Создание студий звукозаписи. Музыкальный бизнес


Звук вокруг

Что необходимо для успеха на рынке звукозаписи ? Как создать свою студию и стоит ли об этом мечтать ?

Музыкальная экономика

Условно все студии можно разбить на три типа. Компаний топ-класса, предлагающих высочайшее качество записи, профессиональный продакшн, способных работать с любым проектом - будь то хор, оркестр, эстрадная группа, - в России нет.

Это связано прежде всего с финансами: требуются вложения около $10 млн.

«Уже давно ходят слухи о том, что кто-то собирается организовать подобное предприятие в нашей стране, - рассказывает Серж Батлер, саунд-продюсер компании Discolife Music. - Но я не думаю, что это произойдет в ближайшем будущем. Очень дорого стоит современное звукозаписывающее оборудование. К примеру, во всемирно известной компании Sony Music Studio было семь аппаратных, в каждую из которых вложено от $1 млн.».

Для России более характерны небольшие компании среднего класса, на создание которых на первых порах может хватить и $200 тыс. Но, конечно, это минимум: иногда затраты могут доходить и до $1,5 млн., особенно если предполагается работа с живой музыкой. В зависимости от типа работы такие фирмы берут за услуги от 1000 до 3000 рублей в час.

Основные заказы поступают им от начинающих музыкантов и корпоративных клиентов, которым необходимо записать музыку или текст для рекламы. Оборот на этом сегменте рынка небольшой - от $60 тыс. до $250 тыс. в год.

И третий тип - домашняя аудитория, которую может организовать при желании каждый: затраты на оборудование минимальные, за аренду помещения платить не надо. Это самый экономичный вариант записи: достаточно заплатить 300-500 рублей в час, и при этом качество записи может быть на довольно высоком уровне. Зачастую дома пишутся сами музыканты, неудовлетворенные услугами более крупных компаний.

Годовой оборот домашних студий звукозаписи доходит в лучшем случае до $50 тыс., а посчитать их реальное количество не представляется возможным. В Москве, по разным данным, работает от 200 до 300 домашних и средних студий.

«Это очень много, - уверяет Серж Батлер. - Но развития рынка не происходит: одни фирмы закрываются, другие открываются, и ничего принципиально нового они не приносят».

Такая ситуация - прямое следствие спроса: если студия звукозаписи загружена на 85%, то это уже очень хорошо. Причем три четверти заказов приходится на самые дешевые виды работ - на запись вокала и мастеринг (процесс подготовки и переноса записанной фонограммы на какой-либо носитель для последующего тиражирования). А это автоматически означает низкую рентабельность бизнеса, в сред­нем 10%.

«Новичку, чтобы вернуть вложенные средства, придется подождать несколько лет, - предупреждает генеральный директор звукозаписывающей компании «Фонограф» Сергей Жилин. - А о том, чтобы этот бизнес приносил нормальный доход, не может быть и речи».



Слагаемые развития

Несмотря на немалое количество игроков, конкуренция на рынке звукозаписи - понятие относительное: по сути, каждая рекорд компания занимает свою маленькую нишу. В силу этого, а также в силу отсутствия массового потребителя четко прослеживается две тенденции. Во-первых, цены диктует клиент: многие хотят европейского звука за минимальные деньги. Во-вторых, звукозаписывающие компании не стремятся повышать качество услуг.

«За счет этого увеличить доход невозможно, - уверен Моисеев. - Обычно развитие идет за счет диверсификации бизнеса». Например, в компании «Фонограф» помимо звукозаписи предлагают организацию концертов и праздников, а также техническое оснащение. А компания Si-Records, созданная шесть лет назад предпринимателем и музыкантом Игорем Сандлером, получает дополнительный доход, предоставляя клиентам репетиционную базу и единственную в России передвижную студию.

Однако все это потребовало немалых вложений. Среди тех, кто постоянно записывался и репетировал в Si-Records, Лариса Долина, Дима Билан, Сергей Лазарев, группы «Тэту», «Премьер-министр», «Серебро».

«Названия студий звукозаписи мало кто знает. Новых клиентов привлекают имена людей, которые с ними связаны», - обращает внимание на еще одну составляющую успеха Сергей. Но для привлечения «звезд» обширные знакомства в музыкальной среде.

«Чтобы о тебе кто-то узнал, нужно кого-то к себе затащить, а это очень сложно. Один шанс из тысячи. Без связей в этом бизнесе делать нечего», - уверен Игорь Сандлер, в прошлом участник легендарной рок-группы «Интеграл».

Впрочем, у него самого благодаря бурной музыкальном молодости проблемы со связями не было. А благодаря деловой успешности в зрелые годы не было проблемы со стартовыми вложениями, позволившими приобрести уникальную для России студийную технику: микшерный пулы Neve, ленточный магнитофон Studer и целую коллекцию аналоговых синтезаторов. Большую часть доходов Сандлеру сегодня приносит бизнес в других сферах. И первоначально студия звукозаписи была для «проектом для души».

Будущее и настоящее

«Чтобы музыкальный бизнес стал прибыльным, нужно создавать не отдельные студии звукозаписи, а целые продюсерские центры, которые занимались бы записью, выпуском дисков, раскруткой артиста, организацией концертов, заключением рекламных контрактов - в общем, полным обслуживанием артистов», - размышляет Сандлер. Именно так работают гиганты музыкальной индустрии, такие как Sony Music, BMG, Warner, Universal, EMI.

Для выхода на такой уровень России придется еще много работать, и в первую очередь - вырастить для музыкального рынка необходимые кадры. Руководители студий в один голос заявляют, что действительно профессиональных звукорежиссеров в нашей стране единицы.

«От техники зависит очень много, но еще больше зависит от людей, - уверен Сергей Жилин. - На телевидении, например, я знаю всего лишь одного по-настоящему профессионального звукорежиссера - Андрея Пастернака. Для того чтобы быть специалистом, нужно постоянно работать, интересоваться, где-то ошибаться, добиваться успехов, нужна постоянная деятельность. Это трудно, и не все готовы класть большую часть своей жизни на то, чтобы постоянно совершенствоваться».

Из тех звукорежиссеров, которые есть на рынке, большинство работает фрилансерами сразу в нескольких компаниях. «На это невозможно никак повлиять, так как специалистов мало, а студии не могут обеспечить их достойным объемом работы и соответствующей зарплатой», - утверждает Батлер. А по мнению Сандлера, в России просто нет школы звукорежиссуры. «У нас пока нет опыта, практики, - убежден он. - На Западе все это есть и организовано на соответствующем уровне.

Поэтому музыканты, заработавшие немножко денег, стараются записывать свои альбомы за границей. Знания, технику купить можно, но сам опыт - нет». Паровозом, который потянет вперед звукозаписывающую индустрию, в такой ситуации может стать потребитель.

«Клиент становится все более подкованным, поэтому и компании не должны стоять на месте, чтобы лучше понимать, что именно хочет-заказчик и как он хочет, чтобы был выполнен заказ, - рассуждает Леонид Моисеев. - И сервис должен улучшаться не только в области записи саундтреков. Те студии, которые в ответ на твой телефонный звонок отвечают: «Алле, и че вы хотите?» - заранее обречены на провал».

Подытожим

Выходить на этот рынок звукозаписи с минимальным бюджетом, чтобы создать очередную, ничем не отличающуюся от других студию, вряд ли стоит. Конечно, все зависит от финансовых возможностей. Но легкой прибыли здесь точно не будет. И чтобы развиваться, важно выбрать один из непростых, но единственно перспективных путей - либо работать на имидж, чтобы в итоге привлечь в клиенты музыкальную элиту, либо изначально сделать ставку на диверсификацию бизнеса и выход на смежные рынки. Однако и в том и в другом случае помимо существенных инвестиций потребуются хорошие связи и умение грамотно подбирать персонал.



Классика жанра

С продажи музыкальных пластинок по почте и создания собственной студии звукозаписи начинал путь в большой бизнес Ричард Брэнсон - один из самых ярких предпринимателей современности. В 1970-е годы в его студии записывались никому тогда еще не известные группы и музыканты: Майк Олдфилд, Фил Коллинз, Sex Pistols. В итоге их пластинки стали сверхуспешными, а Брэнсон вложил заработанный капитал в авиакомпанию Virgin Airlines и множество других проектов. Но собственную студию он в конце концов продал.

Два рынка

По оценкам экспертов, российские студии звукозаписи заработали в 2007 году около $60 млн. Однако эта индустрия - лишь одно из подразделений другого бизнеса, индустрии продаж музыкальной продукции. И здесь речь идет уже о совсем других доходах. По экспертным оценкам, в прошлом году оборот компаний, тиражирующих и дистрибутирующих музыку, составил в России приблизительно $700 млн.

Глобальные игры

Около 80% мирового музыкального рынка приходится на долю компаний EMI, Universal, Sony BMG и Warner, Ежегодные мировые продажи музыкальной продукции оцениваются приблизительно в $30 млрд. Но в последние годы этот показатель неизменно падает из-за увеличения продаж музыки в Интернете: в 2007 году они выросли на 40% и составили $2,9 млрд.


Алексей Упатов