Рок-музыка. С христианской точки зрения


Электронная музыка | Новости музыки | Обзоры софта | DJ-инг | VST плагины | Аудиоредакторы | Секвенсоры | Литература | Мануалы | Статьи | Учебники | Инструменты | Техника | Стили и направления | О музыкантах | Программа для создания музыки FL Studio | Программа для создания музыки Cubase | Программа для создания музыки Reason | Программа для создания музыки Nuendo | Всё о MIDI технологиях | Онлайн радиостанции | Музыкальный софт, программы | Музыкальные мануалы | Музыкальные Учебники | Музыкальные Книги | Форум музыкантов
"Ничто так сильно не меняет нравы и обычаи людей как музыка." Джу Шин (Shu Ching, 6 столетие до Р.Хр.).

Библия повествует, что когда иудейский царь Саул буйствовал, то придворные вызывали во дворец отрока Давида, чтобы он играл на гуслях для царя. Нежные и мелодичные звуки успокаивали Саула, и он опять становился нормальным человеком. Так еще в самой седой древности люди знали, что нежные мелодии благотворно влияют на настроение человека. Современная музыка вроде рок-н-ролла, особенно в стиле "тяжелого металла," производит на слушателей противоположное действие: спокойных людей она приводит в состояние буйности, ажиотажа и злобы.

Рок-н-ролл появился лет сорок тому назад. За этот период это направление в музыке развивалось все больше в сторону страстности. Давид Герген так характеризует эту эволюцию: "Разницу между вчерашней рок-музыкой и сегодняшней можно уподобить скачку от моделей в купальных костюмах, помещаемых в журнале "Иллюстрированный спорт," к фотографиям обнаженных женщин в порнографическом журнале." (УСА Тодаy, окт. 11, 1985).

В наши дни увлечение рок-музыкой превратилось в своего рода всемирное движение, насчитывающее сотни миллионов последователей. Для многих молодых людей рок-музыка и ее более буйный вариант "тяжелый металл" стали стилем жизни, где поощряется распутство, употребление наркотиков, буйство и нигилизм.

В этой брошюре мы скажем несколько слов об общем значении музыки в духовной жизни человека; приведем мнения психологов, докторов и общественных деятелей относительно влияния современной рок-музыки на молодежь, в частности - на сексуальное и буйное поведение; выявим антихристианские, оккультные и даже сатанинские элементы в некоторых формах рок-музыки. В заключение рассмотрим рок-музыку с христианской точки зрения и обсудим вопрос, как родители могут помочь своим подросткам осознать вредные последствия влияния такой музыки.

Сила музыки

Музыка - одна из самых вдохновенных форм искусства. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуко-сочетаний, колоритов и нюансов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Ее сила заключается в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые возвышенные и благородные чувства, содействовать, например, молитвенному настроению, или, напротив, может вызвать самые греховные и темные желания.

Мелодичный музыкальный аккомпанемент с самых незапамятных времен сопровождал молитву и служение Богу (Быт. 4:21, 31:27; Исх. . 32:18; Суд. 11:34; Екк. 2:8). Живший за тысячу лет до Р.Хр. царь Давид, наделенный Богом выдающимся поэтическим талантом, сочинял вдохновенные молитвы-псалмы, сопровождая их игрой на гуслях ("псалтыри"). Став впоследствии царем в Израиле, Давид ввел в богослужение пение псалмов и учредил при Иерусалимском храме должности регулярных певцов и музыкантов. Пользуясь большим успехом, псалмы Давида стали неотъемлемой частью как ветхозаветного, так позже и христианского богослужения. В обработке, главным образом, русских церковных композиторов многие псалмы Давида и по сей день украшают православные богослужения.

Священное Писание поощряет спокойное, молитвенно-настраивающее пение. Так, например, апостол Иаков советует: "Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы." Подобный совет мы читаем у апостола Павла: "Назидайте себя псалмами и славословиями и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу" (1 Цар. 16:16-23; 2 Цар. 6:5-23; 2 Цар. 22:1; 1 Пар. 6:31; 2 Пар. 29:25; Иак. 5:13; Еф. 5:19; Кол. 3:16).

Философ Платон (427-347 до Р.Хр). считал, что Бог вложил в человека расположение создавать и сочетать звуки не как попало и случайно, но в подражание гармонии духовного мира (Реpубиис) Аристотель (384-322 до Х.Р). отметил значение музыки в деле образования молодежи. В своей "Политике" он писал, что "влияние музыки настолько велико, что разные ее формы и жанры можно классифицировать соответственно их влиянию на характер человека."

Музыковед 6-го века М. S. Ботхиус писал: "Музыка - это часть нашего естества. Она способна или облагораживать, или действовать разлагающе на наше поведение" (Де Институтионе Мусиса). А. W. Тозер заметил: "Если ты любишь и слушаешь неправильную музыку, твоя внутренняя жизнь зачахнет и умрет" (Тхе Сиосинг оф тхе Америсан Минд, Неw Уорк, Симон анд Счустер, 1987, стр. 68-81).

Современные медицинские эксперименты установили факт благотворного влияния спокойной классической музыки на процесс выздоровления человека. Об этом пишет, например, Dr. Сиyде L. Наш Jr. хирург при больнице Св. Луки в Кливланде, штат Охайо. Другой врач Dr. Матхеw H. М. Лее, директор Rush Рехабииитатион Институте Нью-Йоркского университетсткого медицинского центра говорил: "Мы имеем возможность подтвердить благотворное влияние музыки в устранении осложнений во время болезни, в укреплении здоровья пациентов и в сокращении срока их больничного пребывания." Конечно, "музыка не магическое средство, - говорит музыкальный терапевт из Кливланда Дефориа Лане, - но как в больнице, так и дома она является мощным средством лечения молодых и престарелых" (Смотри статью "МусисЬс Surprising Роwер то Неаи," в журнале РеадерЬс Дигест авг. 1992, которая приводит другие документальные данные о пользе спокойной музыки). Несколько лет тому назад в американских журналах писали об экспериментах влияния музыки на растения. Было установлено, что спокойная музыка содействует росту и развитию некоторых кустов и цветов, а от буйной музыки они чахнут. В Германии стали употреблять спокойную музыку во время дойки коров. Эти эксперименты говорят о том, что не только люди реагируют на музыку.

Dr. Ноwард Нансен, бывший директор Истмонской музыкальной школы, комментировал в Американском журнале психиатрии (том 99, стр. 317): "Музыка - это особенно трудноуловимое искусство, обладающее неисчислимыми эмоциональными коннотациями. Она состоит из многих элементов, и, в соответствии с их пропорцией, она может успокаивать или ободрять, облагораживать или вульгаризировать, располагать к медитации или буйству. Она - мощная сила как для добра, так и для зла" (УСА Тодаy, 11 окт. 1985).

Музыка - это не только развлечение, но в известной мере и "проповедь." Она неизменно выражает мировоззрение композитора и может быть сильным оружием как добра, так и зла. Бог, вдохновляя благонамеренных композиторов, через их музыку влияет на духовное настроение людей. Но и сатана пытается сделать то же самое через людей, отвернувшихся от Бога. Хотя каждый вправе придерживаться своих личных вкусов при выборе музыки, однако нельзя терять здравый смысл в объективной оценке музыкальных произведений. Христианин должен уметь различать благое от порочного как в музыке, так и в кинофильмах, в искусстве и литературе. Во всех этих отраслях искусства часто наблюдается смесь доброго и злого, и христианское убеждение должно всегда подсказать, где следует провести черту. В этом религиозное чувство, направляемое Священным Писанием, является верным руководством для христианина.



Одурманивающая сила рок-н-ролла

Современные композиторы рок-музыки согласны с тем, что произведения их имеют огромную силу (Большинство фактов и ссылок, приведенных дальше, почерпнуты из книги "Тхе Фасц он Роск Мусис," Йохн Анкерберг анд Йохн Wеидон, Нарвест Ноусе Рубиишерс, Еугене, Орегон, УСА 1992). Так, например, Франк Заppа в журнале "Лифе" писал: "Способы, которыми влияет музыка на чувства человека, многочисленны и неуловимы... Громкие звуки и яркий свет сегодняшней музыки являются мощным средством индоктринации" (Лифе магазине, 28 июня 1968 Сиаш, ведущий гитарист в группе "Guns N' Росес," заявляет: "Я вижу, что это очень серьезно: моя музыка направляет жизнь людей, которых я совсем не знаю...). Действительно страшно то, что я обладаю такой огромной силой" (Ерис Номберг, Тхе НеииЬс Беиис Study гуиде, Гаинесвииие, Еи Рееи то Рееи, 1990 г.).

Наи Зиегиер, один из первых распространителей рок-музыки, писал еще в 50-ых годах: "Я понял, что эта музыка проникает в молодежь потому, что ее ритм совпадает с ритмами в их организме. Я знал, что никто и ничто не сможет вышибить эту музыку из них... Они будут ее носить в себе всю свою жизнь" (журнал Лифе,28 июня 1968).

Родителям нельзя пренебрегать огромным влиянием рок-музыки на их детей. В период молодости и юности формируется система ценностей человека. Психологи, специализировавшиеся в области влияния музыки на человека, неоднократно высказывали свои опасения по поводу рок-музыки. Наблюдения известного психолога Йохн Каppас показали, что люди "очень восприимчивы ко всему сказанному в песне. И путем насыщения чувств музыка может вызывать в слушателе то возбуждение, то меланхолию. Каждый раз, когда сознание перегружено, люди будут воспринимать все, что внушается им в это время, потому что они утратили самозащиту. Люди покидают концерты в крайне восприимчивом состоянии. Музыке свойственно ослаблять мышление и создавать настроение. И тогда внешние впечатления легко ассимилируются" (Аииан Биоом, Тхе Сиосинг оф тхе Америсан Минд, Неw Уорк: Симон анд Счустер, 1987,68-81).

Влияние некоторых форм рок-н-ролла настолько серьезно, что законы во многих штатах в США требуют, чтобы на обложках потенциально вредных музыкальных альбомов и видеолент была авторитетная оценка их содержания. (Ноwард C. Ниеисон, мембер оф Сонгресс, письмо от 19 апреля 1990 г). Более 19-ти других штатов серьезно обсуждают законопроекты с требованием установления соответствующих предупреждений потребителям. Общества типа Натионаи Теачерс Ассосиатион, Америсан Асадемy оф Редиатрисс и US Сургеон Генераи выразили тревогу по поводу отрицательного влияния некоторых современных песен. Так, при обсуждении законопроектов по этому вопросу были установлены следующие факты:

1. С самого возникновения кино-звуковой индустрии мелодии, слова и картины (как в отдельности, так особенно вместе) имели глубокое влияние и на общество, и на отдельных людей - как в положительном, так и в отрицательном направлении.

2. Некоторые типы музыки и видео-фильмов способствуют утверждению недостойных человека вредных чувств и плохого поведения путем внушения, оправдания, поощрения насилия, вандализма, насилования, убийства, злоупотребления наркотиками, самоубийства, человеческих жертвоприношений, деградации женщины, детей и человеческой расы, зверства, садизма, мазохизма и других извращений.

3. Подобный аморальный материал большей частью направлен на молодёжь в годы её повышенной восприимчивости.

4. Этот материал почти повсеместно доступен, независимо от возраста, когда есть деньги (Cоpy оf lеgistаtivе prоpоsаl, 101st Cоngrеss, 2nd Sеssiоn, with cоncurrеnt rеsоlutiоn аttаctеd by Hоwаrd C. Niеlsоn, mеmbеr оf Cоngrеss, 42390-1).

Кроме психологов, врачи тоже озабочены негативным влиянием рок-музыки на молодежь. Исследование, приведенное в "Йоурнаи оф тхе Медисаи Ассосиатион" (от 22 сент. 1989 г), заключило: "С раннего возраста юноши должны начать выработать стандарты своего поведения и согласовывать их со стандартами взрослых... В этом контексте музыка - мощный стимул в жизни юношей - пошла в сомнительном направлении. Слова некоторых песен, насыщенные безнравственным и буйным содержанием, входят в открытый конфликт с наставлениями взрослого поколения относительно воздержания и разумного поведения... Доктора должны учитывать значение музыки в жизни молодёжи и использовать музыкальные вкусы молодых людей в качестве показателей их эмоционального и умственного здоровья" (Еиизабетх F. Броwн анд Wиииам Нендее, "Адоиессенц анд Тхеир Мусис: Insights инто тхе Неаитх оф Адоиессенц," Йоурнаи оф тхе Америсан Медисаи Ассосиатион, 22/29 сент. 1989, стр.1659).

В книге "Тхе Сиосинг оф тхе Америсан Минд" известный социолог Аииан Биоом выразил беспокойство по поводу влияния рок-музыки на детей, юношества и студентов. Д-р Блум утверждает, что молодёжь, которая имеет незрелые представления о сексе, не сможет нормально развиваться. Напротив, рок-музыка насильно бомбардирует их проповедью взрослого секса и даже извращений, подталкивая их к извращенному половому поведению. И это усваивают они тогда, когда их понятия о любви, ответственности и взаимной заботе супругов находятся еще в стадии развития. По мнению Блума, рок-музыка в американской культуре подрывает родительский авторитет в деле морального воспитания детей (Биоом, "Сиосинг оф тхе Америсан Минд," стр.73-76).

Один специалист по школам, имевший большой опыт в работе с трудными подростками, утверждает: "В течение моего многолетнего руководства (соунсеиинг) молодыми людьми я постоянно сталкиваюсь с проблемой влияния на них музыки. В поступках молодых людей я неоднократно наблюдал отражение аморального поведения их музыкальных кумиров. Молодые люди обнаруживали свою полную преданность им и в употреблении их специфических выражений, и в надписях на книгах названий их песен, и в украшении своих спален их фотографиями, и слушанием в автомобилях их громкой музыки, и в подражании одежде, которую они одевали" (In Медиа Уpдате, нояб.-дек. 1989, стр. 2-3).

Аи Менсони, школьный консультант и специалист по рок-музыке, утверждает: "Очень печально, что большинство христианских юношей, с которыми я общаюсь, больше преданы своей музыке, чем Христу. Музыка - это язык современного поколения... Я думал, что я понимал сильное влияние окружающей среды до тех пор, пока я лично еще больше не убедился в этом влиянии на опыте моей 12-тилетней дочери Анны. Давление на нее следовать образу жизни музыкантов рок-групп как Бон Йови, Guns N' Росес и певцов как Боббy Броwн, Мадонна, Георге Мичаеи - было чрезвычайно сильно... Молодые люди, вроде моей дочери, постоянно отождествляют себя со своими кумирами из мира рока. Эти кумиры определяют их мировоззрение и их систему ценностей. А эта система ценностей, в свою очередь, определяет их чувственную сущность. Сегодняшняя молодежь не просто слушает музыку, она глубоко переживает ее. Музыка становится содержанием их жизни" (журнал Медиа Уpдате,сент./окт. 1989 стр.1-2).

Поучительно познакомиться с документальными данными, собранными в серии интервью МТВ "Роскументарy" с ведущими группами рок-музыки. Здесь со всей очевидностью можно наблюдать саморазрушающий образ жизни ведущих лидеров рока - злоупотребление наркотиками, половая распущенность, алкоголизм, нигилизм, гедонизм, бунтарство, анархизм и увлечение оккультизмом. Так, например, 3-го августа 1991-го года музыканты группы "Мотиеy Сруе" признались в своем распущенном поведении, которое стало обычным для них. Их жизнь спустилась на такой скотоподобный уровень, что они, в конце концов, со всей очевидностью поняли, что им надо выбрать одно из двух: или в корне изменить свой образ жизни, или готовиться к смерти... К сожалению, далеко не все это понимают, и саморазрушающий образ жизни звезд рока продолжает заражать молодежь.

Как бы человек в принципе не относился к рок-музыке, он не может отрицать факта доминирующего влияния такой музыки на мировоззрение и поступки молодежи. Видео-рок, их концерты и журналы - это мощная проповедь, которую жадно впитывает молодежь.

В следующих нескольких главах мы приведем факты отрицательного влияния рок-музыки на чувства, поведение и на религиозное настроение молодежи.

Рок и секс

Факты показывают, что рок-музыка стимулирует половую распущенность. Согласно журналу "US Неwс анд Wорид Реpорт" от 19-го марта 1990-го года, "в данное время существует 13 рок-групп, названных именами мужских половых органов, 6 - именами женских половых органов, 4 - вариантами слова сперма, 8 - связаны с абортом, одна - именем болезни матки. 10 групп названы в честь разных сексуальных актов, а 8 включают в свое название ругательные матерные слова.

Современная рок-музыка насыщена элементами внебрачного совокупления, супружеской измены, садизма и мазохизма, гомосексуализма, изнасилования и некрофилии. Нередко рок-песни поощряют совершать секс с кем хочется. Например, песни Марвин Гаyе - "Сеxуаи Неаиинг," Qуеенс - "Бодy Лангуаге," Георге Мичаеи - "I wант Уоур Сеx," Мадонна - "Чемисаи Реастион," Wхите Снаке - "Still Оф тхе Night," композиции Рринсе и бесконечное количество подобных проповедуют одно: половую распущенность. Очевидно, что в произведениях большинства композиторов рок-н-ролла распутство приукрашено и преподносится как нечто привлекательное.

Параллельно с этим происходит полная деградация понятий: женщина, мать, девушка, невеста. Все они становятся объектами безудержной животной половой страсти. Например, песни "Еат Ме Аииве" (Ешь меня живьем) и "Юдас Рриест" (Иуда-священник) воспевают половой экстаз, в который приходит извращенец, когда с револьвером заставляет других выполнять его желания. Чтобы не смущать читателей, мы пропускаем здесь другие цитаты, документирующие эту сторону рок-музыки (Йохн Анкербер анд Йохн Wеидон, "Тхе Фасц он Роск Мусис," Нарвест Ноусе Publishing Ноусе, Орегон, 1992, р.13-14).

Аккан Биоом прав, когда утверждает, что "в основном рок-музыка содержит лишь один варварский призыв: жаждать секса. Здесь не любовь, а животная половая страсть, самая примитивная и необузданная... Пользуясь авторитетом законной развлекательной индустрии, рок-музыка преподносит детям на серебряном блюде именно то, против чего предупреждали их родители и объясняли, что это для них преждевременно... Молодые люди сознают, что рок-музыка имеет ритм полового общения ... Никогда в прошлом не существовало искусства, направленного так явно на совращение молодежи. Слова песен то прямо, то косвенно описывают акты удовлетворения половых желаний и преподносят эти акты как совершенно естественные и законные для них. И это преподносится юношам, которые еще не приобрели самых элементарных понятий о любви, браке и семье. Эта музыка влияет на молодых больше, чем открытая порнография. Молодые люди больше не нуждаются в наблюдении за тем, как ведут себя взрослые. Теперь они в состоянии сами все это перепробовать. Пусть старые развратники продолжают наслаждаться срамными зрелищами. Теперь активная половая жизнь - область молодежи. Им нужно одно - поощрение" (Биоом, "Сиосинг оф тхе Америсан Минд," стр. 73-74).

Рок-музыка и ярость

Концерт группы "Guns N' Росес," состоявшийся 2-го июля 1991-го года в городе Сент-Луис штата Миссури, закончился ужасным разгулом 2500 рассвирепевших молодых людей, в результате чего пострадало 60 человек. Журнал "Роииинг Стонес" сообщил, что участники этого концерта "пришли в неистовое состояние, бросая бутылки, уничтожая сидения, разрывая кусты, поджигая и ломая музыкальные инструменты... Погром продолжался более часа, пока не прибыл отряд особой полиции и не навел порядок. ("Роииинг Стоне," 22 авг. 1992, стр. 15 Подобное буйство является далеко не единственным случаем. Неистовства на рок-концертах иногда приводят к убийствам.

В городе Джеферсон-Тауншип, штата Нью-Джерси, юноша Фома Силливан заколол ножом свою мать Бетти Анн в подвале их дома. Затем он поджег диван с целью сжечь дом и так убить своего отца и младшего брата и, выбежав из дома, покончил жизнь самоубийством, перерезав себе вены на руках. Всю неделю до этого преступления Фома напевал рок-песенку о крови и убийстве матери. Позже полиция выяснила, что Фома был талантливым студентом, отличным спортсменом и состоял в скаутах. Он стал как-то увлекаться музыкой "тяжелого металла." До совершения преступления он поведал своим друзьям, что сатана явился ему и велел убить свою семью.

Разные формы насилия все больше пестрят в рок-музыке. Так, например, в песне, озаглавленной "Я убиваю детей" хора "Деад Кеннедy," мы слышим: "Я убиваю детей. Я любуюсь, когда они умирают. Я убиваю, чтобы заставить плакать их матерей. Я давлю их под колесами моего автомобиля и с удовольствием слушаю крики их. Я кормлю их отравленными конфетами и порчу их праздник Халловин. Я убиваю детей, ударяя их головой об двери. Я убиваю детей и с нетерпением жду, чтоб добраться до вашего." В альбоме "Неии Аwаиц" оркестра "Сиеyер" слышен призыв: "Без всякой видимой причины, просто убивай и снова убивай. Даже если ты переживешь мои зверские порезы, я буду тебя преследовать до конца."

На пластинке "Ирон Маиден" герой песен Еддy - человек, убивающий с огромным наслаждением. Согласно специалистам по сатанизму, песня пластинки "АС/ДС," озаглавленная "Night Рроwиер" ("Ночной хищник"), вдохновляла убийцу Ричард Рамирез убить около 30-ти человек. В этой песне есть такие слова: "Никто тебя не предупредит, никто не крикнет "Тревога!" - пока ты не почувствуешь, что стальное лезвие торчит из твоей спины. Я - хищник, охотящийся за тобой."

Одно из исследований показало, что из 700 самых популярных песен "тяжелого металла:" 50 процентов говорят об убийстве, 35 процентов о сатанизме и 7 процентов о самоубийстве. Профессор лирики Нью-Йоркского университета Шеииа Давис убеждена, что "необходимо обратить самое серьезное внимание на содержание популярных песен и учесть не только, к чему они призывают общество, но в особенности те результаты, которые эти призывы приносят" (УСА Тодаy, 11 окт. 1985, стр.10). Национальный Совет Церквей опубликовал исследование, из которого видно, что возрастающее агрессивное поведение молодежи является прямым результатом буйного содержания современных фильмов и музыки (УСА Тодаy, 11 окт. 1985).

Параллельно с внешней агрессивностью разрушительное настроение может оказаться направленным против самого слушателя музыки. Некоторые композиторы рок-музыки проповедуют самоубийство - иногда намеками, а иногда прямо. Так, например, композитор Оззy Осбоурне в песне "Суисиде Соиутион" говорит: "Самоубийство - это единственный путь к освобождению." В песне "СуисидеЬс Аитернативе" поется: "Мне надоела жизнь - она несносна. Я подавлен и устал - никому до этого нет дела. Я противен сам себе - не хочу жить. Надоела жизнь - пора умереть. Самоубийство - это выход." "Пожертвуй жизнью и соверши самоубийство. Сделав это во имя сатаны, ты станешь бессмертным, как и он!" - так поется в одной из песенок, посвященной Люциферу группой "тяжелого металла."

Исследования психолога Dr. Наннеиоре Wасс, признанного специалиста в области процесса умирания, показывают, что хотя только 17 процентов молодежи слушает музыку с явно разрушительным содержанием, среди юных преступников количество слушающих такую музыку достигает 40 процентов. Кроме того, почти половина опрошенных лиц признала возможность, что подобные песни могут действительно склонить к самоубийству неуравновешенных или подавленных печалью молодых людей. В результате подробного опроса молодых людей Dr. Wасс заключил, что очень важно родителям следить за тем, что слушают их дети, и обращать внимание на проявление ими каких-либо ненормальных симптомов (Wасс, ет. аи., "АдоиессенцЬ Интерест," стр. 186, было опрошено 700 молодых лиц. Темы были: убийства, самоубийства и сатанизм. Cf. АеросмитхЬс "ЙаниеЬс Гот а Gun").

Подобные исследования побудили общество Натионаи Едусатион Ассосиатион заключить, что около 6000 самоубийств юношей в год, вызвано влиянием нигилистской и фаталистической музыки (Информатион фор РаренцЬ Мусис Ресоурсе Сентер, Нашвииие, ТН, 1990 г.). Известный психиатр из города Палм-Спрингс, штат Калифорния, Dr. Мортон Куриан, пациент которого Йохн МсСоииум после слушания пластинки Оззy Осбоурне покончил с собой, заявил: "Несомненно, что садомо-мазохизм, кровь и насилие приносят большой доход фабрикантам пластинок и видео-фильмов рок-музыки. Однако эти произведения способны столкнуть в пропасть эмоционально неуравновешенного молодого человека" (Артоур Лyонс, "Сатан Wанц Уоу," Неw Уорк: Мyстериоус Рресс, 1988 стр. 171). Как известно, миллионы современных молодых страдают внутренним разладом.

Здесь следует учитывать, что отчужденное, нигилистическое и разрушительное содержание музыки стиля рок отражает фактическое настроение и жизнь звезд рока. Например, биография Pink Фиоyд "Саусерфуи оф Сесрец," написанная двумя руководителями этого ансамбля, приводит яркие примеры личных трагедий в жизни тех, кто одобряет эксцессы (Cf. тхе 1991 Еитон Йохн интервиеw with Давид Фрост).

Авторы Счwарз и Емpеy замечают: "Из разговора с некоторыми музыкантами, замешанными в сатанизме, а также из бесед со специалистами, исследователями и психологами, с которыми мы советовались, ясно вырисовывается следующая картина. Все, кто сатанизм предпочитает христианству, жаждут немедленного удовлетворения своих желаний: денег, власти и жизни без контроля. Многие из опрошенных звезд рока мечтают жить в сказочном мире несметного богатства и согласны умереть молодыми в расплату за полученные ими блага." Справедливость подобных высказываний становится очевидной при ознакомлении с некрологами звезд рока. Многие из них преждевременно умерли от алкоголизма, принятия наркотиков или от аварий, случившихся в результате злоупотребления ими (Счwарз анд Емpеy, "Сатанисм: Is Уоур Фамииy Сафе?" р.154).

Сами названия некоторых групп "тяжелого металла," известного еще под именем "металл смерти," говорят о прославлении смерти и разрушения. Вот примеры: Биессед Деатх, Сарниворе, Соронер, Деструстион, Масе, Маиисе, Оверкиии, Роттен Сорpсе, Сасрифисе, Виоиенсе, и так далее (Cf. Даве Нарт, "Неавy Метаи Маднесс," Медиа Уpдате, июль/авг. 1989, стр.5).

Журнал Американского медицинского общества пишет: "Разрушительное и сексуальное содержание видео-рока смущает многих. Одно из исследований показало, что среди 200 рассмотренных видео-фильмов насилие преобладало в 57 процентах, а сексуальные сцены в 75 процентах... Половина женщин, выступавших в этих фильмах, были одеты вызывающе... Есть основание видеть прямую связь между разрушительным содержанием телефильмов и последующим агрессивным поведением молодежи." В этой же статье приведены примеры говорящие о том, что зверские убийства были совершены в результате очарования музыкой "тяжелого металла." Причем иногда преступления были совершенны сразу после просмотра фильмов видео-рока. Доктор Гербнер и его помощники видят отрицательное влияние подобных фильмов и музыки на взаимоотношения между людьми в современном обществе" (Броwн анд Нендее, "Адоиессенц анд Тхеир Мусис," p.1661-62; Wасс, ет. аи., "АдоиессенцЬ Интерест," Кинг, "Неавy Метаи Мусис").

Психиатр из штата Теннесси заявил на Сенатской комиссии, что "тяжелый металл" является ядом для неоперившихся молодых людей, а также для людей, злоупотребляющих возбудительными средствами. "Эта музыка подобна добавлению бензина в пламя, которое горит ненавистью и озлобленностью," - сказал доктор Павел Кинг, профессор-ассистент клиники детской психиатрии при Теннессийском университете. По словам доктора Кинга, 80 процентов его молодых пациентов слушали ежедневно музыку "тяжелого металла."

Для христианина нет сомнения, что богохульство, пошлость, разврат насилие, проповедуемые современной рок-музыкой, идут в разрез с божественным планом спасения людей.

Рок и наркотики. Кроме секса и насилия, рок-музыка содействует злоупотреблению наркотиками. Еще в 1969-ом году журнал "Тимес" (от 26 сент). комментировал, что "композиторы рок-музыки употребляют наркотики часто и открыто, их произведения насыщены намеками на наркотики." Одно из исследований в Рост Градуате Медисине сделало следующее заключение: "Факты подтверждают, что рок-музыка, как правило, стимулирует употребление наркотиков, неразборчивую сексуальную связь и буйное поведение" (Кинг, "Неавy Метаи Мусис;" cf. Wасс, ет.аи., "Адоиессенц Интерест," стр. 82).

И несмотря на то, что злоупотребление наркотиками представляет такую большую проблему в современном обществе, рок-музыка продолжает поощрять их употребление. Общественным деятелям пора понять, что рок-музыка несет значительную долю вины в современной наркомании.

Рок-музыка и оккультизм

По фразам рок-музыки заметно, что она имеет какие-то общие элементы с религией. Такая музыка, например, признает высшую силу, управляющую миром. Однако, быстро становится очевидным, что здесь воспевается не Бог как Высшее Доброе Существо и даже не слепая "судьба" языческих поэтов, а нечто или некто мрачный и жестокий.

На периферии основного русла рок-музыки есть группы с крайне антихристианским уклоном. Какофония некоторых групп "тяжелого металла" пронизана мотивами оккультизма и сатанизма. Эти леденящие звуки тянут в самую преисподнюю тех, кто заслушивается ими. Вот некоторые примеры применения ритуалов черных месс. Во время концерта группы "Гwарт" один из участников на сцене отрезал изображение человеческой головы от чучела и сделал нечто подобное кроплению кровью на зрителей концерта. Затем участники группы черпали кровь убитого и, мазав ею свои лица и тела, пили ее. Затем члены оркестра приводили животных на сцену и вырывали из них кишки.

Еще в 1966-ом году Йонн Леннон хвастался, что христианство уйдет и что группа "Беатиес" будет более популярна, чем Христос. Пропускаем его дальнейшие надругательства над Христом (Йохн Леннон, "А Сpаниард in тхе Wоркс," Неw Уорк: Симон анд Счустер, 1965, стр. 14). Как известно, он трагически погиб в декабре 1980 года. "Рок всегда был дьявольской музыкой," - заявил в 1976 г. Давид Бови, который является одной из самых больших звезд рока.

По свидетельству журнала "Spin" (январь 1991, ст. 29), певец Данзинг в произведениях вроде "Ам I Демон," "Мотхер," и других подобных превозносит оккультные ритуалы и духовную анархию. В одном из богохульных видео-фильмов женщина, стоящая у подножия креста, оглядывается наверх и, вместо Христа, видит изображение демона, свисающего с креста с распростертыми руками. Очевидно, цель этой сцены - внушить зрителю отрицательное восприятие крестного знамения.

Известно, что рок-музыка с самого начала своего появления была бунтарской и ополчилась против авторитета родителей и общества. Теперь же некоторые из новых групп рока открыто начали призывать к отвержению традиционных христианских принципов. В одном из ранних интервью журналу "Роииинг Стонес" Давид Сросбy из группы "Сросбy, Stills & Наш" комментировал: "Я решил, что самым важным будет скосить их детей. Здесь я не говорю о физическом похищении. Я имею в виду переменить их шкалу ценностей, что фактически выведет их из того мира, в котором живут их родители" (журнал "Роииинг Стоне," вои.1, p. 410).

Рауи Кантер из журнала "Йессерсон Старшиp" признается: "Цель нашей музыки - увеличить брешь между поколениями, разобщить детей с их родителями" (In Тингеихофф, Досументатион оф Еxpосе, p.4).Миск Йаггер журнала "Роииинг Стонес" отметил: "Не существует безвредной, ориентированной на семью роковой песни" (там же, стр. 5). Йохн Соугар говорит откровенно: "Я ругаюсь и проклинаю (в моих песнях) потому, что это неприемлемо обществу. Я ненавижу все то, что считается нужным или принятым. Вот почему я отвергаю школы, правительства и церкви" (там же стр. 6).

Nikki Sixx из группы "Мотиеy Сруе" замечает: "Поначалу мы не предполагали стать примером для кого-либо. Но так как мы все же были восприняты как пример, то теперь мы стараемся дать нашим поклонникам то, во что они могут верить. Некоторые подумали, что наш концерт "Шоут ат тхе Девии" воспевал сатану. Но это не так. Он был направлен к ниспровержению всякого авторитета - будь то родителей, учителей или начальников. Это, по-моему, отличный совет. Однако я уверен, что любой родитель увидит в этом предательство" ("Роск Беат," 1987, стр. 41).

Содержание текста в песне "Роск анд Роии Бабyион" действует подавляюще. Антихристианская сущность этой низшей формы культуры выявляется здесь в самом обнаженном виде. Начиная с пластинки "Тхе Доорс" композиции Jim Моррисон, с ее насмешливым выкрикиваниями фраз из молитвы Отче наш, затем песни Qуисксанд Йесус композиции "Skid Роw" ("спасают ли нас лицемерные святые?"), и кончая более открытыми богохульствами, культура рока откровенно обнаруживает свое отвращение к христианству. Оззy Осборне признается: "Я не вновь рожденный христианин, а я вновь-рожденный Гитлер" ("Среам Метаи," март 1986, стр. 12).

Вот еще цитаты из "тяжелого металла." В песне "Тхе Оатх" группы "Кинг Диамонд" раздается: "Я отвергаю Христа-обманщика и отрекаюсь от христианской веры, презирая все ее содержание." А в песне "Россессед" музыкальной группы "Веном" говорится: "Я одержим всем, что является злым. Я требую смерти вашего Бога. Я сижу по правую руку царя-сатаны и пью блевотину священника. Совокупляйся с твоей умирающей блудницей. Сатана - мой воплощенный властелин. Хвалите все: Да здравствует наш скверный владыка!" В "Hymn 43" музыкальной группы "Йетхро Туии" поется: "Мы сами свои спасители. Если Христос спасает, то пусть спасет себя." Нет сил дальше цитировать кощунства из этих песен.

В рок-н-ролле и "тяжелом металле" есть сильное влияние оккультизма. Очень способный композитор Cyril Ссот изучал теософию с целью применения оккультизма в музыке. По его словам, обе написанные им книги: "Тхе Инфиуенсе оф Мусис он Нисторy анд Мораис" и "Мусис: Its Сесрет Инфиуенсе тхроугх тхе Агес" - были составлены по вдохновению от того же духа, который некогда вещал через мадам Блаватскую (основательницу теософского движения в дореволюционной России). В своей второй книге Ссот сообщает, что дух, его вдохновлявший, "особенно интересовался эволюцией западной музыки... Он считал полезным, чтобы студенты оккультизма всех направлений больше ценили музыку как силу, содействующую успеху оккультизма. Ссот считает, что перед людьми, посвященными в тайны спиритизма, лежит великая задача в области развития музыки (стр. 199). В чем же заключается эта задача? - В том, чтобы использовать музыку в качестве оккультного медиума, через которого можно вызывать в слушателях нужные психические состояния, психические способности для установления контакта с миром духов. По словам Ссот, "музыка должна быть направлена к тому, чтобы привести людей к более тесному контакту с девас (духами) ... Мы вступаем в эпоху "нового века" (Неw Аге). В первую очередь, мы стараемся посредством вдохновенной музыки распространить дух оккультизма для соединения всех в одно братство и таким образом оживить духовную вибрацию нашей планеты" (стр. 200-204).

Жанр этой "вдохновенной музыки" может быть найден в местных магазинах музыкальных пластинок. Некоторые композиции песен "нового века" дышат спиритизмом и направлены к созданию оккультной атмосферы. Композиторы музыки "новый век" утверждают, что их мелодии содействуют медитации (в индусском смысле), развивают психическую силу и преобразуют сознание, ведут к астральному путешествию и производят изменения в личности.

Многие из пользующихся успехом звезд рок-музыки занимались не только оккультизмом, но и сатанизмом. Стараясь описать свои собственные "вдохновенные" процессы, Йохн Леннон объяснял: "Это состояние подобно одержимости, вроде психоза или состояния медиума." Уоко Оно о группе "Беатиес" сказала, что "они были подобны медиумам. Они не сознавали, что делали, но утверждали, что она (эта музыка) проходила сквозь них." Марк Сторасе, певец в рок-группе "тяжелого металла," в своём интервью журналу "Circus" сказал: "Вы не можете это точно объяснить, но можете сказать только, что оно подобно таинственной энергии, которая из метафизического измерения втекает в ваше тело. Оно очень подобно состоянию медиума." Литтие Ричард испытывал подобные состояния и указал на сатану как на своего вдохновителя: "Мною руководила и мне приказывала иная сила. То была сила тьмы, ... в которую многие люди даже не верят. Эта сила был черт, сам сатана." Jim Моррисон (написавший "Тхе Доорс") называл духов, которые по временам овладевали им тхе иордс (властелины). В их честь он составлял поэтические сочинения.

Изобретательность популярной звезды рока Йони Митчеии приходила к ней от духа-руководителя по имени Арт. Она так сильно зависела от этого духа, что, когда он призывал ее, никакая сила не могла ее остановить. Частые воздействия подобных духов на композиторов рока выходят далеко за пределы случайных единичных случаев. Фаyне Рридгон, бывшая подруга суперзвезды Нендриx, сказала, что "он всегда говорил, что дьявол или что-то похожее обитало в нем, так что он не имел никакого контроля над собой ... Песни сами собой лились из него" (Даве Hunt, Америса: "Тхе СорсерерЬс Неw Аppрентисе," Еугене, ОР: Нарвест Ноусе, 1988, стр. 239-40).

Многие другие звезды рока занимались оккультизмом и описывают свои произведения в терминах то одержимости, то транса (Ларсон, "ЛарсонЬс Боок оф Роск," стр. 125-35; Hunt, Америса: "Тхе СорсерерЬс Неw Аppрентисе," р.245-246). Известно, что теперь большое количество музыкантов обнаруживает интерес к оккультизму, колдовству, а иногда даже сатанизму. Имена некоторых групп "черного металла" имеют отношению к оккультному. Так например: Совен, Дарк Ангеи, Демон, Инфернаи Майестy, Россесед, Сатан, Сиовен Нооф и подобные ("Детаиис фор Мен," июль 1991, стр.100-101).

Оззy Осбоурне однажды заметил: "По-видимому, я никогда не знал наперед, что надо сочинять. Я предпочитаю делать то, что духи внушают мне. Так у меня всегда есть возможность обвинить кого-то другого" (Фасес магазине, ноябрь 1983, стр. 24). Будучи ведущим певцом на концерте "Биаск Саббатх" в Канаде, Осбоурне торжественно призвал сатану. "Иногда я чувствую себя каким-то медиумом внешней силы," - объяснял Осбоурне. (Тингеихофф, "Досументатион оф Еxpосе," p.21 Группа "Биаск Саббатх" призывает Люцифера на своих концертах. (там же В "Мастер оф Реаиитy" они поют, что он "господин этого мира" и "современный исповедник").

Согласно интервью Ретер Criss, ведущего ударника группы "КИСС," данного журналу Роииинг Стонес, он заявил: "Я так же верю в сатану, как верю в Бога. Ведь можно обращаться к любому из них для достижения поставленной цели" (Роииинг Стоне, 12 янв. 1978, можно наивно подумать, что название "KISS" говорит о поцелуе; на самом же деле это акроним: "Короли на службе сатане"). Другого гитариста спросили: "Откуда вы черпаете силу для такой игры?" - "Наверное, снизу, - ответил он. - Там наверху рок-н-ролла нет!"

Участники группы "Ирон Маиден" признаются, что они занимаются оккультизмом, включая колдовство (Среам Метаи, сент. 1982). Один из концертов этой группы в Портланде штата Орегон был открыт словами: "Добро пожаловать в святилище сатаны!"

Описывая концерт Ван Наиен, Давид Лее Ротх заметил: "Свою душу я отдам им. Это именно то, что я собираюсь сделать. Когда человек достигает такой высоты, то он готов с мольбой припасть к демонским богам (Роск, апрель 1984).

Гитарист группы "Мотиеy Сруе" Миск Марс откровенно описывает свою группу как демоническую (Неавy Метаи Тимес, май 1983). Nikki Sixx о своем концерте "Шоут ат тхе Девии" говорил: "На сцене мы пользуемся пентаграммами с острием, торчащим вниз, черепами, изображениями головы рогатого козла, перевернутыми крестами и другими символами сатанизма... Я всегда флиртовал с дьяволом" (Circus, 31 янв. 1984). Между прочим, любители музыки "тяжелого металла" нередко носят на себе амулеты с символами, перечисленными выше. Название ЗОСО обозначает трехглавого пса, сторожащего у ворот ада, слово НАТАС - это имя сатаны, написанное наоборот, изображение i..I сорнуто - с выдвинутым указательным пальцем и мизинцем, является символом сатаны.

Разрушение психики (Андрей Дерягин, Февраль 2002).

О деструктивном характере воздействия рок-музыки не только на духовно-нравственное, но и на психофизическое состояние человека написано уже очень много. Результаты экспериментов, оценивающих влияние рок-ритмов на животный и растительный мир, поражают своей мрачной очевидностью. Но тем не менее на практике все остается по-прежнему: поп-музыка продолжает быть, можно сказать, неумолкаемым фоном современной цивилизации...

Нейрохирурги Иллинойского университета, изучая феномен воздействия музыкальных ритмов на подкорковые области головного мозга, пришли к выводу о существовании новой патологии - синдрома, который они назвали "ритмический токсикоз." Большая часть пораженных новой болезнью - рок-фанаты и завсегдатаи дискотек. "Согласно гипотезе, выдвинутой учеными, звуковые сигналы определенного ритма и тембра разрушительно воздействуют на иммунную систему человека, что может привести к необратимым последствиям" [1].

Как бы ни были губительны физиологические действия рока, его психологические действия являются еще более страшными. Достаточно перечислить психоэмоциональные травмы, которые наиболее часто встречаются в медицинских и психиатрических анализах докторов Мак Раферти, Грэнби Блейна, Бернарда Сэйбела, Вуолтера Райта, Фрэнка Гарлока, Тома Аллена: изменение эмоциональных реакций, вытекающее из сдерживания стремления к неконтролируемому насилию; утрата способности к сосредоточению; ослабление контроля над умственной деятельностью и волей; сверхвозбуждение, вызывающее эйфорию, внушаемость, истерию и даже галлюцинации; серьезные нарушения памяти, мозговых функций и нервно-мускульной координации; гипнотическое или каталептическое состояние, превращающее личность в подобие зомби; депрессивное состояние, особенно при сочетании музыки и наркотиков; необузданные порывы к разрушению, вандализму после концертов и т. д. [2]

Известный на Западе музыкальный терапевт Адам Книст в отчете о десятилетнем исследовании характера воздействий поп-музыки на человека пишет: "Основная проблема действия поп-музыки на пациентов, которыми я занимался, обусловлена мощностью звука, который вызывает истощение, панику, нарциссизм, расстройство пищеварения, гипертонию, необычайное наркотическое состояние. Рок не является безобидным времяпрепровождением, это - наркотик, более смертоносный, чем героин."

О невозможности существования в пространстве поп-культуры и сохранения при этом нравственной и телесной чистоты говорят результаты исследований группы врачей под руководством Боба Ларсена: "Низкочастотные колебания, созданные усилением бас-гитары, к которым добавляется повторяющееся действие бита, в значительной мере влияют на состояние спинномозговой жидкости. Эта жидкость, в свою очередь, непосредственно влияет на слизистые железы, регулирующие секрецию гормонов. Нарушается равновесие половых и надпочечных гормонов, происходит изменение уровня инсулина в крови. Результат: различные функции контроля нравственного торможения спускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются."

Хотя медицинский аспект воздействие поп-музыки на человеческий организм изучен уже достаточно хорошо, на практике выводы исследователей совершенно игнорируются. И вовсе упускается из виду другая, неведомая религиозно несведущему исследователю опасность.

Такой, можно сказать, главной опасностью, которую несет в себе поп-музыка, является ее оргийная, мистериальная природа. И дело вовсе не ограничивается чисто внешним заимствованием "музыкальных ритмов у африканских племен и в среде "вуду" [3] в Латинской Америке и на Гаити" [4]: связи между рок- и языческой мистериальной музыкой значительно глубже.

Христианская антропология говорит о двухсоставности человеческого естества, образующегося сочетанием души и тела. Мистериальное действо предполагает воздействие на человека как на совокупность этих двух составляющих. Путем такого воздействия достигается состояние максимально возможной открытости человека по отношению к падшим ангелам духовного мира - мира "начальств, властей, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной" (Еф. 6:12).

Необходимо учесть, что неотъемлемой частью мистериальных оргийных культов являлось использование различных способов для снятия естественных как психических, так и соматических защитных механизмов человека. Для достижения этого результата в языческих храмах использовались световые моделировки, особым образом ритмически выстроенные песнопения, необычные звуковые эффекты, курения различных наркотических веществ и тому подобные методы вывода человека в экстатическое "внечеловеческое" состояние. "Нетрудно понять, как действовало на посвященных мистериальное богослужение, сопровождаемое световыми и звуковыми эффектами, в подборе которых египетские жрецы были великие мастера" [5].

Все эти технологии живы и сегодня: ни один крупный концерт поп-музыки не обходится без использования стробоскопов, лазерных "пушек," искусственных задымлений, стихийных танцев (в лучшем случае) в партере и употребления публикой различных "тонизирующих" средств. Таким образом, через участие в дискотеках и поп-концертах, воспроизводящих, по сути, механику языческих богослужений, человек, может быть, неосознанно, но тем не менее закономерно подготавливается к возможному посвящению в неоязыческих культах. Ниже приводится описание языческой оргии, которое даст возможность на конкретном примере убедиться в структурном сходстве (если не тождестве) поп-концертов и оккультных мистерий.

"...Несколько стариков и две пожилые женщины методично раскачивались из стороны в сторону, притопывая ногами в ритм барабанным ударам. Некоторые из присутствующих находились, по-видимому, под воздействием напитка, выпитого ими из тыквы. Вдруг в этой тиши забил барабан - все быстрее и быстрее, пронзительно прорезался звук какой-то китайской свирели. Сочетание очень низкого и очень высокого звучания [6] начали давать свой эффект, люди постепенно раскачивались, и, кажется, что-то проговаривали наизусть, повторяя слова за одним из "посвящающих."

Ритм ускорялся, и я вдруг стал сознавать, что из стороннего наблюдателя начал превращаться в участника этого чудовищного и в то же время захватывающего зрелища. Я стоял поодаль - и одновременно находился в этом круге трепещущих тел, мое тело находилось там, даже не среди этой толпы, но в неких сферах, где пребывало наше общее сознание.

Кажется, не было сил противиться этому порыву, ритм пробирался куда-то внутрь, мышцы стали непроизвольно дрожать и сокращаться [7]. Странное возбуждение и в то же время какая-то удивительная отстраненность, будто бы вверяешь свое тело этому ритуалу.

Повсюду раздавались крики, люди размахивали руками. Это был хаос, подчиненный какой-то странной, неописуемой закономерности. Движения людей ускорялись, ритм убыстрялся. В принципе спокойные китайцы, которые несколькими часами раньше по-деловому обсуждали со мной какие-то насущные проблемы, казалось, превратились в буйных эпилептиков. Мужчины падали на землю вместе с женщинами, бесстыдно овладевая друг другом. Казалось, здесь сконцентрировалось все, что должно противоречить веками устоявшимся традициям нравственной и благопристойной жизни.

Это был один из праздников местной секты, проводимый два раза в год. Правда, вряд ли сами жители этой деревушки считают себя членами одной из крупнейших тайных религиозных сект в Восточной Азии, где состоит по самым приблизительным подсчетам более миллиона человек. Они не знают друг друга, не знакомы с иерархией и даже основами веры. По сути, и секты никакой нет - ведь вся деревня и состоит в этой секте, которую они нередко называют емким словом "Путь" (Дао). Это - причудливое переплетение деревенских верований в духов-хранителей, буддизма, даосизма, строгих конфуцианских догм морали, которые при этом порой превращаются в собственную противоположность" [8].

Поп-культура - не менее "причудливое переплетение" стремления к различного рода дешевым удовольставиям с религиозным невежеством. А религиозное невежество, как, впрочем, и всякое невежество вообще, всегда ведет человека к пустоте. Именно эта духовная пустота порождает "потерянные поколения" - поколения людей, потерявших среди пустых пепсикольных бутылок себя...

[1] Баженов Ю. "Африканские божества на европейской земле." ТД, № 8.

[2] Режимбаль Жан-Поль. Рок-н-ролл. Насилие над сознанием...

[3] Вуду, или вудуизм - один из видов черной магии, связанный с поклонением змее; распространен в основном среди чернокожего населения Латинской Америки.

[4] Режимбаль Жан-Поль. Рок-н-ролл. Насилие над сознанием...

[5] Зеньковский В., протоиерей. Апологетика. Рига, 1992 г., С. 135.

[6] Аналогичное сочетание образуют ударная установка, бас-гитара и соло-гитара.

[7] "Боб Ларсон открыл несколько убедительных симптомов у более чем 200 пациентов. Было отмечено, что поп-музыка может вызывать удивительные физиологические эффекты: изменения пульса и дыхания, повышенную секрецию эндокринных желез, и в частности слизистой железы, которая регулирует жизненные процессы в организме. Когда мелодия поднимается, гортань сжимается, когда мелодия опускается, гортань расслабляется. Основной метаболизм и содержание сахара в крови претерпевали изменения в процессе слушания. Таким образом, можно наблюдать своего рода "игру" на человеческом организме, как на музыкальном инструменте. Доминирующий ритм в роке или поп-музыке сначала захватывает тело, затем стимулирует некоторые гормональные функции эндокринной системы. И в самом деле, некоторые поп-музыканты взялись манипулировать над мозгом таким образом, чтобы замкнуть его сознательные возможности, аналогично тому, как это делает наркотик" (Режимбаль Жан-Поль. Рок-н-ролл. Насилие над сознанием).

[8] Маслов А.А. Невозможная цивилизация? Ж-л "Знак вопроса," изд. "Знание," №3, 1995 г., С.55-56.

Заключение

Итак, с самых древних времен музыка, как правило, выражала самые возвышенные и благородные чувства композитора. Она умиротворяла, радовала и даже способствовала молитвенному настроению слушателей. Музыка, как и поэзия, всегда отражала нечто возвышенное, "не от мира сего," творческий дар. Мы читаем в книге Откровения, что ангелы и святые на небе своим пением славословят Бога. Но существует ли музыка в аду? Если существует, то она, наверно, напоминает современный рок и "тяжелый металл." К такому заключению приходишь, когда смотришь на те бурные и яростные половые чувства, которые эта музыка вызывает. Она вздымает со дна душ слушателей все самые их темные и греховные качества. Вспоминаются слова книги Откровения: "Горе живущим на земле и на море. Потому что к вам сошел дьявол в сильной ярости, зная, что немного еще ему осталось времени" (Откр. 12:12).

Духовно чуткий человек не может не видеть влияния дьявола на современную музыку, на содержание программ телевидения и кинофильмов, на увлечение восточным мистицизмом, трансцендентальной медитацией, йогой, на растущую популярность спиритизма, астрологии и экстрасенсных форм лечения. Щупальцы князя тьмы проникают все глубже в жизнь современных людей. "По плодам их узнаете их!"

Дети и подростки являются главными "потребителями" современной буйной музыки. Конечно, большинство из них не вникают в значения слов и намеков в музыке, которой они увлекаются. Их разум еще не развит достаточно, чтобы понять сексуальные иносказания, разные термины извращений и оккультные намеки в таких песнях. Также не доходит до их сознания сатанинская символика этой музыки. Они лишь жаждут сильных стимулов, чего-то нового и увлекательного, и возбудительные ритмы рок-музыки созвучны животным инстинктам их естества.

Согласно заключению представителей Америсан Асадемy оф Редиатрисс (ААР), большинство произведений современной рок-музыки и рок-видео угрожает психическому здоровью детей и подростков в большей мере, чем несколько лет тому назад болезнь полиомиелит. Представители ААР высказывают мнение, что продолжительное слушание музыки "тяжелого металла" может духовно изуродовать молодого человека и оставить неизгладимые шрамы в его психике. Хуже всего то, что рок-музыка и "тяжелый металл" стали еще и проводниками антихристианских идей.

Проблема современной буйной музыки вскрывает более глубокие недуги современного общества. Возможно, что призывы рок-песен привлекают молодежь потому, что они не нашли в жизни возвышенных ориентиров и не верят в идеалы взрослого поколения. Этой музыкой они выражают протест против своих родителей, в которых они разочарованы.

С этой точки зрения, родители должны серьезно взвесить, насколько искренна их вера в Бога и насколько уклад в их семье соответствует христианскому учению. Регулярно ли молятся Богу все члены семьи, ходят ли в храм, причащаются ли, соблюдают ли посты и церковные праздники, читают ли вместе Евангелие, беседуют ли о Боге? Если этого нет, то неизбежно у детей образуется духовная пустота, которую они будут заполнять всем, что попадется им на пути.

Конечно, влияние окружающей среды очень сильно, и родители часто оказываются беспомощными противостоять ему. Однако нельзя отчаиваться. Надо открыто беседовать с детьми о современных проблемах и открывать им глаза на то, что угрожает им. Главное же - надо молиться Богу, чтобы Он своими путями направил их к спасению, потому что "невозможное людям возможно Богу!"

Миссионерский Листок 56

Свято-Троицкая Православная Миссия

Copyright © 2001, Holy Trinity Orthodox Mission

466 Foothill Blvd, Box 397, La Canada, Ca 91011, USА

Редактор: Епископ Александр (Милеант)