Загадки красивого голоса

Тембр, красота и благозвучность голоса

Тембр, красота и благозвучность голоса

Сегодня мне хотелось бы затронуть вопрос, связанный с тембром, красотой и благозвучностью нашего голоса. Часто говорят, что женщина любит ушами, а мужчина - глазами. Но у меня такое ощущение, что ушами любят все поголовно, а глазами - выборочно, эстеты и особо избалованные любители прекрасного.

Итак, голос важен для всех, для певцов особенно. А для простых людей - не музыкантов -красота голоса также важна, потому что от того, благозвучна ли Ваша речь или нет, зависит, полюбит Вас девушка или нет, проникнется ли симпатией директор или Вы ему сразу же не понравитесь, будет ли испытывать доверие клиент, или, напротив, от Вас сразу же отвернуться и захлопнут перед носом дверь.
Давайте разберем голос с позиции музыкальной, хотя этот подход, я думаю, и для обыкновенной жизни будет весьма полезен.

Итак, как мы уже говорили ранее, голос различают по высоте и тембру. Женские голоса выше мужских, хотя низкие женские голоса - контральто и высокие мужские - тенора иногда весьма схожи по звучанию, даже так, что их бывает трудно различить.

Когда ребенок в детстве начинает заниматься музыкой и пением, то весьма вероятно, что его диапазон разовьется достаточно хорошо, и он к 12-13 годам научится пользоваться не менее полуторами октав. То есть человек, повзрослев, сможет владеть как высокими интонациями своего голоса, так и весьма низкими - глубокими и мягкими. Но, к сожалению, в силу каких-то причин - воспитания, привычки говорить так или иначе, окружения, профессии - люди порою используют в обычной разговорной речи очень небольшой, прямо скажем, скудный диапазон. Некоторые женщины, к примеру, склонны переговариваться в автобусе визгливыми, тоненькими голосами:

'А я на распродаже купила такие кофточки! Супер!'

'А я сапожки высокие - класс!!!', - еще более тонким и пронзительным, 'школьным' голоском вторит приятельница.

Дамы разговаривают так, что кажется, будто у них совсем нет в природе голоса глубоких, красивых обертонов. Но на самом деле это не так. Если провести с женщинами из автобуса небольшой вокально-речевой тренинг, то у них неожиданно обнаружатся и мягкие, низкие нотки в их голосе. А ведь медленная речь, не резкий и не визгливый голос действуют на окружающих успокаивающе и умиротворяюще.
Загадки красивого голоса


Поставленный голос.

Невероятные крики детей в общеобразовательной школе, когда они 'отдыхают' на переменах, как показали исследования, повышают уровень раздражительности учителей. Педагоги начинают нервничать от визга школьников, срываются и начинают кричать на подопечных порою не менее высокими и резкими голосами. А дети, в свою очередь , заводятся. И получается замкнутый круг. А выход из него - понижение интонации голоса, уменьшение темпа речи. Для того, чтобы достигнуть таких умений, существуют специальные вокально-речевые упражнения.

Надо сказать, что среди профессионалов различают так называемый 'поставленный' голос (им пользуются певцы, лекторы, ведущие и артисты), и 'непоставленный' - обычный, бытовой.

Каковы же признаки поставленного голоса? Это, прежде всего, красивый тембр, настолько, насколько позволяют природные качества человека. Это сила голоса (попробуйте-ка, как оперный певец, перепеть оркестр, играющий forte из оркестровой ямы). Тут и особая способность долго выдерживать звуки. А это качество нарабатывается при помощи определенных упражнений с дыханием.

Чтобы звук хорошо был слышен в огромных и даже в средних размеров залах и аудиториях, голос должен еще обладать так называемой 'полетностью'. Что такое полетность? Это, когда Вы, заблудившись в лесу, кричите, и Ваше 'Ау!' все сразу слышат, потому что звук хорошо летит. А иные кричат, вроде громко стараются, а голос как будто бы застревает и падает недалеко от крикуна. Полетность звука складывается из разных вещей. Это и работа резонаторов, и правильное дыхание, и мастерское умение округлять и посылать звук.

Для того, чтобы голос сильно и красиво звучал, необходимо уметь пользоваться регистрами. Певцы, принадлежащие к сильной половине человечества, как правило, умеют в той или иной ситуации использовать грудной (насыщенный и богатый) регистр голоса, и фальцентный (высокий, менее яркий). Женщины-вокалистки, передавая чувственность романсов или драматизм оперных партий, пользуются и головным (высоким) регистром, и грудным (низким), а также центральным (соединяющим головной и грудной регистры).

Умение вовремя перейти в тот или иной регистр, понизить или повысить голос, уменьшить громкость или замедлить темп пения или речи - это и есть в общих чертах мастерское владение голосом. Голос передает те или иные ощущения и переживания. Голос может возбудить чувства, может успокоить. Голос, в конце концов, может просто влюбить в себя.

При постановке голоса педагог обычно преследует много частных задач, которые впоследствии, при их суммировании, обязательно приведут к желаемому результату.


Постановка голоса.

Упражнения даются, например, на выработку у певца или чтеца умения посылать звук именно прямо, а не вниз или вбок. Среди задач, кроме всего прочего, и избавление от неадекватной мимики во время речи, от закрепощенности гортани, от неверной артикуляции.

И еще несколько моментов, связанных с постановкой голоса. Что часто мешает пению? От чего иногда голос, когда человек просто говорит, скрежещет, как наждачная бумага, или хрипит, как лопата дворника по утрам. Отчего некоторые гнусявят, а другие шепчут и быстро устают - голос садится.

Причиной всех этих неприятностей являются разные вещи. Среди них и неправильная поза тела, и зажимы, и привычка неудобно держать шею, голову, подбородок. Часто человек не осознает, как он мешает себе сам красиво и внятно говорить. Конечно же, здесь и неправильное дыхание, и неумение пользоваться резонаторами, регистрами, и различными красками тембра голоса.

Что касается дыхания, то певцу его нужно постоянно тренировать, делая дыхательные упражнения. Ведь ему важно понимать, как координируют диафрагма, грудная полость, легкие и рот.

Для правильного дыхания, для хорошего владения голосом важна и хорошая тренировка мышц, участвующих в дыхании. Только при умелом использовании грудного, диафрагменного и реберного дыхания можно найти в пении и в речи твердую опору, избавившись от поверхностного дыхания, которое и служит порою причиной слишком тихого, не полетного, не окрашенного тембрально голоса.

Говорить о голосе и вокале можно бесконечно. Тут и вокальные упражнения, и уроки актерского мастерства, и ораторское искусство. Пение с детьми, выравнивание речи у взрослых.

Столкнувшись с тем, что у подписчиков рассылки возникли вопросы по теме 'Постановка голоса', и появились заинтересованные в том, чтобы улучшить собственные вокальные данные, я решила создать дистанционное обучение для тех, кто хочет облагородить свой голос. Кому-то это нужно просто 'для жизни'. Ну, и естественно, для тех, кто желает приобрести вокально-речевые навыки для любительских или профессиональных целей.

Ваш музыкальный путеводитель Ирина Георгиевна [email protected]