Что такое трио



Что такое трио (Трио)


Итальянское слово «трио» имеет несколько значений. Во-первых, это ансамбль из трех музыкантов-инструменталистов или певцов. Вокальное трио (или — по-другому — терцет) может быть самостоятельной пьесой или же частью крупного произведения, например оперы. Если три партии терцета основаны на одной и той же теме, то тем самым композитор подчеркивает единство мыслей и чувств всех участников ансамбля. Таково трио «Не томи, родимый» — ансамбль Сусанина, Антониды, Собинина из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Но возможны индивидуальные, самостоятельные партии каждого действующего читать далее >>

Что такое токката



Что такое токката (Токката)


Токката (итал. toccata от toccare — трогать, толкать) — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов.

В эпоху Возрождения так называли праздничную фанфару для духовых инструментов и литавр; в XVII в. — фанфарного типа вступления к операм и балетам.

Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то читать далее >>

Интонация в музыке



Интонация в музыке (Интонация в музыке)


Интонация (от латинского «интоно» — «громко произношу») — в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения.

Как она устроена? Подобно слову, интонация — единство звука и смысла. Но и звук, и смысл, и характер их связи радикально отличны в слове и интонации. Звуковой материал слова — строго ограниченный набор фонем. Можно сказать, что фонема — основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи. Музыкальная интонация опирается на звук во читать далее >>

Музыковедение

Музыковедение (Музыковедение)

Музыковедение — наука о музыке, одна из областей искусствознания. Это верно, но лишь отчасти. В музыковедении действительно есть научное ядро — система объективных знаний о музыке и музыкальной культуре. Есть в нем, однако, и литературно-художественные интерпретации музыки, музыкально-критические эссе, художественно-публицистические очерки. Поэтому музыковедение правильнее понимать как особую сферу общественного сознания и деятельности, промежуточную между искусством и наукой, связывающую художественное и научное познание, содействующее развитию музыкальной культуры общества.
читать далее >>

Ансамбль, что это такое


Ансамбль (Ансамбль, что это такое)

Ансамбль (от фр. ensemble — вместе, множество) — означает совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей; излюбленный с давних времен тип музицирования. В соответствии с количеством исполнителей (от двух до десяти), ансамбль называется дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом, секстетом, септетом, октетом, нонетом или дециметом — по латинским названием цифр. Как самостоятельные произведения ансамбли принадлежат к области камерной музыки, но входят также и в состав опер, ораторий, кантат. читать далее >>

Что такое этюд

Что такое этюд (Этюд)

Этюд (фр. etude — изучение) — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Нет скрипача, пианиста, флейтиста, музыканта любой специальности, которому в музыкальной школе, училище, консерватории не пришлось бы сыграть ни одного этюда — завершенной по форме пьесы, предназначенной для развития технических навыков и мастерства музыканта. На эту задачу указывает и значение самого слова: в переводе с французского «этюд» означает «учение» читать далее >>

Сольфеджио. Музыкальная грамота



Сольфеджио (Музыкальная грамота)


Сольфеджио (итал. solfeggio — от названия музыкальных нот соль и фа) — это учебный предмет, посвящённый развитию музыкального слуха. В основе сольфеджио лежит пение с называнием звуков. Отсюда произошло и само слово: оно образовалось из сочетания двух слогов — «соль» и «фа» (в странах английского языка предмет так и называется — «соль-фа»).

Обычно, в современном понимании, сольфеджио — это учебный предмет, в котором изучается музыкальная теория, музыкальная грамота.

Истоки сольфеджио идут из далёкой глубины веков — из музыкальной культуры Древнего Египта, Китая читать далее >>

Про мелодию. Мелодия

Про мелодию (Мелодия)

Мелодия (от греч. melos — пение, mélodie — франц., нем., melodia — итал.) — музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Под этим понимается прежде всего выражение посредством изменения высоты звука во времени (мелодического движения). Мелодия непосредственно связана с ритмом, однако условно область мелодии и ритма разделяются так, что к мелодии относится изменение звука по высоте, а к ритму организация звуков во времени по длительности и акценту.

Ритм — это соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности, из которой складывается мелодия.

Ноты могут иметь читать далее >>

Про артикулацию. Артикуляция

Про артикулацию (Артикуляция)


Артикуляция в фонетике

Артикуляция (от лат. articulo — «артикуле» — «расчленяю, членораздельно произношу») — в фонетике работа органов речи при образовании звуков и степень отчетливости произношения. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, чёткость их звучания.

Артикуляция звука состоит из 3 этапов:


  • Экскурсия — подготовка речевого аппарата к произнесению звука, или начало артикуляции;
  • читать далее >>

    Полифония. о полифонии



    Полифония (о полифонии)


    Полифония (от греческого «поли» — «много», «фон» — «звук») — вид многоголосной музыки, в котором одновременно звучат несколько самостоятельных равноценных мелодий. В этом ее отличие от гомофонии (от греческого «гомо» — «равный»), где лишь один голос является ведущим, а другие его сопровождают (как, например, в русском романсе, советской массовой песне или танцевальной музыке).

    Полифонию разделяют на типы:

    • Подголосочная полифония, при которой вместе с основной мелодией звучат её подголоски, то есть несколько отличающиеся варианты. Характерна для русской народной читать далее >>

      страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22