Точка насыщения. Музыкальное восприятие...


Уж и не знаю насколько объективен мой субъективный пессимизм, однако призрак некоего упадка упрямо мерещится мне последние несколько лет. Атрофия музыкального восприятия? Декаданс? Пресыщение? Пожалуй, что и последнее. Вспоминается один из законов Мерфи: «Сумма разума на планете - величина постоянная, а население растет». Как ни парадоксально, но пожалуй от всеобщей «интернетизации» музыкального пространства, вкупе с растущей степенью доступности средств музыкального созидания рядовому обывателю мы в не меньшей степени проиграли, чем выиграли.

Плохо, когда у Художника нет холста и красок, скажут мне. Еще хуже, когда у каждой бездари есть кисти и мольберт, возражу я. Как гласит один из законов биологии, каждая популяция, являющаяся органической частью всеобщей экосистемы, имеет способность к саморегуляции, приобретение которой стало жизненно необходимым для популяции продуктом эволюции. Искусственное изменение ее численности как в ту, так в и иную сторону, вызывает негативные последствия как в самой популяции, так и нарушение равновесия в общей системе.

Современная музыка, и в том числе электронная, и в не меньшей степени так называемая экспериментальная - лично мне всё больше напоминает искусственно раздутую популяцию, с каждым годом испытывающую все более серьезную проблему поддержания себя в жизнеспособном состоянии. Любой экономист скажет, что проблема роста - это в первую очередь проблема наличия ресурсов для оного. И где найти того Демиурга, чтобы набраться на всех музыкальных идей, когда в каждом подъезде нынче сидит по Ксенакису?

Тиражирование. Эпигонство. Серость.
Музыка как продукт потребления. Духовное развитие как один из индексов потребительского рынка.

Я сгущаю краски? Возможно. Но и не думаю, что сильно ошибаюсь. Я слушаю свой плейлист и порой с трудом замечаю, что один альбом сменился другим. И ведь я не говорю про откровенный расплодившийся в последнее время сетевой мусор, от которого мы стараемся оградить свой незаменимый winamp. Я говорю про имена, так или иначе симпатичные и достойные. И все же чаще всего музыкальное нечто привычно течет сквозь слуховые каналы, не вызывая ни отторжения, ни особого восторга, иногда что-то заставляет восприятие встрепенуться, но редко это бывает дух чего-то нового и невероятного, чаще всего это что-то хорошо знакомое, хотя и эмоционально яркое. Выходит мы обречены лишь возвращать уже знакомое, провоцируя себя снова и снова переживать одни и те же впечатления?

Ну да, если исходить из того, что нот всего лишь семь. А может дело в том, что некоторые слишком бессовестно их эксплуатируют?

Эрозия музыкальных почв.

Доступность современных IT-средств создания музыки, позволяющих каждой кухарке создавать на дому свою “Волшебную флейту”, позволила образоваться очереди из Героев нового времени. Вот они, многочисленные Дебюсси и Шёнберги, устремившиеся к музыкальному Олимпу с партитурами под мышками. А вот и Олимп с новыми музыкальными Богами: Rapidshare, iFolder или SoulSeek, сулящими всем смертным свои несметные музыкальные богатства. И все тиражируют всех. Аминь.

Тиражирование убило в нас дух ожидания, дух нетерпения. Пропал азарт поиска, многим уже неведомо счастье обладания. И кто помнит как здорово было правдами и неправдами разыскивать что-то новенькое, меняться и переписывать музыку друг у друга? Сколько простых, но сильных эмоций это приносило?

Глядя на полчища IDM-адептов, заваливших своими опусами расплодившиеся сетевые лейблы и слушая отдельные “творения”, не можешь отделаться от неприятного ощущения пересохшего горла. Дайте же воздух! Дайте же метлу вымести этот мусор! Но хуже всего не это. Хуже другое. Теория систем предполагает влияние всех компонентов в нее входящих на остальные и на систему в целом. И в итоге наше восприятие незаметно подтачивается, все более заражаясь штаммом конформизма. А что? Ну и пусть будет, оно же не мешает! Настоящий цветок прорастет и среди сорняка. Не мешает… Почему только вчерашние идолы возвращаются сегодня без блеска в глазах, давно уже не веря в самих себя? Видимо их иммунитет тоже не беспределен.

В итоге мы робко спрашиваем друг у друга про последних Ае или Portishead. Робко, потому что боимся признаться, что и близко не получили от них тех эмоций, которые получали когда-то. Мы с наигранным восторгом хватаемся за Burial, чтобы заполнить душевную пустоту, которая все сильнее аннигилирует музыкальное пространство. И лишь немногие как Murcof или Hans Appelqvist еще способны искренне задеть за живое.

Наверное это просто меланхолия. Меланхолия теней, прыгающих на вечерней стене. И все же не покидает ощущение того, что чаша полна. И проблема уже не в том, что было в нее налито. Важнее то, что в нее уже нельзя ничего налить. Пришла пора выплеснуть чашу.


Fujiwara Naoki 2008