С чего начинается студия?. С чего начинается студия...


Электронная музыка | Новости музыки | Обзоры софта | DJ-инг | VST плагины | Аудиоредакторы | Секвенсоры | Литература | Мануалы | Статьи | Учебники | Инструменты | Техника | Стили и направления | О музыкантах | Программа для создания музыки FL Studio | Программа для создания музыки Cubase | Программа для создания музыки Reason | Программа для создания музыки Nuendo | Всё о MIDI технологиях | Онлайн радиостанции | Музыкальный софт, программы | Музыкальные мануалы | Музыкальные Учебники | Музыкальные Книги | Форум музыкантов
С чего начинается студия? (С чего начинается студия...)

Многие при обустройстве студий самого различного класса и применения сталкиваются с одними и теми же проблемами. Что купить, чему отдать предпочтение, как избежать почти мгновенного устаревания компьютерного оборудования? Это все уже многократно обсуждалось в различной литературе и в Интернете, однако чаще всего рекомендации не охватывают всю проблему в целом, а касаются лишь частностей.

Ниже речь пойдет об основах комплектации цифровой студии на базе компьютера. Такие студии нынче в каждом городе появляются, как грибы после дождя, но большинство из их новоиспеченных владельцев повторяют одни и те же ошибки...

Я не стану касаться подбора оборудования для полностью "железных" и аналоговых студий не потому, что не люблю аналоговые технологии, а потому, что на таком оборудовании работают уже "взрослые" профессионалы и все эти советы им, что азбука для восьмиклассника.


Помещение

Практически это самое главное! Но почему-то большинство начинающих студийцев при строительстве студий придает этой проблеме наименьшее значение. Пьер Томас, основатель и исполнительный директор компании Fundamental Acoustic Research, считает, что "звучание самого лучшего монитора будет настолько хорошим, насколько хороша акустика помещения, в котором он установлен".

Лучше всего заказать проект акустической отделки контрольной комнаты у специалистов. Как минимум – необходимо победить ранние отражения и стоячие волны в аппаратной. Особенно, если у вас в студии предполагается иметь не только мониторы ближней зоны.

Мониторинг

Это второе по важности! Необходимо реально слышать то, что вы делаете. Как сказал известнейший российский звукорежиссер Юрий Иванович Богданов: “Недооцененка мониторинга – вот важнейшая проблема нашей работы. Мы просто не слышим, что крутим, может, и крутить-то ничего не надо!”

Поверьте, для достижения хорошего звука мониторы гораздо важнее любой супер-крутонавороченной звуковой карты и самых супер-новомодных сэмплов!

И совершенно не важно, собираетесь вы делать – записи своих песен для соседа по квартире или хиты для звезд мировой музыки – при отсутствии хорошего мониторинга вы в обоих случаях обречены на плохой звук. Нельзя использовать вместо мониторов разнообразные музыкальные центры и бумбоксы, компьютерные акустические системы, оборудование домашних театров и прочие прелести широко рекламируемых высоких звуковых технологий.

К сожалению, невозможно дать конкретные рекомендации по приобретению тех или иных мониторов. Тут как с женщинами – одним нравятся блондинки, другие без ума от брюнеток... Все нужно слушать самому. Непременно возьмите свои любимые записи (а лучше еще и собственные записи), шероховатости звучания которых (на различных видах оборудования) вы уже хорошо знаете, и внимательно послушайте их на выбираемых мониторах.

Они не должны звучать красиво, они должны звучать честно! Если вы сразу и легко слышите все мелкие нюансы звука в разных записях и при этом звучание колонок вас не раздражает – вы нашли то, что искали. Но одной пары мониторов в большинстве случаев мало. К сожалению, идеальных универсальных мониторов не существует, и если вы детально слышите локализацию и спектральные компоненты звука на выбранных вами мониторах, то, скорее всего, вы непременно ошибетесь в балансах при сведении. Значит, потребуется вторая пара мониторов, которые звучат достаточно комфортно и позволяют не утонуть в деталях при сведении, показывая лишь общую звуковую картину. Обычно это мониторы ближней зоны, и чаще всего для данного применения рекомендуют знаменитые Yamaha NS-10, которые практически стали стандартом в звуковой индустрии, но уже, к сожалению, сняты с производства.

Конвертеры

От их качества зависит, что вы запишите и, главное, что вы услышите в процессе работы над своей замечательной музыкой. Как и в случае с мониторами, вы должны реально слышать то, что делаете. Иначе ошибок не избежать. При выборе конвертеров имеет смысл обращать внимание на их возможность синхронизироваться с источником внешнего clock'а. Работа с использованием WordClock в студии с разветвленной цифровой коммутацией, значительно улучшает звучание системы за счет минимизации джиттера. Но это уже тема отдельного большого разговора.

Имеет смысл выбирать конвертеры, поддерживающие разрядность 24 бита, особенно для цифро-аналоговых преобразователей. Но стоит помнить и о том, что в аналого-цифровых преобразователях 20 бит являются физическим пределом разрешения, а поток с большей битностью получается благодаря оверсэмплингу. Другими словами, часто старые 16-битные или 20-битные линейные АЦП звучат лучше новых 24-битных... Если вы намерены все делать внутри компьютера исключительно в цифре и записывать результат на audioCD, имеет смысл не гнаться за частотой 96 кГц, а остановиться на конвертерах с частотой дискретизации до 48 кГц, так как преимущества записи в формате 96 кГц в большинстве случаев начинают проявляться только при сведении материала на отдельно стоящий АЦП с потребительской частотой (все еще 44,1 кГц) через аналог. (Mytek, RME, Apogee, Lucid).

Микрофон

Даже если вы планируете записывать исключительно электронную музыку, вам потребуется приличный микрофон. Хотя бы для того, чтобы засэмплировать звуки своего голоса, гитарные ноты, стук пустых кастрюль и тому подобные звуки, которые вам пригодятся при создании своей индивидуальной звуковой палитры.

Даже недорогой конденсаторный микрофон в абсолютном большинстве случаев для этих целей значительно лучше дорогого динамического собрата. Электретные микрофоны хотя и лучше динамических, но проигрывают конденсаторным. Самое сложное – отличить электретный микрофон, некоторые производители очень не любят писать об этом и даже специально называют свои электреты studio condensor microfon (например, AKG C3000B, CAD E-100, Sennheiser e865, Peavey PVM480 и другие).

Внимательно читайте технические характеристики в паспорте микрофона – там вполне может попасться мелкая надпись типа "конденсаторный микрофон с предполяризованной мембраной". Это и есть самый настоящий электретный микрофон! Кроме того, возможность использования низкого фантомного питания +12 В или +18 В, а также батареек, вставляемых в корпус микрофона, тоже указывает на электретную головку. Настоящий конденсаторный микрофон требует не менее +48 В для поляризации обкладок головки (иногда около 200 В, применяются такие микрофоны только со своим специальным блоком питания. (Rode, Октава).

Микрофонный предусилитель

Естественно, микрофон придется включать в микрофонный предусилитель. От его качества тоже зависит, что вам удастся записать. Очень часто можно встретить рекомендации не пользоваться микрофонными входами звуковых компьютерных карт, а использовать маленький и недорогой микшер. И если с первой частью этой рекомендации невозможно не согласиться, то использование микрофонных входов дешевого (во всех смыслах) микшера вызывает большие сомнения в силу весьма невысокого качества звучания его микрофонных входов. Примерно за 50-100 долларов можно приобрести вполне приличный микрофонный предусилитель. За эту цену есть даже ламповые модели, например, ART и Bellary. Но увидев предусилитель с гордой надписью Wave или Tube, не стоит обольщаться раньше времени – большинство недорогих микрофонников сделаны по гибридной технологии. А это означает, что собственно усилением в них занимаются все те же вездесущие микросхемы, а лампа стоит лишь для "подкраски" звучания, по сути, для добавления в сигнал специфических ламповых искажений...

Настоящие ламповые микрофонные предусилители ОЧЕНЬ дороги, но вовсе не потому, что очень сложны, а потому, что приходится подбирать хорошо звучащие лампы при изготовлении и применять дорогие входные и выходные симметрирующие трансформаторы.

Звуковая карта

Постарайтесь предварительно выяснить устойчивость работы драйверов карты, которую вы намерены приобрести. Конвертеры, расположенные непосредственно на самой карте, обычно звучат хуже внешних специализированных устройств. Имеет смысл обратить внимание на возможность WordClock синхронизации и возможность подключения внешних преобразователей с разными форматами (SPDIF coaksial, SPDIF optikal, AES/EBU, ADAT toc-link). Лучше, если все цифровые порты будут синхронного типа. (RME, Linx).

Карты (системы записи), оснащенные специализированными звуковыми DSP, надежнее в работе и лучше по звуку, чем внутренние компьютерные обработки, но значительно дороже по стоимости. (Paris, ProTools, Pulsar).

Остальное оборудование

Нынче очень модно говорить, что теперь, во времена суперпроизводительных компьютеров, совершенно ни к чему тратить деньги на дорогие студийные синтезаторы и приборы обработки, так как компьютерные программы уже догнали и перегнали своих железных собратьев по качеству звука, гибкости и удобству работы. Самое смешное, что те, кто так утверждает, сами в это верят. И действительно, сравнивая звуки программы GigaStudio и, например, железного Akai или plug-in Wawes Renaissance Reverberator и железного Lexicon, нельзя не заметить их большое сходство. Проблемы начинаются лишь когда эти звуки не слушаются отдельно, а укладываются в микс. Вот тут-то и становится очевидно, что железные приборы звучат и остаются самим собой даже в самой насыщенной аранжировке, а их программные братья как-то тускнеют, становятся подозрительно одинаковыми и безликими.

Кроме того, чтобы сделать плагинами все, что задумано, никогда не хватает ресурсов процессора и начинается бесконечная гонка за мегагерцами... Ведь как только вы приобретаете новый процессор, производитель (и как только он об этом узнает?!) непременно выпускает парочку новых плагин, которые жрут ваши кровные мегагерцы вдвое больше прежнего и им вновь становится мало скорости вашего компьютера. А продавцы (которые наверняка тоже шпионят за вами) буквально через несколько дней после вашего апгрейда предлагают те же процессоры/железки уже почти в два раза дешевле, чем вы за них заплатили!..

Выход один – постепенно, по мере возможности приобретать железные приборы, потому что рано или поздно придется обрастать железяками. Все профессионалы к этому приходят, если хотят двигаться вперед, тем более, что аналоговое железо стареет очень медленно в отличие от цифры. Я ничего не сказал о коммутации, подразумевая, что вы сами прекрасно знаете – плохая или неправильная коммутация легко изуродует звучание даже самых лучших приборов. Помните об этом и не пытайтесь на ней экономить, большого выигрыша это не даст, а вот последствия могут быть самыми непредсказуемыми и в самое непредвиденное время.

И, главное, не забудьте, что компьютер всего лишь инструмент в ваших руках, как молоток в руках плотника или скрипка в руках скрипача. Конечный результат не слишком сильно зависит от качества и производительности этого "молотка". Вполне достойную запись можно сделать и на пресловутом саундбластере, если, конечно, помещение и мониторы(!) позволят вам слышать то, что вы делаете. Главное, что бы это была хорошая музыка!

Автор: Евгений Бордюгов