. Одна из них —история граммофонных пластинок, или «винила».

В корне неверно думать, что винил — это нечто доисторическое. Времена граммофонов, патефонов и радиол давным-давно прошли, и сейчас виниловые «вертушки» представляют собой весьма технологичные устройства. А значит, и качество звучания аудиосистемы с таким проигрывателем находится на высоте. На очень большой высоте! Сравнивать звук, получаемый с пластинок, с компакт-диском — занятие, поверьте, неблагодарное. Все равно что сначала проехаться на «Мерседесе» а потом пересесть на «Запорожец». Послушайте один раз, и все сразу станет понятно.

Время перемен

Если со звуком все отлично, то почему же компакт-диск в итоге почти полностью вытеснил «винил», можете спросить вы. Отчего грампластинки сравнивают с подлинниками великих художников, а компакт-диски — с их копиями, но все равно CD имеет большую популярность?

Все дело в том, что CD как носитель, конечно же, практичнее. Виниловые пластинки подвержены царапинам, что приводит к ухудшению звука. А компакт-диск (если только его специально не царапать) прослужит долго. Вторая причина в том, что в 80-х годах прошлого столетия технический прогресс был настолько стремительным, что стало нерентабельно заниматься выпуском сложной продукции. Технология производства компакт-диска намного проще, чем винила, так что выбор однозначно был сделан в пользу первого. Постепенно в продаже появился если не буквально ширпотреб, то дешевая аппаратура в пластиковых корпусах с печатными платами — в общем, штамповка. Тогда же на пике популярности оказалась попса. Как связаны эти два явления? Да очень просто. Простая и незатейливая музыка не требовала каких-либо жестких стандартов для ее записи. Легкий мотив «унца-унца» да сладкий голос Томаса Андерса — вот и все. Не было никакой разницы, где слушать такую музыку, она почти одинаково звучала как в концертном зале, так и по радио. Вот и стал потихоньку уходить в прошлое «винил», резко сократился выпуск проигрывателей, а ламповая техника перешла в разряд эксклюзивной. Однако не все так печально. На «виниле» в свое время была выпущена, наверное, лучшая музыка ХХ века. В основном это, конечно, классика, джаз, рок-музыка. Впрочем, в продаже можно найти практически любые записи, от АВВА до Metallica и Iron Maiden. Конечно, масштабы производства несравнимы с массовостью CD, зато и обнаружить на пластинках «полный отстой» гораздо сложнее. И не забываем про звук!

Шеллак и «винил»

В далеком 1877 году, когда была записана первая фонограмма, сразу же начались мучительные поиски подходящего материала для нового носителя информации. Формой для пластинки был выбран круг, на который наносились расположенные по спирали канавки с неровностями. Но встал вопрос — какой же материал выбрать? В 1835 году немецкий химик Юстус фон Либих после длительных опытов открыл винилхлорид, который впоследствии сыграл огромную роль в промышленности и быту. А за пять лет до записи первой фотограммы, в 1872 году, другой немецкий химик, Ю. Бауман, получил полимер винилхлорида, который чуть позже нашел свое практическое применение.

Прообраз современной пластинки возник в 1888 году — тогда использовали цинковый диск, на который наносился слой воска по методике немецкого инженера Э. Берлинера. По его имени грампластинки еще иногда называют дисками Берлинера. Чуть позже Берлинер представил миру еще одно ноу-хау — метод снятия с исходного диска дубликатов для массового производства. Сначала диски штамповали из целлулоида, эбонита и каучука. Но все они не устраивали по причине ненадежности. Было перепробовано еще множество различных веществ и субстанций, и в итоге решили остановиться на натуральной смоле, называемой шеллак. Она выделялась молодыми побегами растений при непосредственном участии самок насекомых Тахардия Лакка (Tachardia Lacca). Чтобы получить исходное сырье для пластинки, нужно было отделить шеллак от коры растений, обработать его горячей водой, расплавить и отфильтровать. Сам материал был на вес золота (одна самка за свой короткий век успевает выделить всего 20-25 мг этого вещества).

В то время единственным устройством, которое могло воспроизводить записи, был граммофон с пружинным приводом и рупором, игравшим роль современных акустических систем. Кроме того, он отфильтровывал щелчки и шумы. Из-за того, что стальная игла прижималась к пластинке очень сильно, диски очень быстро портились. Наилучшим выходом из положения было дублировать запись с обратной стороны пластинки. Со временем, когда удалось добиться меньшего веса прижимного механизма, на второй стороне стали записывать продолжения произведений.

Пластинка в России

Граммофонная промышленность России начала XX века представляла собой ряд мелких артелей. Известно о двух фабриках в Москве — «Пишущiй Амуръ» и фабрика братьев Патэ (Pathee), об одной — под Москвой, на станции Апрелевка («Метрополь Рекордс») и об одной — в Петербурге (фабрика русско-американского АО «Граммофонъ»), с филиалом в Риге. Были в России и отделения заграничных граммофонных концернов (например, «Зонофон Рекорд», «Берменер Рекордс», Victor, Beka).

После 1917 года все предприятия по производству пластинок были экспроприированы Наркомпродом, а в 1918 году граммофонная промышленность перешла в ведение Центропечати. Выпуск пластинок с дореволюционными записями продолжался за счет старых запасов сырья, но ввиду дороговизны шеллака появились трудности в массовом производстве (на тот момент актуальны были записи агитационных речей политических деятелей). По решению Центропечати стали использовать осколки старых пластинок — скрапа. Среди первых граммофонных записей — речи новых политических лидеров: Коллонтай, Луначарского (1918 год), Ленина (1919 год).

В 1922 году создается объединение по производству пластинок «Грамопластинка», тогда же на базе бывшей фабрики братьев Патэ в Москве открывается первая государственная фабрика «Пятилетие Октября». Среди пластинок того времени можно найти образцы «гранд» (диаметром 25 см, время звучания одной стороны 3 мин.) и «гигант» (30 см, 4 мин.), а также диски диаметром 20 см и 15 см. В 1938 году появились первые небьющиеся гибкие 25-сантиметровые пластинки из ацетилцеллюлозы. Однако до начала 40-х годов в производстве все еще господствовал шеллак. Но, начиная с этого времени, было решено отказаться от дорогого импортного сырья и заменить его на более дешевый хлорвинил. Уже через десять лет, в начале 50-х, в магазинах появились пластинки с надписью «Бесшеллачная ПХВ-п». В послевоенное время наибольшую популярность завоевывают пластинки-«миньоны» диаметром 20 см. Их выпускают многие фабрики Москвы, Ленинграда и союзных республик. Помимо типовых этикеток на пластинках красовались портреты исполнителей и художественные тематические зарисовки.

Но все вышеперечисленные пластинки воспроизводились со скоростью 78 оборотов в минуту, ширина звуковой дорожки была 140 мкм. Такой вид пластинок был распространен более 70 лет. К концу «эры 78 оборотов», то есть к началу 50-х годов, на смену патефонам пришли более современные устройства с электрическим приводом диска — электропатефоны, электропроигрыватели, радиолы. Все работало, естественно, на лампах. Изменения коснулись не только техники, но и иглы. Благодаря корундовым наконечникам иглы стали более износостойкими. Затем было открыто стереофоническое звучание. Пластинки «78 оборотов» уже не устраивали в силу малого времени записи. Уменьшить толщину канавок не удалось — этого не позволял материал, из которого изготавливались пластинки. Тогда для производства пластинок стал применяться винилит — сополимер винилхлорида и винилацетата. Он был менее хрупким, чем поливинилхлорид, и гораздо легче его. Так появились диски, записываемые на меньшей скорости — 33 1/3 об./мин. при ширине звуковой дорожки 55 мкм. Более того, новый материал позволял изготавливать цветные пластинки: в состав полимера добавлялся краситель. Такие пластинки продавались в 60-70-х годах.

Однако с появлением нового формата сразу стала проблема совместимости: старые проигрыватели были попросту непригодны, им требовался новый звукосниматель. Но так как у людей было много пластинок старого образца, промышленность наладила производство звукоснимателей с двумя переключаемыми иглами. Правда, у нового материала тоже имелись недостатки. Да, винилит был не таким хрупким, но в то же время был мягче предшественника, из-за чего срок хранения пластинки (даже при бережном к ней отношении) оказывался гораздо меньше, чем у дисков 78 об./мин.

Параллельно проводились эксперименты по еще большему увеличению времени записи. На свет появились пластинки, записываемые со скоростью 45 об./мин. Это был некий компромисс, так как удалось сохранить качество звучания и сохранность пластинок. Изобретение прижилось на Западе, и так называемые «сорокопятки» в основном слушали в кафе на специальных автоматах с автоматической сменой носителей (помните голливудские фильмы?).

Выпускались и пластинки частотой вращения 8 1/3 об./мин. Они предназначались для записи речевых программ с длительностью звучания одной стороны до полутора часов.

В 70-х годах получают вторую жизнь гибкие пластинки, впервые появившиеся в 30-е годы. Пластинки flexi — один из самых дешевых вариантов носителей как в производстве, так и по качеству используемого конверта. В 80-90-х годах ходили слухи, что различные цвета этикеток пластинок фирмы «Мелодия» соответствовали разным частям тиража с одной пресс-матрицы. Наилучшие по качеству пластинки (первая часть тиража с неизношенной матрицы) имели черную этикетку, далее (в порядке ухудшения) — синюю, красную и, наконец, белую.

С появлением цифрового звучания, в 80-х, были предприняты некоторые попытки его внедрения в грампластинки. Но они оказались безуспешными. Тем не менее в 1981 году впервые в мире была издана фонограмма, записанная цифровым способом. На этикетках таких пластинок делалась надпись «цифровая запись».Так называемые «квадрапластинки» не прижились в силу своей дороговизны, да и аппаратура для них требовалась недешевая. С этого времени фактически начинается эпоха цифрового звука и цифровых носителей.

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ПЛАСТИНКАМИ

- Хранить конверты с пластинками в вертикальном положении.
- Содержать пластинки в наиболее прохладном, но не сыром месте, избегая освещения пластинок солнечными лучами.
- Каждую пластинку помещать в отдельный конверт, тщательно избегая запыления: перед проигрыванием протирать пластинку мягкой фланелью.
- Пользоваться только доброкачественными иглами, не прибегая к суррогатам.
- Не пользоваться подержанными иглами, не поворачивать игравшую иглу в зажиме мембраны или адаптера.
- Избегать толчков при проигрывании; не заводить граммофон во время проигрывания; не проигрывать пластинку, если граммофон стоит на сотрясающемся основании.
- Опускать звукосниматель на пластинку плавно, без толчка.
- Не запускать и не останавливать диск при опущенном звукоснимателе.

Правила обращения с пластинками печатались на бумажных конвертах, в которых продавались пластинки.

В отечественной фирме «Мелодия» рекомендовали очищать пластинки при помощи клея ПВА. Все дело в том, что по мере износа пластинок растет шум (при прохождении иглы по канавке часто «встречались» пылинки, игла «перепрыгивала» через препятствия, создавая повреждения). Приемлемое качество можно было сохранить до 100-150 проигрываний. Поэтому специалисты из «Мелодии» советовали нанести клей мягкой кистью на всю рабочую зону пластинки, а после его высыхания снять образовавшуюся эластичную пленку, к которой как раз и приклеивались частички пыли.

«Апрелевка»

Производство грампластинок в России было налажено 1 сентября 1910 года, с открытием в подмосковном селе Апрелевка фабрики массы для граммофонных пластинок и их прессовки. «Метрополь-Рекорд». Фабрика, основанная немецким предпринимателем И. Молем, А. Кабартом и Фогтом, впоследствии выросла в крупнейший в СССР Апрелевский завод грампластинок. Первые пластинки имели два отверстия в центре и проигрывались от середины к краю. Их диаметр постепенно увеличивался (достигал даже полуметра). После революции был создан отдел «Советская пластинка». На пластинках тех лет красовалась ласточка, державшая в клюве нотный знак золотистого цвета. Она стала эмблемой Апрелевского завода.

«Мелодия»

Всесоюзная фирма «Мелодия» была организована в 1964 году как государственная компания по производству, хранению и распространению звукозаписей. В те годы миссией компании было сохранение и пропаганда творчества отечественных композиторов, музыкантов-солистов, вокально-инструментальных ансамблей и оркестров во всем мире. В ассортименте имелись записи многих жанров — и классика, и фольклорные произведения, и легкая музыка, и творчество музыкантов из всех республик бывшего Союза. По сути «Мелодия» была одним из важнейших инструментов государственной культурной политики.

Кстати, на пластинках «Мелодии» была применена собственная система обозначений. Так, первая буква (М, С, К) обозначала вид записи (монофоническая, стереофоническая, квадрофоническая), Г — гибкая пластинка. Первая цифра (от 0 до 9) — жанр записи (например, 2 — русская народная музыка, русские народные инструменты, 7 — учебные записи (уроки, лекции, фонохрестоматии). Вторая цифра (0, 1 или 2) — диаметр пластинки. Далее шел номер записи стороны пластинки, а после косой черты — номер аппаратной, в которой была произведена запись.

После распада СССР кризис коснулся и «Мелодии». Возникли сложности как с производством, так и с дистрибуцией продукции. Сегодня «Мелодия» — новый взгляд на старые вещи. Специалисты компании занимаются реставрацией старых и архивных записей русских артистов и композиторов.

Необычные пластинки

«Рок на костях»

Во времена «железного занавеса», когда жесточайшей цензуре подвергалось все западное, народные умельцы нашли выход из положения. В подпольных студиях звукозаписи предприимчивые люди наладили производство грампластинок из фотопленки, которая использовалась для рентгеновских снимков. Непригодные снимки шли в ход для модного тогда рок-н-ролла и Beatles. Такие «самопальные» пластинки назывались «рок на костях» — из-за того, что на дисках были изображены самые что ни на есть настоящие человеческие кости.

«Говорящее письмо»

В 60-70-е годы ХХ века в столичных городах и на курортах СССР широкое распространение получили «гибкие звуковые письма». Любой желающий мог передать привет семье, наговорив в микрофон приветствие, которое потом записывалось на особом рекордере на бумажную пластинку, покрытую пластмассовой пленкой. Популярностью пользовались диски с изображением чего-либо, например с панорамой города. Одна из студий в Москве предлагала дополнить письмо записями Beatles или Rolling Stones и безбедно просуществовала вплоть до 1975 года. Правила обращения с пластинкой гласили: «Поставить в адаптер новую иголку, притупить ее, проиграв часть фабричной пластинки, и, не меняя ее положения, производить проигрывание».

Гибкие пластинки

В 70-х годах получают вторую жизнь гибкие пластинки, впервые появившиеся в 30-е годы. Это один из самых дешевых вариантов носителей — как в производстве, так и по качеству используемого конверта. В Советском Союзе они имели бешенную популярность благодаря доступности для широких масс населения. Как правило, на них записывалось четыре-пять композиций. От традиционного винила они отличались богатством расцветок — бывали желтыми, голубыми, красными, черными, серыми, голубыми, причем различных оттенков. Такие пластинки часто являлись приложением к журналам, а пластинки малых размеров даже прикреплялись к открыткам.

Техника в деталях

Граммофон
конец XIX – начало ХХ века

Про винил (Про пластинки)

Звук воспроизводился чувствительной мембраной и усиливался через рупор. Для приведения граммофона в рабочее состояние приходилось крутить ручку, из-за чего его также прозвали «яйцевзбивалкой». Оптимальная длина рупора должна составлять 6 м, поэтому трубу, наподобие валторны, сворачивали в виде раковины улитки. Раструб рупоров порой доходил в диаметре до полутора метров, а изготавливались они из луженой никелированной латуни.

Патефон
20–50-е годы XX века

Про винил (Про пластинки)

В 1907 году французской фирмой «Патэ» изобретена модификация граммофона — патефон. Разработчик — Гильон Кеммлер. Основное отличие от граммофона в том, что рупор размещался внутри корпуса, это позволило существенно уменьшить размеры устройства. Вскоре патефоны стали по-настоящему портативными, а некоторые модели, с раздвижным тонармом, можно было без проблем носить с собой.

Радиола
50–70-е годы XX века

Про винил (Про пластинки)

Тем, кто постарше, наверняка запомнились радиолы — довольно большие устройства, сочетающие в себе все функции электрофонов плюс еще радиоприемник. Особой популярностью пользовались радиолы прибалтийского производства: «Ригонда», «Эстония», VEF. Радиолы были монофоническими и стереофоническими и выпускались как в настольном, так и в напольном (с ножками) вариантах.

Электропроигрыватель
середина ХХ — начало ХХI века

Про винил (Про пластинки)

По сути тот же электрофон, но без усилителя и громкоговорителя. С некоторыми изменениями дожил и до дней сегодняшних. Именно современные электропроигрыватели сейчас называют «вертушками». Для работы такого устройства в составе домашней стереосистемы нужен фонокорректор, который изменяет частотную характеристику аудиосигнала, поступающего с головки звукоснимателя на усилитель, ввиду генерации сигналов более низкого уровня, чем у компакт-диска.


Илья Иванов